Объективная сторона состава правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Объективная сторона состава правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение сроков представления в банк документов может свидетельствовать об ином правонарушении, но не образует объективную сторону состава правонарушения по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение сроков представления в банк документов может свидетельствовать об ином правонарушении, но не образует объективную сторону состава правонарушения по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Ответственность за вырубку лесов
(КонсультантПлюс, 2025)Прикрепление в данном случае скворечников к стволам деревьев само по себе не свидетельствует о причинении этим лесным насаждениям повреждений, которые образуют объективную сторону состава правонарушения по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)Прикрепление в данном случае скворечников к стволам деревьев само по себе не свидетельствует о причинении этим лесным насаждениям повреждений, которые образуют объективную сторону состава правонарушения по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информации2.1. Вывод из судебной практики: Неопубликование обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц в установленный срок не признается малозначительным административным правонарушением, так как состав соответствующего административного правонарушения является формальным и неправомерные действия общества образуют объективную сторону состава правонарушения независимо от наступивших последствий.
Статья: Нарушение водителем требований дорожного знака "Обгон запрещен"
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом того что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии других запретов, установленных ПДД (например, п. 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом того что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии других запретов, установленных ПДД (например, п. 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.25 КоАП РФ, выражается в уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, то есть состоит в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренной законом обязанности. Таким образом, указанное административное правонарушение является длящимся.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.25 КоАП РФ, выражается в уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, то есть состоит в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренной законом обязанности. Таким образом, указанное административное правонарушение является длящимся.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)17. Заключение сделки при осуществлении процедуры банкротства организации не освобождает участников такой сделки от обязанности по направлению в антимонопольный орган ходатайства о ее предварительном согласовании в соответствии со статьей 32 Закона о защите конкуренции. Неисполнение указанной обязанности образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)17. Заключение сделки при осуществлении процедуры банкротства организации не освобождает участников такой сделки от обязанности по направлению в антимонопольный орган ходатайства о ее предварительном согласовании в соответствии со статьей 32 Закона о защите конкуренции. Неисполнение указанной обязанности образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Так, в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2012 г. "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" <14> (далее - Постановления Пленума ВС РФ 2012 г. N 21) по сравнению с прежними разъяснениями, в которых, по сути, просто воспроизводилось положение закона, она получила существенное развитие в отношении объективной стороны состава деликта.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Так, в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2012 г. "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" <14> (далее - Постановления Пленума ВС РФ 2012 г. N 21) по сравнению с прежними разъяснениями, в которых, по сути, просто воспроизводилось положение закона, она получила существенное развитие в отношении объективной стороны состава деликта.
Статья: Инсайдеры на финансовых рынках: теория и практика
(Менде Е., Саакян С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Нормы ст. 15.21 КоАП РФ и 185.6 УК РФ предусматривают аналогичную объективную сторону состава правонарушения. Но возникает вопрос: каковы последствия, когда лицо, обладающее инсайдерской информацией, не зная о таком ее характере и получив ее неумышленно, или не являющееся инсайдером, названным в законе или нормативном акте организации, совершает финансовую операцию с последствиями, указанными в КоАП и УК.
(Менде Е., Саакян С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Нормы ст. 15.21 КоАП РФ и 185.6 УК РФ предусматривают аналогичную объективную сторону состава правонарушения. Но возникает вопрос: каковы последствия, когда лицо, обладающее инсайдерской информацией, не зная о таком ее характере и получив ее неумышленно, или не являющееся инсайдером, названным в законе или нормативном акте организации, совершает финансовую операцию с последствиями, указанными в КоАП и УК.
Статья: Должны ли курьеры проходить предрейсовые медосмотры?
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)Суд признал штраф обоснованным. Он указал, что требование о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является необходимым условием их эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Невыполнение этого требования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Компания, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)Суд признал штраф обоснованным. Он указал, что требование о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является необходимым условием их эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Невыполнение этого требования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Компания, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Статья: В России с сентября заработают критерии для изъятия заброшенных участков
(Гребенюк А., Шапенко В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Принятие Федерального закона от 08.08.2024 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установление Правительством Российской Федерации перечня признаков неиспользования земельных участков, а также перечня мероприятий по приведению земельных участков в пригодное состояние были направлены в том числе на устранение пробела в праве, выраженного в отсутствии установленных сроков для соблюдения правообладателями обязанности по использованию земельного участка, что составляет объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Гребенюк А., Шапенко В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Принятие Федерального закона от 08.08.2024 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установление Правительством Российской Федерации перечня признаков неиспользования земельных участков, а также перечня мероприятий по приведению земельных участков в пригодное состояние были направлены в том числе на устранение пробела в праве, выраженного в отсутствии установленных сроков для соблюдения правообладателями обязанности по использованию земельного участка, что составляет объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)На фоне общей тенденции усиления административной ответственности пересматриваются меры административной ответственности за нарушение обязательных требований в сфере информационной безопасности, уточняются признаки объективной стороны отдельных составов правонарушений и вводятся новые составы правонарушений. Все большее развитие получает тенденция дифференциации и индивидуализации ответственности.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)На фоне общей тенденции усиления административной ответственности пересматриваются меры административной ответственности за нарушение обязательных требований в сфере информационной безопасности, уточняются признаки объективной стороны отдельных составов правонарушений и вводятся новые составы правонарушений. Все большее развитие получает тенденция дифференциации и индивидуализации ответственности.
Ситуация: Что грозит за отсутствие полиса ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение или административный штраф в размере 500 руб., если гражданская ответственность застрахована, но полиса ОСАГО при себе нет. При этом, если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава данного правонарушения;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение или административный штраф в размере 500 руб., если гражданская ответственность застрахована, но полиса ОСАГО при себе нет. При этом, если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава данного правонарушения;