О защите прав потребителей дистанционный
Подборка наиболее важных документов по запросу О защите прав потребителей дистанционный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""С учетом изложенных норм права, воля законодателя, с учетом специфики предусмотренного статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей способа продажи товара дистанционным способом, направлена на защиту прав граждан (потребителей) как слабой стороны договора розничной купли-продажи. В связи с этим возврат технически сложного товара надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом, возможен при условии сохранения его товарного вида, потребительских свойств, а также документа, подтверждающего факт и условия покупки указанного товара. Запретов на возврат в отношении приобретенных дистанционным способом технически сложных товаров положения статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей не предусматривают, каких-либо отсылок к Перечню технически сложных товаров либо к Перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, не содержат."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Деятельность общества, оказывающего по адресу Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торговая, 5Б, стр. 1, услуги общественного питания, по своему характеру не является деятельностью по дистанционной продаже товаров, отношения связанные с которой регулируются статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правилами продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2463), поскольку при продаже товаров дистанционным способом продавец лишь доставляет покупателю по указанному им адресу товар, приобретенный дистанционно, но не предоставляет услуги общественного питания. Более того, в данном случае заказ осуществлялся должностными лицами налогового органа непосредственно в точке общественного питания "KFC", расположенной по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торговая, 5Б, стр. 1, через терминал самообслуживания, установленный в помещении общества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 разъяснено, что суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12 Закона о защите прав потребителей). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей). При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 разъяснено, что суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12 Закона о защите прав потребителей). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей). При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей.
Статья: Четыре признака недобросовестности банка при онлайн-кредитовании: анализ свежей практики ВС РФ
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)Следует согласиться с регулятором, что для защиты прав потребителей при использовании дистанционных каналов продаж банкам необходимо, в частности:
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)Следует согласиться с регулятором, что для защиты прав потребителей при использовании дистанционных каналов продаж банкам необходимо, в частности:
Готовое решение: Что нужно знать о расторжении договора купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> В данном случае Суд Европейского союза ссылался на правила Директивы Европейского парламента и Совета ЕС N 97/7/EC от 20 мая 1997 г. "О защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом", согласно ст. 5 которой "потребитель должен получить подтверждение в письменном виде либо подтверждение на ином долговечном носителе, возможность использования которого имеется у потребителя, информации, в том числе о возможности отказа от исполнения договора. Он должен получить подтверждение заблаговременно в процессе исполнения договора и не позднее момента поставки - в тех случаях, если предметом договора являются товары, не предназначенные для поставки третьим лицам, за исключением случаев, когда такая информация уже была предоставлена потребителю до заключения договора в письменном виде либо на ином долговечном носителе, возможность использования которого имеется у потребителя". Директива утратила силу 13 июня 2014 г. в связи с принятием Директивы о правах потребителей.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> В данном случае Суд Европейского союза ссылался на правила Директивы Европейского парламента и Совета ЕС N 97/7/EC от 20 мая 1997 г. "О защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом", согласно ст. 5 которой "потребитель должен получить подтверждение в письменном виде либо подтверждение на ином долговечном носителе, возможность использования которого имеется у потребителя, информации, в том числе о возможности отказа от исполнения договора. Он должен получить подтверждение заблаговременно в процессе исполнения договора и не позднее момента поставки - в тех случаях, если предметом договора являются товары, не предназначенные для поставки третьим лицам, за исключением случаев, когда такая информация уже была предоставлена потребителю до заключения договора в письменном виде либо на ином долговечном носителе, возможность использования которого имеется у потребителя". Директива утратила силу 13 июня 2014 г. в связи с принятием Директивы о правах потребителей.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Дистанционный доступ к информации о товарах предполагается в случае дистанционного способа продажи самих товаров. В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей "Дистанционный способ продажи товара" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Дистанционный доступ к информации о товарах предполагается в случае дистанционного способа продажи самих товаров. В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей "Дистанционный способ продажи товара" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Готовое решение: Как осуществляется дистанционная продажа автомобилей потребителям
(КонсультантПлюс, 2025)Дистанционная продажа товара, в том числе автомобиля, означает, что договор купли-продажи заключается способами, исключающими возможность покупателя непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом при заключении договора. В частности, договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Дистанционная продажа товара, в том числе автомобиля, означает, что договор купли-продажи заключается способами, исключающими возможность покупателя непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом при заключении договора. В частности, договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Статья: Влияние современных технологий на информационную диспропорцию в банковской деятельности: правовой аспект
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В целях защиты прав потребителей при использовании дистанционных каналов продаж возникает необходимость четкого структурирования информации (в том числе от простого к сложному, от главного к второстепенному) и обеспечения фиксации факта ознакомления с наиболее значимой информацией при совершении потребителем переходов по ссылкам, пролистывании страниц, проставлении отметок, скачивании и сохранении информации, а также выполнения иных условий <17>.
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В целях защиты прав потребителей при использовании дистанционных каналов продаж возникает необходимость четкого структурирования информации (в том числе от простого к сложному, от главного к второстепенному) и обеспечения фиксации факта ознакомления с наиболее значимой информацией при совершении потребителем переходов по ссылкам, пролистывании страниц, проставлении отметок, скачивании и сохранении информации, а также выполнения иных условий <17>.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Иными словами, полагаем, что специальная норма п. 4 ст. 26.1 Закона РФ о защите прав потребителей подлежит применению при дистанционном способе продажи к любым товарам как специальная норма <91>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Иными словами, полагаем, что специальная норма п. 4 ст. 26.1 Закона РФ о защите прав потребителей подлежит применению при дистанционном способе продажи к любым товарам как специальная норма <91>.
Статья: Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Ключевые слова: электронная торговля, защита интересов потребителей, дистанционный способ продажи товаров.
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Ключевые слова: электронная торговля, защита интересов потребителей, дистанционный способ продажи товаров.