Объект административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Объект административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой работ и оборудования при проведении конкурса по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства, является неправомерным и образует состав административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой работ и оборудования при проведении конкурса по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства, является неправомерным и образует состав административного правонарушения.
Статья: Административно-процессуальные средства в механизме обеспечения прав граждан, подвергшихся семейному насилию
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)1. Шурухнова Д.Н., Капкова М.А. К вопросу об объекте состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 КоАП РФ "Побои" // Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 25 апр. 2019 г.) / Под ред. Л.В. Павловой. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 320 - 323.
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)1. Шурухнова Д.Н., Капкова М.А. К вопросу об объекте состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 КоАП РФ "Побои" // Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 25 апр. 2019 г.) / Под ред. Л.В. Павловой. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 320 - 323.
Статья: Соотношение административной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации и правовых гарантий свободы слова и массовой информации
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)Далее рассмотрим подробнее состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, являющегося одним из видов злоупотребления свободой массовой информации. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются юридические лица. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области распространения массовой информации. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прямым умыслом, что подразумевает, что субъект правонарушения осознает, что распространяемая им информация является недостоверной и намеренно распространяет ее под видом достоверных сведений. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, выражается в распространении под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Таким образом, часть 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ устанавливает закрытый перечень тем, распространение недостоверной информации на которые подлежит административной ответственности. Согласно примечанию к ст. 13.15 КоАП РФ обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Тем не менее данное перечисление различных видов обстоятельств устанавливает нечеткие границы применения данной нормы. Кроме того, само понятие "угроза жизни и безопасности граждан" является оценочным, а его значение в законе не раскрыто. Оно устанавливается правоприменителем в каждом конкретном случае индивидуально с учетом фактических обстоятельств дела, а также с учетом позиций, изложенных в актах официального толкования. Вместе с тем схожая формулировка применяется, например, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [6]. Так, для целей указанной Концепции используется понятие угрозы общественной безопасности, под которым понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества. Верховным Судом РФ к настоящему времени дано разъяснение о том, что к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, указанным в примечании к ст. 13.15 КоАП РФ, относятся обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации. Иные официальные разъяснения по вопросам содержания понятия заведомо недостоверной информации, запрещенной к распространению в соответствии с ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, отсутствуют.
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)Далее рассмотрим подробнее состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, являющегося одним из видов злоупотребления свободой массовой информации. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются юридические лица. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области распространения массовой информации. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прямым умыслом, что подразумевает, что субъект правонарушения осознает, что распространяемая им информация является недостоверной и намеренно распространяет ее под видом достоверных сведений. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, выражается в распространении под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Таким образом, часть 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ устанавливает закрытый перечень тем, распространение недостоверной информации на которые подлежит административной ответственности. Согласно примечанию к ст. 13.15 КоАП РФ обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Тем не менее данное перечисление различных видов обстоятельств устанавливает нечеткие границы применения данной нормы. Кроме того, само понятие "угроза жизни и безопасности граждан" является оценочным, а его значение в законе не раскрыто. Оно устанавливается правоприменителем в каждом конкретном случае индивидуально с учетом фактических обстоятельств дела, а также с учетом позиций, изложенных в актах официального толкования. Вместе с тем схожая формулировка применяется, например, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [6]. Так, для целей указанной Концепции используется понятие угрозы общественной безопасности, под которым понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества. Верховным Судом РФ к настоящему времени дано разъяснение о том, что к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, указанным в примечании к ст. 13.15 КоАП РФ, относятся обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации. Иные официальные разъяснения по вопросам содержания понятия заведомо недостоверной информации, запрещенной к распространению в соответствии с ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, отсутствуют.
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судьи районных судов согласно абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, если по делу проведено административное расследование. Дела, по которым может быть проведено административное расследование, предусмотрены в ст. 28.7 КоАП РФ. Особенностью данной статьи является то, что в ней по большей части закрепляется не конкретный перечень правонарушений, а их объекты. В связи с этим для правильного определения дел, по которым может быть проведено административное расследование, следует определить родовой, видовой и непосредственный объект соответствующего административного правонарушения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судьи районных судов согласно абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, если по делу проведено административное расследование. Дела, по которым может быть проведено административное расследование, предусмотрены в ст. 28.7 КоАП РФ. Особенностью данной статьи является то, что в ней по большей части закрепляется не конкретный перечень правонарушений, а их объекты. В связи с этим для правильного определения дел, по которым может быть проведено административное расследование, следует определить родовой, видовой и непосредственный объект соответствующего административного правонарушения.
Статья: Нравственное здоровье как объект административно-правовой охраны
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Как становится ясно, ни один из составов административных правонарушений, где в том или ином виде употребляется термин "нравственность", не относится к главе 6 КоАП РФ, хотя в наименовании данной главы она фигурирует как родовой объект административного правонарушения. Неясно поэтому, какую же цель преследует законодатель в первоочередном порядке - защиту общественной нравственности, нравственного здоровья или те цели, которые определяются родовыми объектами глав 5, 13, 20 КоАП РФ. На наш взгляд, и оскорбление, и распространение в оскорбительной форме информации, и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, и мелкое хулиганство имеют ярко выраженную безнравственную окраску и должны быть составами главы 6 КоАП РФ.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Как становится ясно, ни один из составов административных правонарушений, где в том или ином виде употребляется термин "нравственность", не относится к главе 6 КоАП РФ, хотя в наименовании данной главы она фигурирует как родовой объект административного правонарушения. Неясно поэтому, какую же цель преследует законодатель в первоочередном порядке - защиту общественной нравственности, нравственного здоровья или те цели, которые определяются родовыми объектами глав 5, 13, 20 КоАП РФ. На наш взгляд, и оскорбление, и распространение в оскорбительной форме информации, и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, и мелкое хулиганство имеют ярко выраженную безнравственную окраску и должны быть составами главы 6 КоАП РФ.
Статья: Производство в судах по делам об административных правонарушениях как составная часть административного судопроизводства
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Однако с 1 октября 1964 г. был введен в действие Гражданский процессуальный кодекс РСФСР <15> (ГПК РСФСР), гл. 24 которого предусматривала правила рассмотрения судом дел по жалобам граждан и должностных лиц на постановления административных органов о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке, т.е. о применении иных административных взысканий, в частности лишения права управления транспортным средством и конфискации предметов, явившихся орудиями совершения или объектами административных правонарушений. По смыслу положений ст. 1, 25 ГПК РСФСР указанные дела признавались одной из категорий гражданских дел, подлежащих рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Однако с 1 октября 1964 г. был введен в действие Гражданский процессуальный кодекс РСФСР <15> (ГПК РСФСР), гл. 24 которого предусматривала правила рассмотрения судом дел по жалобам граждан и должностных лиц на постановления административных органов о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке, т.е. о применении иных административных взысканий, в частности лишения права управления транспортным средством и конфискации предметов, явившихся орудиями совершения или объектами административных правонарушений. По смыслу положений ст. 1, 25 ГПК РСФСР указанные дела признавались одной из категорий гражданских дел, подлежащих рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.
Статья: Система доказательств по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)К числу объектов административного правонарушения, выявленного в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, следует также отнести объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленные ст. 16 Закона N 248-ФЗ. В том числе деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования; результаты деятельности граждан и организаций, к которым предъявляются обязательные требования; здания, помещения, сооружения, другие объекты, к которым предъявляются обязательные требования.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)К числу объектов административного правонарушения, выявленного в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, следует также отнести объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленные ст. 16 Закона N 248-ФЗ. В том числе деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования; результаты деятельности граждан и организаций, к которым предъявляются обязательные требования; здания, помещения, сооружения, другие объекты, к которым предъявляются обязательные требования.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Например, в пункте 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом ВС РФ 19 июля 2017 года, разъяснено, что административные правонарушения, составы которых предусмотрены статьей 14.28 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными. При этом отсутствие негативных последствий не является основанием для признания правонарушения малозначительным.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Например, в пункте 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом ВС РФ 19 июля 2017 года, разъяснено, что административные правонарушения, составы которых предусмотрены статьей 14.28 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными. При этом отсутствие негативных последствий не является основанием для признания правонарушения малозначительным.
Статья: Административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства в условиях развития информационных технологий
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
Статья: О некоторых аспектах совершенствования институтов назначения и исполнения административных наказаний
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Термин "однородное административное правонарушение" законодатель не раскрывает. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ однородное административное правонарушение - это такое правонарушение, которое имеет единый родовой объект посягательства <7>. Из этого можно сделать вывод, что однородными будут являться правонарушения, закрепленные в одной главе КоАП РФ. Как правило, родовой объект административного правонарушения определяется именно исходя из наименования главы КоАП РФ.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Термин "однородное административное правонарушение" законодатель не раскрывает. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ однородное административное правонарушение - это такое правонарушение, которое имеет единый родовой объект посягательства <7>. Из этого можно сделать вывод, что однородными будут являться правонарушения, закрепленные в одной главе КоАП РФ. Как правило, родовой объект административного правонарушения определяется именно исходя из наименования главы КоАП РФ.
Статья: Административная ответственность за несвоевременное предоставление статистических данных в таможенный орган
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, в соответствии с которым таможенные органы Российской Федерации осуществляют учет товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий других государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории других государств - членов ЕАЭС.
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, в соответствии с которым таможенные органы Российской Федерации осуществляют учет товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий других государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории других государств - членов ЕАЭС.