О системе и структуре органов исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу О системе и структуре органов исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Значение структуры федеральных органов исполнительной власти в государственном управлении
(Россинский Б.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Однако упомянутые выше Указы Президента РФ N 1147 и 1148 сыграли немалую положительную роль в становлении как системы, так и структуры исполнительной власти в стране. Прежде всего, до Указа N 1148 не было законодательного закрепления понятия структуры исполнительных органов. Даже в последней редакции Конституции СССР (после внесения в нее изменений и дополнений в декабре 1988 г.) в ст. 113 лишь указывалось, что Верховный Совет СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР <11>. А в ст. 19 Закона СССР "О Совете Министров СССР" говорилось, что Совет Министров СССР вносит предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов <12>. Упоминания же о структуре республиканских исполнительных органов как единого управленческого образования не было ни в Конституции РСФСР, ни в редакции Конституции РФ, действовавшей с апреля 1992 г., в ст. 130 которой упоминалась только структура самого Совета Министров РФ <13>. Рассмотрению вопросов структуры исполнительных органов как единого управленческого образования не уделялось внимания и в научной литературе.
(Россинский Б.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Однако упомянутые выше Указы Президента РФ N 1147 и 1148 сыграли немалую положительную роль в становлении как системы, так и структуры исполнительной власти в стране. Прежде всего, до Указа N 1148 не было законодательного закрепления понятия структуры исполнительных органов. Даже в последней редакции Конституции СССР (после внесения в нее изменений и дополнений в декабре 1988 г.) в ст. 113 лишь указывалось, что Верховный Совет СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР <11>. А в ст. 19 Закона СССР "О Совете Министров СССР" говорилось, что Совет Министров СССР вносит предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов <12>. Упоминания же о структуре республиканских исполнительных органов как единого управленческого образования не было ни в Конституции РСФСР, ни в редакции Конституции РФ, действовавшей с апреля 1992 г., в ст. 130 которой упоминалась только структура самого Совета Министров РФ <13>. Рассмотрению вопросов структуры исполнительных органов как единого управленческого образования не уделялось внимания и в научной литературе.
Статья: Конституционно-правовые проблемы организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации в единой системе публичной власти
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)До публично-правового реформирования организации системы органов государственной власти субъектов РФ прямого указания на то, что ВДЛ является органом власти, в нормативных правовых актах не содержалось. Однако из положений ст. 18 и 22 Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ <2> следует, что ВДЛ обладает собственной компетенцией. Теперь нормативному правовому регулированию конституционно-правового статуса ВДЛ как органа публичной власти посвящена отдельная глава в Законе об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, что обособляет его положение от исполнительной власти. Вместе с тем, в соответствии с этим же Законом ВДЛ включено в состав региональной системы органов исполнительной власти. Следовательно, глава субъекта РФ является органом исполнительной власти, что также подтверждается одной из правовых позиций Конституционного Суда РФ <3>. Ж.И. Овсепян еще в 2007 г. подчеркивала своеобразное "раздвоение" института главы исполнительной власти субъекта РФ <4>. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что официально закрепилось "дуалистическое" положение ВДЛ в системе органов государственной власти субъекта РФ. Такое правовое положение ВДЛ обусловливает обладание им несколькими конституционно-правовыми статусами с различной компетенцией: общей и специальной. Общая компетенция ВДЛ как органа публичной власти субъекта РФ включает представительские полномочия в отношениях с органами государственной власти и должностными лицами, полномочия по организации взаимодействия с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, координации деятельности региональных органов государственной власти и т.д. К специальным компетенциям ВДЛ как органа исполнительной власти относятся определение системы и структуры органов исполнительной власти, формирование и руководство деятельностью ВИО, участие в исполнительном нормотворчестве, назначение и освобождение от должности членов правительства и т.д. Однако такая дифференциация полномочий, относящихся к конкретной компетенции ВДЛ, весьма условна по причине отсутствия на федеральном и региональном уровнях их четкого нормативного разграничения. И это только одна из конституционно-правовых проблем, касающихся организации исполнительной власти в субъектах РФ, а есть и другие, требующие научного осмысления.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)До публично-правового реформирования организации системы органов государственной власти субъектов РФ прямого указания на то, что ВДЛ является органом власти, в нормативных правовых актах не содержалось. Однако из положений ст. 18 и 22 Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ <2> следует, что ВДЛ обладает собственной компетенцией. Теперь нормативному правовому регулированию конституционно-правового статуса ВДЛ как органа публичной власти посвящена отдельная глава в Законе об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, что обособляет его положение от исполнительной власти. Вместе с тем, в соответствии с этим же Законом ВДЛ включено в состав региональной системы органов исполнительной власти. Следовательно, глава субъекта РФ является органом исполнительной власти, что также подтверждается одной из правовых позиций Конституционного Суда РФ <3>. Ж.И. Овсепян еще в 2007 г. подчеркивала своеобразное "раздвоение" института главы исполнительной власти субъекта РФ <4>. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что официально закрепилось "дуалистическое" положение ВДЛ в системе органов государственной власти субъекта РФ. Такое правовое положение ВДЛ обусловливает обладание им несколькими конституционно-правовыми статусами с различной компетенцией: общей и специальной. Общая компетенция ВДЛ как органа публичной власти субъекта РФ включает представительские полномочия в отношениях с органами государственной власти и должностными лицами, полномочия по организации взаимодействия с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, координации деятельности региональных органов государственной власти и т.д. К специальным компетенциям ВДЛ как органа исполнительной власти относятся определение системы и структуры органов исполнительной власти, формирование и руководство деятельностью ВИО, участие в исполнительном нормотворчестве, назначение и освобождение от должности членов правительства и т.д. Однако такая дифференциация полномочий, относящихся к конкретной компетенции ВДЛ, весьма условна по причине отсутствия на федеральном и региональном уровнях их четкого нормативного разграничения. И это только одна из конституционно-правовых проблем, касающихся организации исполнительной власти в субъектах РФ, а есть и другие, требующие научного осмысления.
Нормативные акты
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <27> (п. 1) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Указом Президента РФ от 11 мая 2024 г. N 326 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <28> утверждена Структура федеральных органов исполнительной власти;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <27> (п. 1) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Указом Президента РФ от 11 мая 2024 г. N 326 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <28> утверждена Структура федеральных органов исполнительной власти;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответственно, Законом 2010 г. N 106-ФЗ учтено, что согласно абз. 3 п. 10 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <129> Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с возложением на него функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответственно, Законом 2010 г. N 106-ФЗ учтено, что согласно абз. 3 п. 10 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <129> Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с возложением на него функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье предусмотрено взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении надзора и наблюдения в НПС. Открывает данную статью общее положение, лишь предусматривающее такое взаимодействие. В нормативных актах Банка России, которыми на основании положений ч. 4 ст. 32 и ч. 11 ст. 35 комментируемого Закона определяется порядок осуществления надзора в НПС и порядок осуществления наблюдения в НПС, это положение не детализировано. Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <292>. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 11 мая 2024 г. N 326 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <293>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье предусмотрено взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении надзора и наблюдения в НПС. Открывает данную статью общее положение, лишь предусматривающее такое взаимодействие. В нормативных актах Банка России, которыми на основании положений ч. 4 ст. 32 и ч. 11 ст. 35 комментируемого Закона определяется порядок осуществления надзора в НПС и порядок осуществления наблюдения в НПС, это положение не детализировано. Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <292>. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 11 мая 2024 г. N 326 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <293>.
Статья: Место и роль МЧС России в системе органов исполнительной власти
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)<8> Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. N 8. С. 67 - 83.
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)<8> Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. N 8. С. 67 - 83.