ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Омской области
Подборка наиболее важных документов по запросу ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Омской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД РФ (пересечение сплошной линии, двойной сплошной линии)
(КонсультантПлюс, 2025)...действия МКП... правильно квалифицированы по части 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..."
(КонсультантПлюс, 2025)...действия МКП... правильно квалифицированы по части 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Организация (Должностное лицо, орган власти) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и пр.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Омского областного суда от 06.03.2018 N 4А-105/2018
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Омского областного суда от 06.03.2018 N 4А-105/2018
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<17> Например, ответственность за нарушение законодательства об отзыве депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления установлена ст. 11 Кодекса Омской области об административных правонарушениях от 24 июля 2006 г. N 770-ОЗ // Омский вестник. 2006. 26 июля. Ответственность только за нарушение права инициирования отзыва, а не голосования как такового, установлена ст. 2.1 Закона Рязанской области от 4 декабря 2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях" (Рязанские ведомости. 2008. 10 декабря).
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<17> Например, ответственность за нарушение законодательства об отзыве депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления установлена ст. 11 Кодекса Омской области об административных правонарушениях от 24 июля 2006 г. N 770-ОЗ // Омский вестник. 2006. 26 июля. Ответственность только за нарушение права инициирования отзыва, а не голосования как такового, установлена ст. 2.1 Закона Рязанской области от 4 декабря 2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях" (Рязанские ведомости. 2008. 10 декабря).
Статья: К вопросу об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Между тем более 70% всех заявлений, поступающих в органы внутренних дел от жителей города Омска, - это жалобы на нарушение покоя именно от поведения несознательных соседей. Поводом для разбирательства чаще всего становятся громкий топот по утрам в вышерасположенных квартирах, хлопанье дверями, затянувшееся до поздней ночи веселье с танцами, громкой музыкой, табачным дымом и т.п. нарушениями покоя и тишины. Беспокоят граждан также работа увеселительных заведений, ночные погрузочно-разгрузочные работы предприятий торговли и общественного питания, слишком ранний вывоз бытовых отходов и другого мусора с площадок, близко расположенных к жилым домам. Отдельные ночные заведения полиция посещает постоянно и, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, вынуждена привлекать "веселых" граждан к административной ответственности, но по иным составам административных правонарушений, например за мелкое хулиганство, если такие граждане сквернословят в общественном месте, распивают спиртные напитки в неположенном месте и т.д. Заключенный договор снимает многие проблемы процессуального свойства и позволяет подвергнуть нарушителей тишины и покоя административному штрафу в размере пять тысяч рублей для физического лица и 50 тысяч рублей для юридического лица. По данным омских властей, с июля 2019 г. было возбуждено 398 дел по ч. 1 ст. 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях <19> за нарушение регионального законодательства о тишине и покое граждан. За этот период времени Административной комиссией вынесено 16 постановлений о применении к виновным лицам административного наказания в виде штрафа. Это, конечно же, скромный результат, но и он позволил несколько оздоровить обстановку в жилых домах.
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Между тем более 70% всех заявлений, поступающих в органы внутренних дел от жителей города Омска, - это жалобы на нарушение покоя именно от поведения несознательных соседей. Поводом для разбирательства чаще всего становятся громкий топот по утрам в вышерасположенных квартирах, хлопанье дверями, затянувшееся до поздней ночи веселье с танцами, громкой музыкой, табачным дымом и т.п. нарушениями покоя и тишины. Беспокоят граждан также работа увеселительных заведений, ночные погрузочно-разгрузочные работы предприятий торговли и общественного питания, слишком ранний вывоз бытовых отходов и другого мусора с площадок, близко расположенных к жилым домам. Отдельные ночные заведения полиция посещает постоянно и, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, вынуждена привлекать "веселых" граждан к административной ответственности, но по иным составам административных правонарушений, например за мелкое хулиганство, если такие граждане сквернословят в общественном месте, распивают спиртные напитки в неположенном месте и т.д. Заключенный договор снимает многие проблемы процессуального свойства и позволяет подвергнуть нарушителей тишины и покоя административному штрафу в размере пять тысяч рублей для физического лица и 50 тысяч рублей для юридического лица. По данным омских властей, с июля 2019 г. было возбуждено 398 дел по ч. 1 ст. 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях <19> за нарушение регионального законодательства о тишине и покое граждан. За этот период времени Административной комиссией вынесено 16 постановлений о применении к виновным лицам административного наказания в виде штрафа. Это, конечно же, скромный результат, но и он позволил несколько оздоровить обстановку в жилых домах.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 19.02.2024 N АКПИ23-1084
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов">В обоснование своего требования К.И. указывает, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области составлен протокол об административном правонарушении от 16 ноября 2023 г. по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, при этом ему вменяется нарушение пунктов 1.5, 1.7 и 1.15 Методических рекомендаций.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов">В обоснование своего требования К.И. указывает, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области составлен протокол об административном правонарушении от 16 ноября 2023 г. по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, при этом ему вменяется нарушение пунктов 1.5, 1.7 и 1.15 Методических рекомендаций.
Статья: Административно-правовые меры предупреждения и профилактики правонарушений, связанных с незаконной продажей спиртосодержащей продукции
(Дизер О.А., Андреев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Так, например, при поступлении информации об осуществлении продажи гражданином спиртосодержащей продукции домашнего изготовления сотрудниками полиции проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление фактов, указанных в информации. В случае неподтверждения поступившей информации сотрудниками полиции выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ), при этом лицо может сообщить, что изготавливает спиртные напитки для собственных нужд. Вместе с тем в отношении данного лица сотрудниками полиции не объявляется официальное предостережение (предостережение) <15>.
(Дизер О.А., Андреев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Так, например, при поступлении информации об осуществлении продажи гражданином спиртосодержащей продукции домашнего изготовления сотрудниками полиции проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление фактов, указанных в информации. В случае неподтверждения поступившей информации сотрудниками полиции выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ), при этом лицо может сообщить, что изготавливает спиртные напитки для собственных нужд. Вместе с тем в отношении данного лица сотрудниками полиции не объявляется официальное предостережение (предостережение) <15>.
Статья: "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Омский ученый, специалист в области трудового права М.А. Драчук полагает, что необходимо разграничивать смежные, но не тождественные понятия "дисциплина труда" и "трудовая дисциплина". Последняя тяготеет "к локальному (корпоративному) уровню правового регулирования трудовых отношений. Напротив, дисциплина труда понимается скорее как элемент государственного управления рынком труда, объективная предпосылка связи дисциплинарного поведения работника с административными правонарушениями и преступлениями человека и гражданина" <24>. Дисциплина труда содержит в себе видимый "публичный компонент" правового регулирования, что сближает дисциплинарную ответственность с административной и уголовной. Эту модель Мария Александровна характеризует как советскую и постсоветскую, которая тяготеет к централизованному государственному регулированию труда.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Омский ученый, специалист в области трудового права М.А. Драчук полагает, что необходимо разграничивать смежные, но не тождественные понятия "дисциплина труда" и "трудовая дисциплина". Последняя тяготеет "к локальному (корпоративному) уровню правового регулирования трудовых отношений. Напротив, дисциплина труда понимается скорее как элемент государственного управления рынком труда, объективная предпосылка связи дисциплинарного поведения работника с административными правонарушениями и преступлениями человека и гражданина" <24>. Дисциплина труда содержит в себе видимый "публичный компонент" правового регулирования, что сближает дисциплинарную ответственность с административной и уголовной. Эту модель Мария Александровна характеризует как советскую и постсоветскую, которая тяготеет к централизованному государственному регулированию труда.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Важно: необходимость представления каких-либо доказательств, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, Жилищным кодексом не предусмотрена. Поэтому УК (ТСЖ) при получении заявления не вправе требовать представления доказательств намерения организовать проведение общего собрания (см. Постановления АС ЗСО от 19.03.2019 N Ф04-386/2019 по делу N А70-12800/2018, Апелляционные определения Омского областного суда от 24.10.2018 по делу N 33-7019/2018, от 20.09.2018 по делу N 33-5731/2018).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Важно: необходимость представления каких-либо доказательств, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, Жилищным кодексом не предусмотрена. Поэтому УК (ТСЖ) при получении заявления не вправе требовать представления доказательств намерения организовать проведение общего собрания (см. Постановления АС ЗСО от 19.03.2019 N Ф04-386/2019 по делу N А70-12800/2018, Апелляционные определения Омского областного суда от 24.10.2018 по делу N 33-7019/2018, от 20.09.2018 по делу N 33-5731/2018).
Статья: Борьба с преступным загрязнением атмосферы: от ее имитации к реальным действиям
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)1. В Омской области в 2022 г. не было зарегистрировано ни одного преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ <12>. В то же время имеются факты эмиссии загрязняющих веществ, многократно превышающих ПДК. Например, максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ в 2022 г. составили: сероводорода 33,8 ПДК, аммиака 30,8 ПДК, бензола 12,7 ПДК, меркаптанов 6,33 ПДК, оксида углерода 5,8 ПДК, фенола 4 ПДК и т.д. <13>. Кроме того, на территории Омской области фиксируется значительное число случаев противоправного загрязнения атмосферы, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности. Так, по данным отдела государственного экологического надзора по Омской области Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, в 2022 г. по ст. 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" КоАП РФ возбуждено 52 дела об административных правонарушениях, количество лиц, привлеченных к административной ответственности, - 53 человека.
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)1. В Омской области в 2022 г. не было зарегистрировано ни одного преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ <12>. В то же время имеются факты эмиссии загрязняющих веществ, многократно превышающих ПДК. Например, максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ в 2022 г. составили: сероводорода 33,8 ПДК, аммиака 30,8 ПДК, бензола 12,7 ПДК, меркаптанов 6,33 ПДК, оксида углерода 5,8 ПДК, фенола 4 ПДК и т.д. <13>. Кроме того, на территории Омской области фиксируется значительное число случаев противоправного загрязнения атмосферы, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности. Так, по данным отдела государственного экологического надзора по Омской области Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, в 2022 г. по ст. 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" КоАП РФ возбуждено 52 дела об административных правонарушениях, количество лиц, привлеченных к административной ответственности, - 53 человека.
Статья: Административно-правовые вопросы перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранения
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Башуров Владимир Борисович, руководитель департамента правовой и контрольной работы Министерства финансов Омской области, доцент кафедры административного и финансового права Сибирского юридического университета, кандидат юридических наук.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Башуров Владимир Борисович, руководитель департамента правовой и контрольной работы Министерства финансов Омской области, доцент кафедры административного и финансового права Сибирского юридического университета, кандидат юридических наук.
Статья: Досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции по делам об административных правонарушениях, связанным с незаконным оборотом наркотиков
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<4> Соколов А.Ю. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Современное право. 2011. N 3. С. 101 - 105.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<4> Соколов А.Ю. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Современное право. 2011. N 3. С. 101 - 105.
Статья: Тождественные ли понятия "следственные ошибки" и "следственные нарушения"?
(Кутуев Э.К., Лаков А.В.)
("Российский судья", 2022, N 4)1. В соответствии с толковым словарем "нарушением называют такое действие, когда вы не соблюдаете какие-либо правила, законы и прочее" <3>. То есть умышленные действия должностного лица, совершенные с неправильным применением норм материального или процессуального права: неразъяснение прав участнику, применение мер уголовно-процессуального принуждения без достаточных на то оснований и т.д. Примером неверного применения норм материального права может служить постановление апелляционной инстанции, отмененное Постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда, в связи с тем что суд первой и апелляционной инстанций применил не существующую на момент вынесения судебного акта норму права (ст. 130 Уголовного кодекса Российской Федерации выведена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) <4>.
(Кутуев Э.К., Лаков А.В.)
("Российский судья", 2022, N 4)1. В соответствии с толковым словарем "нарушением называют такое действие, когда вы не соблюдаете какие-либо правила, законы и прочее" <3>. То есть умышленные действия должностного лица, совершенные с неправильным применением норм материального или процессуального права: неразъяснение прав участнику, применение мер уголовно-процессуального принуждения без достаточных на то оснований и т.д. Примером неверного применения норм материального права может служить постановление апелляционной инстанции, отмененное Постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда, в связи с тем что суд первой и апелляционной инстанций применил не существующую на момент вынесения судебного акта норму права (ст. 130 Уголовного кодекса Российской Федерации выведена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) <4>.
Статья: Привлечение к работе в ночное время особых работников: требования закона и нюансы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Пример. Женщина проходила службу в органах внутренних дел в различных должностях. Работая в ночную смену, уснула на рабочем месте. Это повлекло за собой неоказание государственной услуги по приему и регистрации поступающих заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях на телефон "02" дежурной части полиции. Работодатель издал приказ о привлечении сотрудницы к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора с лишением премии. Она обжаловала наказание в суд.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Пример. Женщина проходила службу в органах внутренних дел в различных должностях. Работая в ночную смену, уснула на рабочем месте. Это повлекло за собой неоказание государственной услуги по приему и регистрации поступающих заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях на телефон "02" дежурной части полиции. Работодатель издал приказ о привлечении сотрудницы к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора с лишением премии. Она обжаловала наказание в суд.
Статья: Административная ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: анализ судебной практики
(Васильев И.А., Дмитрикова Е.А., Шевелева Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Отметим, что оценка допустимости малозначительности деяния дается судами применительно к ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, исходя из характера нарушения, а не постделиктных последствий. Аргумент об обязательности оценки последствий был заявлен представителем органа внутренних дел в жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в силу малозначительности деяния, но обоснованно не был поддержан судом <30>.
(Васильев И.А., Дмитрикова Е.А., Шевелева Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Отметим, что оценка допустимости малозначительности деяния дается судами применительно к ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, исходя из характера нарушения, а не постделиктных последствий. Аргумент об обязательности оценки последствий был заявлен представителем органа внутренних дел в жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в силу малозначительности деяния, но обоснованно не был поддержан судом <30>.
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Омский специалист в области трудового права М.А. Драчук полагает, что необходимо разграничивать смежные, но не тождественные понятия "дисциплина труда" и "трудовая дисциплина". Последняя тяготеет "к локальному (корпоративному) уровню правового регулирования трудовых отношений. Напротив, дисциплина труда понимается, скорее, как элемент государственного управления рынком труда, объективная предпосылка связи дисциплинарного поведения работника с административными правонарушениями и преступлениями человека и гражданина" [10, с. 30 - 33]. Дисциплина труда содержит в себе видимый публичный компонент правового регулирования, что сближает дисциплинарную ответственность с административной и уголовной. Эту модель Мария Александровна Драчук характеризует как советскую и постсоветскую.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Омский специалист в области трудового права М.А. Драчук полагает, что необходимо разграничивать смежные, но не тождественные понятия "дисциплина труда" и "трудовая дисциплина". Последняя тяготеет "к локальному (корпоративному) уровню правового регулирования трудовых отношений. Напротив, дисциплина труда понимается, скорее, как элемент государственного управления рынком труда, объективная предпосылка связи дисциплинарного поведения работника с административными правонарушениями и преступлениями человека и гражданина" [10, с. 30 - 33]. Дисциплина труда содержит в себе видимый публичный компонент правового регулирования, что сближает дисциплинарную ответственность с административной и уголовной. Эту модель Мария Александровна Драчук характеризует как советскую и постсоветскую.