Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты государственного (муниципального) финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФСТАТЬЯ 266.1 "ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФСТАТЬЯ 266.1 "ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Хозяйственные общества являются юридическими лицами, которые отнесены к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (п. 1, 2 ст. 50, п. 4 ст. 66 ГК РФ) <1>. Но правовые основы статуса хозяйственных обществ не ограничиваются сферой гражданско-правового регулирования. Участие публично-правовых образований в их уставных капиталах обусловливают положение таких юридических лиц в качестве объектов государственного (муниципального) финансового контроля (п. 1, 3, 5 ст. 41, абз. 6 ст. 42, п. 1 ст. 266.1, ст. 268.1 БК РФ) <2>.
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Хозяйственные общества являются юридическими лицами, которые отнесены к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (п. 1, 2 ст. 50, п. 4 ст. 66 ГК РФ) <1>. Но правовые основы статуса хозяйственных обществ не ограничиваются сферой гражданско-правового регулирования. Участие публично-правовых образований в их уставных капиталах обусловливают положение таких юридических лиц в качестве объектов государственного (муниципального) финансового контроля (п. 1, 3, 5 ст. 41, абз. 6 ст. 42, п. 1 ст. 266.1, ст. 268.1 БК РФ) <2>.
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В 2013 г. БК РФ был дополнен статьей 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" <19>, что позволило органам государственного (муниципального) контроля практически в полной мере реализовывать полномочия по проверке хозяйственных обществ как получателей средств из бюджета. Утверждаемые органами государственного (муниципального) контроля методические рекомендации проверки эффективности вложенных бюджетных средств в уставные капиталы в основном сосредоточены на коэффициентном анализе данных <20>, что, к сожалению, является малоинформативным для большинства заинтересованных пользователей информации. Кроме того, экономические показатели эффективности могут не давать достоверного представления о финансовом состоянии субъекта проверки <21>.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В 2013 г. БК РФ был дополнен статьей 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" <19>, что позволило органам государственного (муниципального) контроля практически в полной мере реализовывать полномочия по проверке хозяйственных обществ как получателей средств из бюджета. Утверждаемые органами государственного (муниципального) контроля методические рекомендации проверки эффективности вложенных бюджетных средств в уставные капиталы в основном сосредоточены на коэффициентном анализе данных <20>, что, к сожалению, является малоинформативным для большинства заинтересованных пользователей информации. Кроме того, экономические показатели эффективности могут не давать достоверного представления о финансовом состоянии субъекта проверки <21>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: О перспективах применения принципа добросовестности в бюджетном праве
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<26> Понятие "бюджетные средства" в законодательстве не определено, однако на обращение автора в Минфин России с просьбой о предоставлении позиции касательно указанного термина Министерство Письмом от 22 июля 2024 г. N 02-14-12/68511 указало на возможность в отсутствие легального закрепления "бюджетных средств" руководствоваться содержанием определений понятий "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета". Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, понятие "получатель средств из бюджета" охватывает собой также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Более того, в полученном Письме (ответе) было обращено внимание на содержание ст. 266.1 Бюджетного кодекса, которая весьма широко определяет круг объектов государственного (муниципального) финансового контроля, куда также входят перечисленные ранее частные субъекты. В этой связи в рамках настоящей работы автор исходит из широкого понимания бюджетных средств и необходимости применения принципов эффективности и целевого характера бюджетных средств также на лиц, поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в рамках государственного (муниципального) контракта, получающих субсидии и т.д. Тем не менее спорным остается вопрос об идентификации средств в качестве бюджетных в случае движения указанных средств "вниз по лестнице" подрядчикам упомянутых лиц и (или) иным лицам. При этом, по мнению автора, само содержание принципа эффективности бюджетных средств может быть истолковано в том числе как необходимость собственного воспроизводства (применения) вплоть до исполнения обязательств (достижения целей), на которые соответствующие бюджетные деньги были выделены.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<26> Понятие "бюджетные средства" в законодательстве не определено, однако на обращение автора в Минфин России с просьбой о предоставлении позиции касательно указанного термина Министерство Письмом от 22 июля 2024 г. N 02-14-12/68511 указало на возможность в отсутствие легального закрепления "бюджетных средств" руководствоваться содержанием определений понятий "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета". Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, понятие "получатель средств из бюджета" охватывает собой также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Более того, в полученном Письме (ответе) было обращено внимание на содержание ст. 266.1 Бюджетного кодекса, которая весьма широко определяет круг объектов государственного (муниципального) финансового контроля, куда также входят перечисленные ранее частные субъекты. В этой связи в рамках настоящей работы автор исходит из широкого понимания бюджетных средств и необходимости применения принципов эффективности и целевого характера бюджетных средств также на лиц, поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в рамках государственного (муниципального) контракта, получающих субсидии и т.д. Тем не менее спорным остается вопрос об идентификации средств в качестве бюджетных в случае движения указанных средств "вниз по лестнице" подрядчикам упомянутых лиц и (или) иным лицам. При этом, по мнению автора, само содержание принципа эффективности бюджетных средств может быть истолковано в том числе как необходимость собственного воспроизводства (применения) вплоть до исполнения обязательств (достижения целей), на которые соответствующие бюджетные деньги были выделены.
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При этом в п. 1 ст. 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения условий реализации договоров и соглашений о предоставлении средств из бюджета, а в п. 1 ст. 266.1 БК РФ определено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При этом в п. 1 ст. 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения условий реализации договоров и соглашений о предоставлении средств из бюджета, а в п. 1 ст. 266.1 БК РФ определено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)<4> См.: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СПС "КонсультантПлюс".
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)<4> См.: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СПС "КонсультантПлюс".
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
Статья: Функции публичных финансов и процессы цифровизации в сфере публичного управления
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)С одной стороны, цифровизация является дорогостоящим процессом, требующим значительного объема материальных ресурсов. Значит, данный процесс "усиливает" и без того имеющую преимущество фискальную функцию. Одновременно с этим цифровизация позволяет повысить уровень собираемости налогов и иных обязательных платежей, воздействуя как на компонент добровольности в поведении участников финансовых правоотношений (личный кабинет налогоплательщика, "Мой налог" для самозанятых лиц, развитие финансовых технологий в секторе банковских услуг и пр.), так и на компонент контроля и принуждения (создание информационных систем и баз данных в целях финансового контроля, ускорение межведомственного обмена информацией, внедрение искусственного интеллекта, анализ больших данных в контрольно-надзорных целях и пр.). Тем самым цифровизация как бы "сама себя окупает". С другой стороны, процессы цифровизации ускоряют информационные обмены не только внутри публичного сектора, но и обмены информацией с заинтересованными лицами, находящимися за пределами публичного сектора (налогоплательщиками, объектами государственного и муниципального финансового контроля, исполнителями работ по государственным и муниципальным заказам, юридическими лицами - получателями субсидий и бюджетных инвестиций и пр.). Это повышает уровень открытости процессов, происходящих внутри публичного сектора, - бюджетного процесса, законотворческого процесса касательно налогообложения, выработки финансовой политики, осуществления закупок для публичных нужд и пр.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)С одной стороны, цифровизация является дорогостоящим процессом, требующим значительного объема материальных ресурсов. Значит, данный процесс "усиливает" и без того имеющую преимущество фискальную функцию. Одновременно с этим цифровизация позволяет повысить уровень собираемости налогов и иных обязательных платежей, воздействуя как на компонент добровольности в поведении участников финансовых правоотношений (личный кабинет налогоплательщика, "Мой налог" для самозанятых лиц, развитие финансовых технологий в секторе банковских услуг и пр.), так и на компонент контроля и принуждения (создание информационных систем и баз данных в целях финансового контроля, ускорение межведомственного обмена информацией, внедрение искусственного интеллекта, анализ больших данных в контрольно-надзорных целях и пр.). Тем самым цифровизация как бы "сама себя окупает". С другой стороны, процессы цифровизации ускоряют информационные обмены не только внутри публичного сектора, но и обмены информацией с заинтересованными лицами, находящимися за пределами публичного сектора (налогоплательщиками, объектами государственного и муниципального финансового контроля, исполнителями работ по государственным и муниципальным заказам, юридическими лицами - получателями субсидий и бюджетных инвестиций и пр.). Это повышает уровень открытости процессов, происходящих внутри публичного сектора, - бюджетного процесса, законотворческого процесса касательно налогообложения, выработки финансовой политики, осуществления закупок для публичных нужд и пр.
Статья: Бюджетно-правовой статус физических лиц как субъектов бюджетных правоотношений, возникающих в связи с исполнением государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)До вступления в силу вышеуказанного Закона физические лица уже являлись получателями средств субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, объектами государственного (муниципального) финансового контроля, а также возможной стороной по долговым обязательствам Российской Федерации <28>.
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)До вступления в силу вышеуказанного Закона физические лица уже являлись получателями средств субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, объектами государственного (муниципального) финансового контроля, а также возможной стороной по долговым обязательствам Российской Федерации <28>.
Статья: Контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Возвращаясь к вопросу осуществления контрольной деятельности, необходимо прежде всего обозначить, что институты развития, как являющиеся участниками бюджетного процесса, так и выступающие в качестве "неучастников бюджетного процесса", с точки зрения бюджетного законодательства относятся к числу объектов государственного (муниципального) финансового контроля <13>. Контролирующие субъекты, в свою очередь, подразделяются на два блока: внешний, который на федеральном уровне представлен Счетной палатой РФ, и внутренний, представленный на том же уровне Федеральным казначейством РФ <14>. Не углубляясь детально в содержание внутреннего бюджетного контроля <15>, которое раскрывается в статье 269.2 Бюджетного кодекса РФ, отметим, что, по нашему мнению, именно осуществление внешнего бюджетного контроля играет особую роль в обеспечении результативного функционирования субъектов со статусом институтом развития. Для наглядного подтверждения данного тезиса следует более подробно рассмотреть деятельность Счетной палаты РФ, которая, действуя на федеральном уровне в качестве высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), реализует свои функции в отношении федеральных институтов развития соответственно.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Возвращаясь к вопросу осуществления контрольной деятельности, необходимо прежде всего обозначить, что институты развития, как являющиеся участниками бюджетного процесса, так и выступающие в качестве "неучастников бюджетного процесса", с точки зрения бюджетного законодательства относятся к числу объектов государственного (муниципального) финансового контроля <13>. Контролирующие субъекты, в свою очередь, подразделяются на два блока: внешний, который на федеральном уровне представлен Счетной палатой РФ, и внутренний, представленный на том же уровне Федеральным казначейством РФ <14>. Не углубляясь детально в содержание внутреннего бюджетного контроля <15>, которое раскрывается в статье 269.2 Бюджетного кодекса РФ, отметим, что, по нашему мнению, именно осуществление внешнего бюджетного контроля играет особую роль в обеспечении результативного функционирования субъектов со статусом институтом развития. Для наглядного подтверждения данного тезиса следует более подробно рассмотреть деятельность Счетной палаты РФ, которая, действуя на федеральном уровне в качестве высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), реализует свои функции в отношении федеральных институтов развития соответственно.
Статья: Финансовый контроль за реализацией научных проектов класса "мегасайенс": текущее состояние и перспективы совершенствования
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<10> Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 100 "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<10> Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 100 "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<19> См.: Постановления Правительства РФ: от 6 февраля 2020 г. N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 6. Ст. 699; от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829; от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 9. Ст. 1206; от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть II). Ст. 5176; от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5462; от 17 августа 2020 г. N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464; от 16 сентября 2020 г. N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6055.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<19> См.: Постановления Правительства РФ: от 6 февраля 2020 г. N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 6. Ст. 699; от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829; от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 9. Ст. 1206; от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть II). Ст. 5176; от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5462; от 17 августа 2020 г. N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464; от 16 сентября 2020 г. N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6055.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются: