О земле Бурятия
Подборка наиболее важных документов по запросу О земле Бурятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Гражданин, ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за самовольное занятие лесных участков
(КонсультантПлюс, 2025)самовольно занятый участок не относится к землям лесного фонда
(КонсультантПлюс, 2025)самовольно занятый участок не относится к землям лесного фонда
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2024 N 04АП-3521/2024 по делу N А19-14849/2023
Требование: О признании незаконным предостережения службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о недопустимости нарушения обязательных требований Земельного кодекса.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Поскольку Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия факт зарастания земельного участка древесно-кустарниковой растительностью установлен и документально подтвержден, у последнего имелись основания для вынесения оспариваемого предостережения.
Требование: О признании незаконным предостережения службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о недопустимости нарушения обязательных требований Земельного кодекса.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Поскольку Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия факт зарастания земельного участка древесно-кустарниковой растительностью установлен и документально подтвержден, у последнего имелись основания для вынесения оспариваемого предостережения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия территориальный орган Россельхознадзора создан для осуществления функций по контролю (надзору), в том числе в сфере земельных отношений - в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения. В п. п. 8.1.5, 8.7 прямо закреплено, что Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) в пределах своей компетенции и в установленной сфере деятельности вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия территориальный орган Россельхознадзора создан для осуществления функций по контролю (надзору), в том числе в сфере земельных отношений - в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения. В п. п. 8.1.5, 8.7 прямо закреплено, что Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) в пределах своей компетенции и в установленной сфере деятельности вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Утрачивает ли прежний арендодатель право на получение доходов по договору аренды при смене арендодателя
(КонсультантПлюс, 2025)"...Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее - УФНС России по РБ) о взыскании 14 672 833 рублей 2 копеек, в том числе 4 592 436 рублей задолженности по арендной плате и 10 080 397 рублей 2 копеек пени.
Утрачивает ли прежний арендодатель право на получение доходов по договору аренды при смене арендодателя
(КонсультантПлюс, 2025)"...Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее - УФНС России по РБ) о взыскании 14 672 833 рублей 2 копеек, в том числе 4 592 436 рублей задолженности по арендной плате и 10 080 397 рублей 2 копеек пени.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. До 1 июня 2016 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны предоставить оператору информационной системы сведения о находящихся в субъектах Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона (за исключением Республики Бурятия и Забайкальского края), территориях, землях, зонах, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, и о земельных участках, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о зонах с особыми условиями использования территорий, об охотничьих угодьях, территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Оператор информационной системы обеспечивает внесение поступивших от указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления сведений в информационную систему и размещение их на официальном сайте.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. До 1 июня 2016 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны предоставить оператору информационной системы сведения о находящихся в субъектах Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона (за исключением Республики Бурятия и Забайкальского края), территориях, землях, зонах, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, и о земельных участках, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о зонах с особыми условиями использования территорий, об охотничьих угодьях, территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Оператор информационной системы обеспечивает внесение поступивших от указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления сведений в информационную систему и размещение их на официальном сайте.
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)5. Уведомительный порядок, предусмотренный Постановлением N 1509, в отсутствие утвержденной формы и официальных разъяснений по содержанию уведомления, порядку его направления и рассмотрения не только вызывает множество вопросов, но и не позволяет запустить реальный механизм легализации лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)5. Уведомительный порядок, предусмотренный Постановлением N 1509, в отсутствие утвержденной формы и официальных разъяснений по содержанию уведомления, порядку его направления и рассмотрения не только вызывает множество вопросов, но и не позволяет запустить реальный механизм легализации лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Вопрос: Об определении в целях налога на имущество организаций хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства или ИЖС.
(Письмо ФНС России от 16.04.2025 N СД-4-21/3901@)В связи с изложенным предложение УФНС России по Республике Бурятия об исключении объектов недвижимости вида - "сооружения" из алгоритма определения в АИС "Налог-3" кода по СНТС в отношении хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не поддерживается.
(Письмо ФНС России от 16.04.2025 N СД-4-21/3901@)В связи с изложенным предложение УФНС России по Республике Бурятия об исключении объектов недвижимости вида - "сооружения" из алгоритма определения в АИС "Налог-3" кода по СНТС в отношении хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не поддерживается.
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Можно ли переоформить право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности, если на нем нет объектов недвижимости, принадлежащих обладателю права пользования земельным участком
(КонсультантПлюс, 2025)"...23.08.1999 обществом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, общей площадью 1700 кв.м, находящийся по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Ермаковская, б/н, номер объекта 03:23:000000:16/1999-000057, под строительство пристроя торгово-делового комплекса к существующим жилым домам, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 03 А N 009347.
Можно ли переоформить право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности, если на нем нет объектов недвижимости, принадлежащих обладателю права пользования земельным участком
(КонсультантПлюс, 2025)"...23.08.1999 обществом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, общей площадью 1700 кв.м, находящийся по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Ермаковская, б/н, номер объекта 03:23:000000:16/1999-000057, под строительство пристроя торгово-делового комплекса к существующим жилым домам, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 03 А N 009347.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)181. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)181. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа".
Статья: Понятие земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<33> См.: Земельный участок как объект земельно-имущественных отношений: Учебное пособие / Сост. Р.А. Балдаева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2022. С. 46 - 47.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<33> См.: Земельный участок как объект земельно-имущественных отношений: Учебное пособие / Сост. Р.А. Балдаева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2022. С. 46 - 47.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор аренды земельного участка или его части до межевания и постановки на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество (арендатор) и ИП Аничков А.С. (субарендатор) 01.01.2011 подписали договор субаренды части земельного участка N ЦРИ/4/СА/8436/11/000005 (далее - договор субаренды), по условиям которого арендатор передает, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды часть земельного участка полосы отвода железной дороги из земель населенных пунктов с кадастровым номером 03:24:0:0025, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, железная дорога "Москва-Владивосток", от 5624 км ПК 9 до 5659 км направления Иркутск-Чита, площадью 4 607 455 кв. метров (пункт 1.1 договора субаренды).
Можно ли заключить договор аренды земельного участка или его части до межевания и постановки на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество (арендатор) и ИП Аничков А.С. (субарендатор) 01.01.2011 подписали договор субаренды части земельного участка N ЦРИ/4/СА/8436/11/000005 (далее - договор субаренды), по условиям которого арендатор передает, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды часть земельного участка полосы отвода железной дороги из земель населенных пунктов с кадастровым номером 03:24:0:0025, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, железная дорога "Москва-Владивосток", от 5624 км ПК 9 до 5659 км направления Иркутск-Чита, площадью 4 607 455 кв. метров (пункт 1.1 договора субаренды).
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В основе организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне лежит законодательство о туристической деятельности, лесное, водное и природоохранное законодательство, соблюдение которого обеспечивается с учетом особенностей, установленных Законом об охране озера Байкал. Организация туризма и отдыха в соответствии с этим Законом осуществляется при условии соблюдения предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду по специальным правилам, установленным органами государственной власти Республики Бурятии и Иркутской области. В частности, в соответствии с Правилами организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и Республике Бурятии, утвержденными отдельно правительствами Иркутской области и Республики Бурятии <6>, в центральной экологической зоне предусмотрены туристско-рекреационное зонирование, мониторинг деятельности субъектов туристской индустрии, локализация антропогенной нагрузки в туристско-рекреационных зонах. Кроме того, этими актами установлены предельно допустимые экологические нагрузки для пляжей, в виде рекомендации предлагается отказаться от использования пластиковой продукции и химических веществ, осуществлять раздельное временное накопление отходов. Существенной особенностью туристско-рекреационной деятельности является поддержание взаимодействия между участниками такой деятельности, которое выражается в том числе в поддержании режима совместного использования природных, историко-культурных, рекреационных и земельных ресурсов.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В основе организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне лежит законодательство о туристической деятельности, лесное, водное и природоохранное законодательство, соблюдение которого обеспечивается с учетом особенностей, установленных Законом об охране озера Байкал. Организация туризма и отдыха в соответствии с этим Законом осуществляется при условии соблюдения предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду по специальным правилам, установленным органами государственной власти Республики Бурятии и Иркутской области. В частности, в соответствии с Правилами организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и Республике Бурятии, утвержденными отдельно правительствами Иркутской области и Республики Бурятии <6>, в центральной экологической зоне предусмотрены туристско-рекреационное зонирование, мониторинг деятельности субъектов туристской индустрии, локализация антропогенной нагрузки в туристско-рекреационных зонах. Кроме того, этими актами установлены предельно допустимые экологические нагрузки для пляжей, в виде рекомендации предлагается отказаться от использования пластиковой продукции и химических веществ, осуществлять раздельное временное накопление отходов. Существенной особенностью туристско-рекреационной деятельности является поддержание взаимодействия между участниками такой деятельности, которое выражается в том числе в поддержании режима совместного использования природных, историко-культурных, рекреационных и земельных ресурсов.
Ситуация: В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданам в соответствии с Законом N 119-ФЗ могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территориях (частях территорий) следующих субъектов РФ (ст. ст. 1, 2 Закона N 119-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданам в соответствии с Законом N 119-ФЗ могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территориях (частях территорий) следующих субъектов РФ (ст. ст. 1, 2 Закона N 119-ФЗ):
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример 1. Судами были удовлетворены требования ООО "Байкал-Экспорт" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - Управление) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды и утверждения схемы расположения земельного участка, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример 1. Судами были удовлетворены требования ООО "Байкал-Экспорт" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - Управление) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды и утверждения схемы расположения земельного участка, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Установив, что арендная плата была изменена ответчиком в связи с принятием постановления Правительства Республики Бурятия от 14.01.2008 N 4 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена", суд пришел к обоснованным выводам о том, что в данном случае действия арендодателя по произведенному перерасчету размера арендной платы не являются изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляют собой исполнение согласованного сторонами условия договора. Такое изменение не требует заключения дополнительного соглашения к договору и его государственной регистрации..."
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Установив, что арендная плата была изменена ответчиком в связи с принятием постановления Правительства Республики Бурятия от 14.01.2008 N 4 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена", суд пришел к обоснованным выводам о том, что в данном случае действия арендодателя по произведенному перерасчету размера арендной платы не являются изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляют собой исполнение согласованного сторонами условия договора. Такое изменение не требует заключения дополнительного соглашения к договору и его государственной регистрации..."