О земельных отношениях Челябинской области
Подборка наиболее важных документов по запросу О земельных отношениях Челябинской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2024 N 88-3629/2024 (УИД 74RS0001-01-2023-001993-89)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании отказа в согласовании строительства незаконным, возложении обязанности выдать решение о согласовании строительства.
Обстоятельства: Истцу отказано в согласовании строительства объекта на спорном земельном участке ввиду того, что часть земельного участка находится в охранной зоне. Истец ссылается на то, что спорный земельный участок находится за пределами охранной зоны линий электропередач.
Решение: Отказано.На основании договора передачи прав и обязанностей от 05.08.2022 по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка N<данные изъяты> от 05.07.2021 П. передала, а Ш. принял все права и обязанности арендатора в полном объеме по договору аренды земельного участка N <данные изъяты> от 05.07.2021 и дополнительному соглашению к нему от 21.04.2022, заключенных между П. и Управлением по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании отказа в согласовании строительства незаконным, возложении обязанности выдать решение о согласовании строительства.
Обстоятельства: Истцу отказано в согласовании строительства объекта на спорном земельном участке ввиду того, что часть земельного участка находится в охранной зоне. Истец ссылается на то, что спорный земельный участок находится за пределами охранной зоны линий электропередач.
Решение: Отказано.На основании договора передачи прав и обязанностей от 05.08.2022 по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка N<данные изъяты> от 05.07.2021 П. передала, а Ш. принял все права и обязанности арендатора в полном объеме по договору аренды земельного участка N <данные изъяты> от 05.07.2021 и дополнительному соглашению к нему от 21.04.2022, заключенных между П. и Управлением по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2024 N 88-1243/2024 (УИД 74RS0028-01-2022-007272-71)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на дом; 2) О признании квартиры индивидуальным жилым домом; 3) О снятии с кадастрового учета.
Обстоятельства: Истица является собственником квартиры на основании договора купли-продажи квартиры. В квартире никто не проживает, она разрушена. Собственными силами истица произвела ремонт кровли, фасада, фундамента. Ею был подготовлен технический план здания. Заключением специалиста было установлено наличие всех признаков индивидуального жилого дома. Дом является индивидуально-определенным зданием с помещениями вспомогательного использования, в здании не имеется общих инженерных сетей и помещений общего пользования.
Решение: Отказано.Письмом Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N К. предложено благоустроенное жилое помещение по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, общей площадью 40,7 кв. м. Указано, что земельный участок по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, К. в установленном порядке не оформлен, права не зарегистрированы. Вопрос о демонтаже ограждения земельного участка будет решен после расселения.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на дом; 2) О признании квартиры индивидуальным жилым домом; 3) О снятии с кадастрового учета.
Обстоятельства: Истица является собственником квартиры на основании договора купли-продажи квартиры. В квартире никто не проживает, она разрушена. Собственными силами истица произвела ремонт кровли, фасада, фундамента. Ею был подготовлен технический план здания. Заключением специалиста было установлено наличие всех признаков индивидуального жилого дома. Дом является индивидуально-определенным зданием с помещениями вспомогательного использования, в здании не имеется общих инженерных сетей и помещений общего пользования.
Решение: Отказано.Письмом Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N К. предложено благоустроенное жилое помещение по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, общей площадью 40,7 кв. м. Указано, что земельный участок по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, К. в установленном порядке не оформлен, права не зарегистрированы. Вопрос о демонтаже ограждения земельного участка будет решен после расселения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичное управление земельными ресурсами
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В.Е. Чиркин <12> отмечает, что подобное взаимодействие и составляет единый государственный аппарат. Таким образом, субъектами публичного управления выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане. Однако непосредственное "управление" осуществляется через государственные органы, сосредоточившие в пределах своей компетенции значительное воздействие на земельные отношения, выражающееся в конкретных направлениях деятельности по мониторингу и рекультивации земель, проведению землеустроительных работ и инвентаризации и т.д. Как отмечает О.С. Лазарева <13>, данные полномочия рассредоточены между государственными органами, что не позволяет своевременно принимать меры по эффективному управлению земельными ресурсами, вследствие чего это не всегда положительно сказывается на результатах. В подтверждение данной позиции следует обратить внимание на продуктивность работы органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 2020 г. Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям были выявлены существенные нарушения по проведению муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения, выражающиеся в малоэффективных мероприятиях. Вследствие этого были выявлены ухудшение плодородия почв и выход земель из сельскохозяйственного оборота. В связи с этим необходимо обратиться к позиции М.С. Пашовой, которая отмечает "неприемлемую тенденцию развития законодательства" <14> и одним из оснований указывает передачу полномочий субъектам Российской Федерации в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В.Е. Чиркин <12> отмечает, что подобное взаимодействие и составляет единый государственный аппарат. Таким образом, субъектами публичного управления выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане. Однако непосредственное "управление" осуществляется через государственные органы, сосредоточившие в пределах своей компетенции значительное воздействие на земельные отношения, выражающееся в конкретных направлениях деятельности по мониторингу и рекультивации земель, проведению землеустроительных работ и инвентаризации и т.д. Как отмечает О.С. Лазарева <13>, данные полномочия рассредоточены между государственными органами, что не позволяет своевременно принимать меры по эффективному управлению земельными ресурсами, вследствие чего это не всегда положительно сказывается на результатах. В подтверждение данной позиции следует обратить внимание на продуктивность работы органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 2020 г. Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям были выявлены существенные нарушения по проведению муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения, выражающиеся в малоэффективных мероприятиях. Вследствие этого были выявлены ухудшение плодородия почв и выход земель из сельскохозяйственного оборота. В связи с этим необходимо обратиться к позиции М.С. Пашовой, которая отмечает "неприемлемую тенденцию развития законодательства" <14> и одним из оснований указывает передачу полномочий субъектам Российской Федерации в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация г. Челябинска (далее - администрация), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "Фрегат" (ИНН: 744701001) о сносе самовольно возведенного строения - двухэтажного нежилого административного здания с одноэтажным пристроем, состоящего из двух частей прямоугольной формы с габаритами в осях 9,0 x 1/8,0 + 10,0 x 4,22 м, высота первого этажа - 3,5 м, второго - 3,0 м, высота этажа пристроя - 2,4 м, площадь застройки - 350 кв. м, строительный объем - 2119 куб. м, расположенного на земельном участке площадью 15 167 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, кадастровый номер 74:36:0714001:199, путем демонтажа нежилого административного здания с пристроем и фундамента в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда; а также об обязании ответчика передать комитету земельный участок площадью 15 167 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, кадастровый номер 74:36:0714001:199, по акту приема-передачи в семидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда; в случае неисполнения обществом "Фрегат" обязанности по сносу самовольно возведенного строения в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда - предоставить администрации право произвести снос указанного самовольного строения с отнесением расходов по сносу на общество "Фрегат".
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация г. Челябинска (далее - администрация), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "Фрегат" (ИНН: 744701001) о сносе самовольно возведенного строения - двухэтажного нежилого административного здания с одноэтажным пристроем, состоящего из двух частей прямоугольной формы с габаритами в осях 9,0 x 1/8,0 + 10,0 x 4,22 м, высота первого этажа - 3,5 м, второго - 3,0 м, высота этажа пристроя - 2,4 м, площадь застройки - 350 кв. м, строительный объем - 2119 куб. м, расположенного на земельном участке площадью 15 167 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, кадастровый номер 74:36:0714001:199, путем демонтажа нежилого административного здания с пристроем и фундамента в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда; а также об обязании ответчика передать комитету земельный участок площадью 15 167 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, кадастровый номер 74:36:0714001:199, по акту приема-передачи в семидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда; в случае неисполнения обществом "Фрегат" обязанности по сносу самовольно возведенного строения в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда - предоставить администрации право произвести снос указанного самовольного строения с отнесением расходов по сносу на общество "Фрегат".
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>На территории Челябинской области принят и действует Закон от 13 апреля 2015 г. N 154-30 "О земельных отношениях", в соответствии со статьей 6 которого максимальный размер общей площади земельных участков, находящихся одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 га.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>На территории Челябинской области принят и действует Закон от 13 апреля 2015 г. N 154-30 "О земельных отношениях", в соответствии со статьей 6 которого максимальный размер общей площади земельных участков, находящихся одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 га.
<Письмо> ФНС России от 03.09.2025 N БВ-4-7/8018@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")В отношении земельных участков, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки по налогу не могут превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")В отношении земельных участков, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки по налогу не могут превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы землепользования, включая деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в целях землеустройства и разграничения прав на землю"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)В 28 регионах из 85 (32,9%) с 2020 года по апрель 2022 года осуществлена передача 384 земельных участков общей площадью 422 га от АО "ДОМ.РФ" в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации по основаниям статьи 16.3 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <61>. При этом наибольшая часть по количеству и площади в 2020 году приходилась на Московскую область, Республику Татарстан <62> и Новосибирскую область (57,9% участков и 74,7% общей площади), а в 2021 году - г. Москву, Республику Татарстан и Челябинскую область (55,2% участков и 59,1% общей площади). Средний срок принятия решения о передаче от даты обращения до выхода решения АО "ДОМ.РФ" составил 61 день.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)В 28 регионах из 85 (32,9%) с 2020 года по апрель 2022 года осуществлена передача 384 земельных участков общей площадью 422 га от АО "ДОМ.РФ" в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации по основаниям статьи 16.3 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <61>. При этом наибольшая часть по количеству и площади в 2020 году приходилась на Московскую область, Республику Татарстан <62> и Новосибирскую область (57,9% участков и 74,7% общей площади), а в 2021 году - г. Москву, Республику Татарстан и Челябинскую область (55,2% участков и 59,1% общей площади). Средний срок принятия решения о передаче от даты обращения до выхода решения АО "ДОМ.РФ" составил 61 день.
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Понятие доходного потенциала МО и методы его оценки в региональном законодательстве о межбюджетных отношениях и методических указаниях появились лишь в последние годы <25>. Доходный потенциал, наряду с налоговыми доходами, включает неналоговые доходы: плату за передачу в аренду земельных участков и средства от продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, плату за негативное воздействие на окружающую среду. Так, доходный потенциал МО введен в методики Владимирской и Калининградской областей с 2019 г., Республики Карелия и Челябинской области - с 2021 г. (однако доходный потенциал МО этих регионов не включает плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является стабильным и равномерно распределенным источником дохода, но может существенно увеличить дифференциацию доходов МО региона). Вместе с тем, как показал анализ по 50 регионам, в региональных методиках более чем в 90% случаев преобладает понятие налогового потенциала, поскольку оно изначально закладывалось в данные методики. Кроме того, неналоговые доходы МО составляют незначительную долю (менее 10%) в доходах местных бюджетов.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Понятие доходного потенциала МО и методы его оценки в региональном законодательстве о межбюджетных отношениях и методических указаниях появились лишь в последние годы <25>. Доходный потенциал, наряду с налоговыми доходами, включает неналоговые доходы: плату за передачу в аренду земельных участков и средства от продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, плату за негативное воздействие на окружающую среду. Так, доходный потенциал МО введен в методики Владимирской и Калининградской областей с 2019 г., Республики Карелия и Челябинской области - с 2021 г. (однако доходный потенциал МО этих регионов не включает плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является стабильным и равномерно распределенным источником дохода, но может существенно увеличить дифференциацию доходов МО региона). Вместе с тем, как показал анализ по 50 регионам, в региональных методиках более чем в 90% случаев преобладает понятие налогового потенциала, поскольку оно изначально закладывалось в данные методики. Кроме того, неналоговые доходы МО составляют незначительную долю (менее 10%) в доходах местных бюджетов.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Выход участника из общества с ограниченной ответственностьюПроверяя обоснованность доводов и возражений сторон в отношении стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции, учитывая рыночную стоимость земельного участка, определенную экспертами, в сумме 9 131 600 руб., вместе с тем принял во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2013 по делу N А76-21329/2012, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости в размере 4 080 815 руб. с 01.01.2010.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем отмечается стабильно низкий уровень продаж земельных участков, на которых отсутствуют объекты капитального строительства, по результатам торгов. Например, ТО Росимущества за полтора года на основании заявлений граждан продано восемь земельных участков общей площадью 2,2 га в Вологодской, Смоленской и Челябинской областях на сумму 6 329,1 тыс. рублей.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем отмечается стабильно низкий уровень продаж земельных участков, на которых отсутствуют объекты капитального строительства, по результатам торгов. Например, ТО Росимущества за полтора года на основании заявлений граждан продано восемь земельных участков общей площадью 2,2 га в Вологодской, Смоленской и Челябинской областях на сумму 6 329,1 тыс. рублей.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, установив, что договор аренды от 16.02.1998 подписан сторонами до того, как Южноуральская регистрационная палата приступила к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Челябинской области в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признали надлежащей регистрацию данного договора, произведенную Государственным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Магнитогорска на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и Указа Президента Российской Федерации от 11.12.1993 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость".
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, установив, что договор аренды от 16.02.1998 подписан сторонами до того, как Южноуральская регистрационная палата приступила к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Челябинской области в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признали надлежащей регистрацию данного договора, произведенную Государственным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Магнитогорска на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и Указа Президента Российской Федерации от 11.12.1993 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость".
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возможно ли изменение арендной платы, если оно не соответствует механизму ее расчета, установленному в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Судами, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 1709/2011, отмечено, что принятие нормативных правовых актов г. Челябинска и Челябинской области, определяющих иной механизм (порядок) расчета арендной платы, в данном случае само по себе не может повлечь автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между ними договора..."
Возможно ли изменение арендной платы, если оно не соответствует механизму ее расчета, установленному в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Судами, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 1709/2011, отмечено, что принятие нормативных правовых актов г. Челябинска и Челябинской области, определяющих иной механизм (порядок) расчета арендной платы, в данном случае само по себе не может повлечь автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между ними договора..."
Статья: Как стать собственником бесхозного дома или квартиры
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 4)- решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 17.01.2024 N 2-44/2024(2-1025/2023;)~М-1049/2023 "О признании права собственности на земельный участок в силу приобретательской давности", требование удовлетворено;
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 4)- решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 17.01.2024 N 2-44/2024(2-1025/2023;)~М-1049/2023 "О признании права собственности на земельный участок в силу приобретательской давности", требование удовлетворено;