Объекты не требующие получения разрешения на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты не требующие получения разрешения на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" Градостроительного кодекса РФ"В свою очередь, в статье 49 названного Кодекса предусматриваются случаи, когда проектная документация подлежит экспертизе, а также регламентируется порядок проведения экспертизы проектной документации. Экспертиза не проводится, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство; экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства; Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется (часть 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55 "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" Градостроительного кодекса РФИз содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 г. для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется получение разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 49 ГрК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)12. Когда обязательна экспертиза проектной документации в отношении объектов, для строительства которых не требуется получать разрешение на строительство?
(КонсультантПлюс, 2025)12. Когда обязательна экспертиза проектной документации в отношении объектов, для строительства которых не требуется получать разрешение на строительство?
Готовое решение: Что такое линейные объекты
(КонсультантПлюс, 2025)согласно законодательству субъекта РФ кабельные линии относятся к объектам, не требующим получения разрешения на строительство (Письмо ФАС России от 23.10.2017 N ВК/72746/17).
(КонсультантПлюс, 2025)согласно законодательству субъекта РФ кабельные линии относятся к объектам, не требующим получения разрешения на строительство (Письмо ФАС России от 23.10.2017 N ВК/72746/17).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.
(ред. от 31.07.2025)3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"6. Правительство Российской Федерации вправе установить иной срок принятия решения об утверждении бюджета на капитальные вложения (расходы), предусмотренного подпунктом "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи, при реализации инвестиционных проектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство объектов недвижимого имущества, создаваемых или реконструируемых в рамках инвестиционного проекта.
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"6. Правительство Российской Федерации вправе установить иной срок принятия решения об утверждении бюджета на капитальные вложения (расходы), предусмотренного подпунктом "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи, при реализации инвестиционных проектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство объектов недвижимого имущества, создаваемых или реконструируемых в рамках инвестиционного проекта.
Статья: Ордер на земляные работы: понятие, порядок получения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) прокладка (размещение) и (или) реконструкция инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи и иных технологически связанных с ними объектов, не требующих получения разрешения на строительство;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) прокладка (размещение) и (или) реконструкция инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи и иных технологически связанных с ними объектов, не требующих получения разрешения на строительство;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выдавать разрешение могут: уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". Исключение составляют случаи, когда для строительства объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, установлен в ч. 17 ст. 51 комментируемого Кодекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выдавать разрешение могут: уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". Исключение составляют случаи, когда для строительства объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, установлен в ч. 17 ст. 51 комментируемого Кодекса.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").
Ситуация: Что понимается под индивидуальным жилищным строительством?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время строительство или реконструкция объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта ИЖС необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции. Исключение составляют объекты ИЖС, строящиеся с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1, 1.1, 1.2 ст. 51.1 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время строительство или реконструкция объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта ИЖС необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции. Исключение составляют объекты ИЖС, строящиеся с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1, 1.1, 1.2 ст. 51.1 ГрК РФ).
Статья: Объекты вспомогательного использования: критерии утверждены
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Удовлетворяя требование предпринимателя, судьи отметили: возведение объектов не требовало получения разрешения на строительство, они расположены на принадлежащем истцу участке, соответствуют градостроительным, строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, их сохранение не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Удовлетворяя требование предпринимателя, судьи отметили: возведение объектов не требовало получения разрешения на строительство, они расположены на принадлежащем истцу участке, соответствуют градостроительным, строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, их сохранение не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Изменения обусловлены тем, что необходимость разработки рабочей документации в ряде случаев создает излишние финансовые и временные затраты для застройщиков отдельных объектов, не требующих получения разрешения на строительство и не подлежащих обязательной экспертизе проектной документации.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Изменения обусловлены тем, что необходимость разработки рабочей документации в ряде случаев создает излишние финансовые и временные затраты для застройщиков отдельных объектов, не требующих получения разрешения на строительство и не подлежащих обязательной экспертизе проектной документации.
Статья: Земляные работы: понятие, порядок выполнения и требования к проведению
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) прокладка (размещение) и (или) реконструкция инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи и иных технологически связанных с ними объектов, не требующих получения разрешения на строительство;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) прокладка (размещение) и (или) реконструкция инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи и иных технологически связанных с ними объектов, не требующих получения разрешения на строительство;
Статья: Закон наводит порядок в сведениях ЕГРН
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)- осуществления государственного кадастрового учета - если для строительства объекта не требуется получения разрешения на строительство либо не требуется получения уведомления о соответствии требованиям построенного индивидуального жилого или садового дома.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)- осуществления государственного кадастрового учета - если для строительства объекта не требуется получения разрешения на строительство либо не требуется получения уведомления о соответствии требованиям построенного индивидуального жилого или садового дома.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. Аналогичное правило, исключающее необходимость получения разрешения на строительство линейных объектов, установлено п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесение изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <1>. В то же время земельное и лесное законодательство предусматривает предоставление права пользования земельными и лесными участками для эксплуатации находящихся на них линейных объектов на общем основании.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. Аналогичное правило, исключающее необходимость получения разрешения на строительство линейных объектов, установлено п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесение изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <1>. В то же время земельное и лесное законодательство предусматривает предоставление права пользования земельными и лесными участками для эксплуатации находящихся на них линейных объектов на общем основании.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.1. Часть 2.1 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. Она предусматривает, что, если на момент обращения за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав истек срок действия договора аренды (и он не возобновлен на неопределенный срок согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ) или договора безвозмездного пользования, лицо вправе требовать осуществления указанных регистрационных действий на объект недвижимости, если срок договора не истек к моменту ввода объекта в эксплуатацию (а относительно линейных объектов, для которых не требуется получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, - к моменту окончания строительства).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.1. Часть 2.1 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. Она предусматривает, что, если на момент обращения за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав истек срок действия договора аренды (и он не возобновлен на неопределенный срок согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ) или договора безвозмездного пользования, лицо вправе требовать осуществления указанных регистрационных действий на объект недвижимости, если срок договора не истек к моменту ввода объекта в эксплуатацию (а относительно линейных объектов, для которых не требуется получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, - к моменту окончания строительства).