Объективная сторона налогового правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Объективная сторона налогового правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 129.6 "Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях" НК РФ"Объективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд признал позицию ИФНС несостоятельной, поскольку с ее стороны имело место последовательное, не обоснованное объективными обстоятельствами несоблюдение сроков вручения акта, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения материалов и вынесения итогового решения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд признал позицию ИФНС несостоятельной, поскольку с ее стороны имело место последовательное, не обоснованное объективными обстоятельствами несоблюдение сроков вручения акта, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения материалов и вынесения итогового решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Для определения наличия или отсутствия объективной стороны налогового правонарушения необходимо установить, что уплаченная в бюджет сумма не только меньше, чем подлежит уплате с учетом объекта и условий налогообложения, но и что налогоплательщиком она неправильно исчислена за соответствующий налоговый период. Отсутствие налоговой декларации не лишает налоговый орган возможности выявить расхождение между фактически уплаченными суммами налога и подлежащими уплате объективно. Однако установить причины расхождения можно только в результате взаимодействия с налогоплательщиком, представления им собственного расчета налога или пояснений о причинах расхождения расчетов. При отсутствии налоговой декларации в случае уплаты налога налогоплательщиком-организацией в меньшем размере, чем исчислено налоговым органом и отражено в сообщении налогового органа об уплате налога, субъект может заявить, что причиной этому стало простое отсутствие денежных средств, в то время как в действительности налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу или применил налоговую ставку в меньшем размере.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Для определения наличия или отсутствия объективной стороны налогового правонарушения необходимо установить, что уплаченная в бюджет сумма не только меньше, чем подлежит уплате с учетом объекта и условий налогообложения, но и что налогоплательщиком она неправильно исчислена за соответствующий налоговый период. Отсутствие налоговой декларации не лишает налоговый орган возможности выявить расхождение между фактически уплаченными суммами налога и подлежащими уплате объективно. Однако установить причины расхождения можно только в результате взаимодействия с налогоплательщиком, представления им собственного расчета налога или пояснений о причинах расхождения расчетов. При отсутствии налоговой декларации в случае уплаты налога налогоплательщиком-организацией в меньшем размере, чем исчислено налоговым органом и отражено в сообщении налогового органа об уплате налога, субъект может заявить, что причиной этому стало простое отсутствие денежных средств, в то время как в действительности налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу или применил налоговую ставку в меньшем размере.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)Объективную сторону налогового правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 119 НК РФ, составляет бездействие налогоплательщика, выражающееся в невыполнении им закрепленной в подпункте 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)Объективную сторону налогового правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 119 НК РФ, составляет бездействие налогоплательщика, выражающееся в невыполнении им закрепленной в подпункте 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Признаки данного состава недостаточно четко разграничены с признаками состава ст. 122 НК РФ. Как было отмечено, согласно ст. 122 неуплата или неполная уплата сумм налога также в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данная проблема была передана на разрешение Конституционного Суда РФ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122, содержащие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Следовательно, в каждой конкретной ситуации необходимо устанавливать, признакам какого состава в большей степени соответствует объективная сторона совершенного налогового правонарушения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Признаки данного состава недостаточно четко разграничены с признаками состава ст. 122 НК РФ. Как было отмечено, согласно ст. 122 неуплата или неполная уплата сумм налога также в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данная проблема была передана на разрешение Конституционного Суда РФ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122, содержащие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Следовательно, в каждой конкретной ситуации необходимо устанавливать, признакам какого состава в большей степени соответствует объективная сторона совершенного налогового правонарушения.
Статья: Риск уголовного преследования в бизнесе как вид предпринимательского риска
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 4)Проблема необоснованного уголовного преследования, по мнению некоторых авторов, связана в том числе с тем, что в современном законодательстве не всегда конкретизированы критерии, которые позволяют отграничить уголовно наказуемое деяние от административного правонарушения [3, с. 90]. Например, налоговые преступления и налоговые правонарушения имеют общую объективную сторону, при этом основная разница заключается в степени общественной опасности совершенного действия предпринимателя.
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 4)Проблема необоснованного уголовного преследования, по мнению некоторых авторов, связана в том числе с тем, что в современном законодательстве не всегда конкретизированы критерии, которые позволяют отграничить уголовно наказуемое деяние от административного правонарушения [3, с. 90]. Например, налоговые преступления и налоговые правонарушения имеют общую объективную сторону, при этом основная разница заключается в степени общественной опасности совершенного действия предпринимателя.
Статья: Как доначисляется НДФЛ налоговому агенту, если его отношения с самозанятыми признаны трудовыми
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 5)Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 123 НК РФ, является налоговый агент, а объективная сторона состоит в невыполнении именно налоговым агентом своей обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет (в соответствии с положениями ст. 226 НК РФ).
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 5)Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 123 НК РФ, является налоговый агент, а объективная сторона состоит в невыполнении именно налоговым агентом своей обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет (в соответствии с положениями ст. 226 НК РФ).
Статья: Зависимость сроков процессуальных проверок по сообщениям о совершении налоговых проверок от информации, содержащейся в материалах налоговых органов
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Полномочия налоговых органов, порядок и средства проведения камеральных и выездных налоговых проверок, установленные налоговым законодательством, достаточны и эффективны для выявления факта нарушения налогового законодательства. Примечательна их схожесть с проверочными и следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ), осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ), истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов (п. 1 ст. 93 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 1 ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта и специалиста (ст. 95 и 96 НК РФ) позволяют установить общественно опасное действие - нарушение налогового законодательства и его последствие - неуплату налогов, причинную связь между ними, а также способ, место и время их совершения. По сути, налоговыми проверками (камеральными и выездными) устанавливаются обстоятельства, образующие объективную сторону налогового преступления (разумеется, речь идет о налоговых нарушениях, повлекших непоступление в бюджет налогов в уголовно наказуемых размерах). Формализуются результаты налоговых проверок в актах налоговых проверок и решениях о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <2>.
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Полномочия налоговых органов, порядок и средства проведения камеральных и выездных налоговых проверок, установленные налоговым законодательством, достаточны и эффективны для выявления факта нарушения налогового законодательства. Примечательна их схожесть с проверочными и следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ), осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ), истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов (п. 1 ст. 93 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 1 ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта и специалиста (ст. 95 и 96 НК РФ) позволяют установить общественно опасное действие - нарушение налогового законодательства и его последствие - неуплату налогов, причинную связь между ними, а также способ, место и время их совершения. По сути, налоговыми проверками (камеральными и выездными) устанавливаются обстоятельства, образующие объективную сторону налогового преступления (разумеется, речь идет о налоговых нарушениях, повлекших непоступление в бюджет налогов в уголовно наказуемых размерах). Формализуются результаты налоговых проверок в актах налоговых проверок и решениях о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <2>.