О статусе выборного должностного лица Оренбургской области
Подборка наиболее важных документов по запросу О статусе выборного должностного лица Оренбургской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.07.2017 N 47-АПГ17-4
Об отмене решения Оренбургского областного суда от 21.03.2017 и признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 15.07.2011 N 92-РС "О внесении изменений в приложение к решению Совета депутатов от 16 июня 2010 г. N 284-РС "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Северного района".Права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления в Оренбургской области, правовые и социальные гарантии при осуществлении ими полномочий определяет Закон Оренбургской области от 12 сентября 1997 г. N 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления", который в статье 15 предусмотрел распространение на выборных должностных лиц местного самоуправления гарантий, установленных областным законодательством для муниципальных служащих.
Об отмене решения Оренбургского областного суда от 21.03.2017 и признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 15.07.2011 N 92-РС "О внесении изменений в приложение к решению Совета депутатов от 16 июня 2010 г. N 284-РС "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Северного района".Права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления в Оренбургской области, правовые и социальные гарантии при осуществлении ими полномочий определяет Закон Оренбургской области от 12 сентября 1997 г. N 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления", который в статье 15 предусмотрел распространение на выборных должностных лиц местного самоуправления гарантий, установленных областным законодательством для муниципальных служащих.
Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2002 N 47-Г02-20
В удовлетворении жалобы на признание избранными депутатами действующих глав муниципальных образований отказано правомерно, так как на момент проведения выборов федеральные и областные законы не содержали норм, запрещающих главам муниципальных образований совмещать свои должности со статусом депутата Законодательного Собрания области, если они в представительном органе власти не работают на постоянной основе.В пункте 4 ст. 58 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действительно предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. В соответствии с п. 6 ст. 59 данного Федерального закона в случае, если кандидат, набравший необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочий, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия назначает в порядке, установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, повторные выборы в избирательном округе.
В удовлетворении жалобы на признание избранными депутатами действующих глав муниципальных образований отказано правомерно, так как на момент проведения выборов федеральные и областные законы не содержали норм, запрещающих главам муниципальных образований совмещать свои должности со статусом депутата Законодательного Собрания области, если они в представительном органе власти не работают на постоянной основе.В пункте 4 ст. 58 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действительно предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. В соответствии с п. 6 ст. 59 данного Федерального закона в случае, если кандидат, набравший необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочий, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия назначает в порядке, установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, повторные выборы в избирательном округе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового статуса выборных должностных лиц органов местного самоуправления
(Щепачев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 11)Статья 40 Закона N 131-ФЗ, определяющая статус выборного должностного лица, наделяет субъекты РФ правом принимать законы, определяющие срок полномочий и гарантии выборных должностных лиц. Например, Законом Оренбургской области от 12 сентября 1997 г. N 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" определен срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления продолжительностью пять лет. В связи с этим не ясно, для чего федеральный законодатель требует устанавливать срок полномочий указанных лиц в уставах муниципальных образований, если он закрепляется законом субъекта РФ и не может быть изменен в уставе.
(Щепачев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 11)Статья 40 Закона N 131-ФЗ, определяющая статус выборного должностного лица, наделяет субъекты РФ правом принимать законы, определяющие срок полномочий и гарантии выборных должностных лиц. Например, Законом Оренбургской области от 12 сентября 1997 г. N 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" определен срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления продолжительностью пять лет. В связи с этим не ясно, для чего федеральный законодатель требует устанавливать срок полномочий указанных лиц в уставах муниципальных образований, если он закрепляется законом субъекта РФ и не может быть изменен в уставе.
Статья: Некоторые особенности правового статуса главы муниципального образования в материалах судебной практики
(Шугрина Е.С.)
("Юридическое образование и наука", 2018, N 10)Общие начала правового статуса главы муниципального образования. Одним из важнейших вопросов, который встречается в практике судов разной юрисдикции и имеет большое значение для главы муниципального образования, является отграничение статуса выборного должностного лица и муниципального служащего <1>. Особенно часто это возникает при решении вопроса о том, какими гарантиями в реальности обладает глава муниципального образования (об этом более подробно далее в соответствующем параграфе). В качестве примера можно привести Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2017 г. N 47-АПГ17-4 (Оренбургская область), в котором констатируется, что муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей лиц, замещающих муниципальные должности, т.е. их совместная деятельность направлена на решение вопросов местного значения, следовательно, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании, а правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения (включая доплаты за выслугу лет) лиц, замещающих муниципальные должности, не может содержать условия, ухудшающие их положение, по сравнению с муниципальными служащими.
(Шугрина Е.С.)
("Юридическое образование и наука", 2018, N 10)Общие начала правового статуса главы муниципального образования. Одним из важнейших вопросов, который встречается в практике судов разной юрисдикции и имеет большое значение для главы муниципального образования, является отграничение статуса выборного должностного лица и муниципального служащего <1>. Особенно часто это возникает при решении вопроса о том, какими гарантиями в реальности обладает глава муниципального образования (об этом более подробно далее в соответствующем параграфе). В качестве примера можно привести Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2017 г. N 47-АПГ17-4 (Оренбургская область), в котором констатируется, что муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей лиц, замещающих муниципальные должности, т.е. их совместная деятельность направлена на решение вопросов местного значения, следовательно, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании, а правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения (включая доплаты за выслугу лет) лиц, замещающих муниципальные должности, не может содержать условия, ухудшающие их положение, по сравнению с муниципальными служащими.
"Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Законы Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Красноярского края, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Пермской областей включают в перечень субъектов инициативы отзыва также политические общественные объединения, которые были зарегистрированы в период проведения выборов в представительный орган местного самоуправления как избирательные объединения и не утратили этого статуса на момент возбуждения вопроса об отзыве депутата.
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Законы Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Красноярского края, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Пермской областей включают в перечень субъектов инициативы отзыва также политические общественные объединения, которые были зарегистрированы в период проведения выборов в представительный орган местного самоуправления как избирательные объединения и не утратили этого статуса на момент возбуждения вопроса об отзыве депутата.
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)Законы Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Красноярского края, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Пермской областей включают в перечень субъектов инициативы отзыва также политические общественные объединения, которые были зарегистрированы в период проведения выборов в представительный орган местного самоуправления как избирательные объединения и не утратили этого статуса на момент возбуждения вопроса об отзыве депутата.
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)Законы Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Красноярского края, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Пермской областей включают в перечень субъектов инициативы отзыва также политические общественные объединения, которые были зарегистрированы в период проведения выборов в представительный орган местного самоуправления как избирательные объединения и не утратили этого статуса на момент возбуждения вопроса об отзыве депутата.
"Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
(постатейный)
(Велиева Д.С., Лысенко В.В., Капитанец Ю.В., Кулушева М.А., Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Согласно Закону Тамбовской области утрата доверия населения выборным должностным лицом выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении последним возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, а также в совершении действий, не достойных звания выборного должностного лица местного самоуправления.
(постатейный)
(Велиева Д.С., Лысенко В.В., Капитанец Ю.В., Кулушева М.А., Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Согласно Закону Тамбовской области утрата доверия населения выборным должностным лицом выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении последним возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, а также в совершении действий, не достойных звания выборного должностного лица местного самоуправления.
Статья: Гарантии деятельности главы муниципального образования в материалах судебной практики
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 1)<2> В 2013 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 июня N 15-П констатировал, что Трудовой кодекс РФ направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 1)<2> В 2013 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 июня N 15-П констатировал, что Трудовой кодекс РФ направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.