Объекты культурного наследия ЕГРН
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты культурного наследия ЕГРН (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""В связи с наличием императивной нормы, предусматривающей разработку раздела об обеспечении сохранности объектов, соответствующие сведения являются публичными (статья 36 Закона N 73-ФЗ). Наличие сведений в ЕГРН о границах территорий объектов культурного наследия позволяет обеспечить исполнение требований законодательства не только правообладателями земельных участков, но и третьими лицами, что отвечает требованиям о публичности сведений, а, следовательно, целям ведения ЕГРН.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Зоны охраны объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Таким образом, защитная зона является временной и устанавливается для объектов культурного наследия, не обеспеченных персональными либо объединенными зонами охраны. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в ЕГРН сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 Закона об объектах культурного наследия. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется (пункт 6 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в ЕГРН (абз. 2 п. 7 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в ЕГРН (абз. 2 п. 7 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Ключевые слова: объект культурного наследия, недвижимость, ЕГРН.
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Ключевые слова: объект культурного наследия, недвижимость, ЕГРН.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из Единого государственного реестра недвижимости. Исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из Единого государственного реестра недвижимости.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из Единого государственного реестра недвижимости. Исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Статья: Защита публичных интересов: некоторые аспекты недопущения причинения вреда объектам культурного наследия в ходе хозяйственной деятельности
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В соответствии с п. 7 ст. 3.1 Закона об охране памятников сведения о границах территории объекта культурного наследия должны вноситься в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Следовательно, можно запросить выписку из ЕГРН в органах Росреестра.
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В соответствии с п. 7 ст. 3.1 Закона об охране памятников сведения о границах территории объекта культурного наследия должны вноситься в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Следовательно, можно запросить выписку из ЕГРН в органах Росреестра.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)18. В ч. 18 комментируемой статьи установлено, что истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством РФ положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из ЕГРН. При этом отмечено, что исключение объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из ЕГРН.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)18. В ч. 18 комментируемой статьи установлено, что истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством РФ положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из ЕГРН. При этом отмечено, что исключение объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из ЕГРН.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемые положения Закона об объектах культурного наследия по аналогии с законодательством об особо охраняемых природных территориях необходимо понимать следующим образом: границы территорий объектов культурного наследия, установленные до принятия Закона о регистрации недвижимости, признаются действительными; сведения о границах объектов культурного наследия, определяемых после введения в действие Закона о регистрации недвижимости, устанавливаются на основании Закона об объектах культурного наследия и подлежат включению в ЕГРН.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемые положения Закона об объектах культурного наследия по аналогии с законодательством об особо охраняемых природных территориях необходимо понимать следующим образом: границы территорий объектов культурного наследия, установленные до принятия Закона о регистрации недвижимости, признаются действительными; сведения о границах объектов культурного наследия, определяемых после введения в действие Закона о регистрации недвижимости, устанавливаются на основании Закона об объектах культурного наследия и подлежат включению в ЕГРН.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в части 18 комментируемой статьи определено, что истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством РФ положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из ЕГРН. При этом установлено, что исключение объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из ЕГРН.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в части 18 комментируемой статьи определено, что истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством РФ положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из ЕГРН. При этом установлено, что исключение объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из ЕГРН.
Статья: Правовой режим защитных зон объектов культурного наследия в условиях цифровизации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)Предмет и цель. Предмет исследования - соотношение действия правовых режимов защитных зон объектов культурного наследия и отражения сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Цель работы - выявление особенностей соотношения нормативных правовых актов об охране объектов культурного наследия и регистрации прав в части установления и действия указанных правовых режимов. Метод и методология исследования: применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Результаты исследования: установлено наличие в законодательстве ряда противоречий, препятствующих построению национальной системы пространственных данных, оказывающих прямое воздействие на объем прав собственников объектов культурного наследия и связанных с ними земельных участков. Область применения результатов: полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования: выявлены проблемы соотношения правового режима защитных зон объектов культурного наследия и их отражения в Едином государственном реестре недвижимости. Предложены меры по совершенствованию ряда нормативных правовых актов. Выводы. Обосновывается положение об объективном существовании защитных зон объектов культурного наследия вне зависимости от отражения сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на упрощение процедуры наполнения названного реестра с одновременным обеспечением своевременного отражения в нем сведений об особых правовых режимах.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)Предмет и цель. Предмет исследования - соотношение действия правовых режимов защитных зон объектов культурного наследия и отражения сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Цель работы - выявление особенностей соотношения нормативных правовых актов об охране объектов культурного наследия и регистрации прав в части установления и действия указанных правовых режимов. Метод и методология исследования: применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Результаты исследования: установлено наличие в законодательстве ряда противоречий, препятствующих построению национальной системы пространственных данных, оказывающих прямое воздействие на объем прав собственников объектов культурного наследия и связанных с ними земельных участков. Область применения результатов: полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования: выявлены проблемы соотношения правового режима защитных зон объектов культурного наследия и их отражения в Едином государственном реестре недвижимости. Предложены меры по совершенствованию ряда нормативных правовых актов. Выводы. Обосновывается положение об объективном существовании защитных зон объектов культурного наследия вне зависимости от отражения сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на упрощение процедуры наполнения названного реестра с одновременным обеспечением своевременного отражения в нем сведений об особых правовых режимах.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Здание является объектом культуры регионального значения, соответствующие сведения о здании, а также сведения о предмете охраны здания, утвержденном соответствующими приказами Управления государственной охраны объектов культурного наследия, отражены в ЕГРН.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Здание является объектом культуры регионального значения, соответствующие сведения о здании, а также сведения о предмете охраны здания, утвержденном соответствующими приказами Управления государственной охраны объектов культурного наследия, отражены в ЕГРН.