Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами
Подборка наиболее важных документов по запросу Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 35 Конституции РФ"По смыслу вытекающих из статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 и 52 гарантий права собственности, определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес или - принимая во внимание в том числе требование пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", согласно которому техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения, - с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства."
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04.07.2024 по делу N 33-3792/2024 (УИД 27RS0011-01-2023-000587-05)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не в полном объеме выплачено страховое возмещение.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение судебной экспертизы признается судебной коллегией допустимым доказательством, поскольку оно отвечает требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям, выполнено на основании акта, составленного по результатам осмотра транспортного средства, при определении вреда, причиненного транспортному средству "Daihatsu Move", учтен весь объем повреждений, полученных автомобилем в результате заявленного ДТП, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает необходимыми знаниями и опытом работы, выводы эксперта не содержат неясностей и противоречий.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не в полном объеме выплачено страховое возмещение.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение судебной экспертизы признается судебной коллегией допустимым доказательством, поскольку оно отвечает требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям, выполнено на основании акта, составленного по результатам осмотра транспортного средства, при определении вреда, причиненного транспортному средству "Daihatsu Move", учтен весь объем повреждений, полученных автомобилем в результате заявленного ДТП, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает необходимыми знаниями и опытом работы, выводы эксперта не содержат неясностей и противоречий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность за вред, причиненный транспортным средством, управляемым искусственным интеллектом, в контексте цифровизации общества: опыт Германии и России
(Вассмер М.П., Лапшин В.Ф., Маркунцов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Действительно, до настоящего времени в России нет прецедента привлечения к уголовной ответственности за вред, причиненный в результате использования беспилотного транспортного средства. Определение лица, которое будет обладать всеми признаками субъекта состава преступления с учетом особенностей юридической характеристики его вины, требует нестандартного подхода в процессе квалификации. "Действие - управление", "Обязанность - безопасная эксплуатация" и "Вина - сознательное руководство своими действиями" как юридически значимые признаки соответствующих элементов составов транспортных преступлений не включают особенности использования не управляемого человеком транспортного средства, но в то же время должны обязательно учитываться, поскольку наряду с количественными и качественными характеристиками ущерба формируют общественную опасность преступления <39>, совершаемого с использованием ВАТС.
(Вассмер М.П., Лапшин В.Ф., Маркунцов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Действительно, до настоящего времени в России нет прецедента привлечения к уголовной ответственности за вред, причиненный в результате использования беспилотного транспортного средства. Определение лица, которое будет обладать всеми признаками субъекта состава преступления с учетом особенностей юридической характеристики его вины, требует нестандартного подхода в процессе квалификации. "Действие - управление", "Обязанность - безопасная эксплуатация" и "Вина - сознательное руководство своими действиями" как юридически значимые признаки соответствующих элементов составов транспортных преступлений не включают особенности использования не управляемого человеком транспортного средства, но в то же время должны обязательно учитываться, поскольку наряду с количественными и качественными характеристиками ущерба формируют общественную опасность преступления <39>, совершаемого с использованием ВАТС.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12) определение размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам;
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12) определение размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам;
Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 N 2060
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"34. Осуществление расчета платы в счет возмещения вреда производится системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в соответствии с порядком определения размера вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, определенным настоящими Правилами.
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"34. Осуществление расчета платы в счет возмещения вреда производится системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в соответствии с порядком определения размера вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, определенным настоящими Правилами.
Статья: Спор о взыскании ущерба (убытков), возникшего в связи с эвакуацией автомобиля (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Большинство судебных споров в данной категории касаются ситуации, когда вред причинен транспортному средству при его эвакуации, проводимой по ст. 27.13 КоАП РФ. Так, транспортное средство может быть повреждено в результате действий водителя эвакуатора непосредственно при эвакуации автомобиля или в результате ДТП, произошедшего по вине водителя эвакуатора. Однако имеются и материалы судебной практики, связанные с возмещением вреда, причиненного транспортному средству при его добровольной эвакуации (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-39348/2015).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Большинство судебных споров в данной категории касаются ситуации, когда вред причинен транспортному средству при его эвакуации, проводимой по ст. 27.13 КоАП РФ. Так, транспортное средство может быть повреждено в результате действий водителя эвакуатора непосредственно при эвакуации автомобиля или в результате ДТП, произошедшего по вине водителя эвакуатора. Однако имеются и материалы судебной практики, связанные с возмещением вреда, причиненного транспортному средству при его добровольной эвакуации (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-39348/2015).