О регулировании земельных отношений в Приморском крае
Подборка наиболее важных документов по запросу О регулировании земельных отношений в Приморском крае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.04.2025 N 88а-3402/2025 (УИД 25RS0007-01-2024-000730-48)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Артемовский городской суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что оспариваемое решение уполномоченного органа местного самоуправления не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку изложенное в решении от 12 января 2024 года N У-01-148/14 основание для отказа в предварительном согласовании предоставления М. земельного участка в аренду без проведения торгов (нахождение в пределах его границ защитных лесов) не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Признав соответствующее решение УМС Артемовского ГО незаконным, суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка, не предрешая существа решения, которое должно быть принято по результатам такого повторного рассмотрения.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Артемовский городской суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что оспариваемое решение уполномоченного органа местного самоуправления не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку изложенное в решении от 12 января 2024 года N У-01-148/14 основание для отказа в предварительном согласовании предоставления М. земельного участка в аренду без проведения торгов (нахождение в пределах его границ защитных лесов) не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Признав соответствующее решение УМС Артемовского ГО незаконным, суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка, не предрешая существа решения, которое должно быть принято по результатам такого повторного рассмотрения.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2025 N 56-КАД25-6-К9
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на наличие у него исключительного права на приобретение участка в собственность бесплатно как собственника, расположенного на участке жилого дома.
Решение: Требование удовлетворено, так как право собственности истца на жилой дом, расположенный на испрашиваемом участке, зарегистрировано в установленном порядке, участок не изъят и не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, расположен вне границ зон с особыми условиями использования территории.Управление муниципальной собственности г. Владивостока 25 октября 2023 г. приняло оспариваемое решение на том основании, что в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" ветеранам военной службы предоставляются земельные участки для ведения садоводства, огородничества, животноводства или личного подсобного хозяйства. Предоставление же административному истцу в собственность земельного участка под эксплуатацию жилого дома будет противоречить требованиям регионального законодательства.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на наличие у него исключительного права на приобретение участка в собственность бесплатно как собственника, расположенного на участке жилого дома.
Решение: Требование удовлетворено, так как право собственности истца на жилой дом, расположенный на испрашиваемом участке, зарегистрировано в установленном порядке, участок не изъят и не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, расположен вне границ зон с особыми условиями использования территории.Управление муниципальной собственности г. Владивостока 25 октября 2023 г. приняло оспариваемое решение на том основании, что в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" ветеранам военной службы предоставляются земельные участки для ведения садоводства, огородничества, животноводства или личного подсобного хозяйства. Предоставление же административному истцу в собственность земельного участка под эксплуатацию жилого дома будет противоречить требованиям регионального законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Связан ли срок прекращения договора аренды, установленный законом для случаев отказа от договора одной из сторон, с моментом получения предупреждения об отказе другой стороной
(КонсультантПлюс, 2025)"...Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, действующий на основании п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ"; Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", в соответствии со ст. 610 ГК РФ направил в адрес арендатора - ООО "Ольга-Плюс" уведомление от 03.03.2009 N 29/3-20-1658 об освобождении указанных земельных участков.
Связан ли срок прекращения договора аренды, установленный законом для случаев отказа от договора одной из сторон, с моментом получения предупреждения об отказе другой стороной
(КонсультантПлюс, 2025)"...Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, действующий на основании п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ"; Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", в соответствии со ст. 610 ГК РФ направил в адрес арендатора - ООО "Ольга-Плюс" уведомление от 03.03.2009 N 29/3-20-1658 об освобождении указанных земельных участков.
"Злоупотребление правом участниками земельных правоотношений"
(Вагизова Э.Р.)
("Статут", 2014)Примером сказанного является дело, рассмотренное Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, от 17 декабря 2008 г. N 56-Г08-24 <1> по кассационному представлению прокурора Приморского края на решение нижестоящего суда о признании п. 2 Постановления администрации Приморского края от 7 июля 2008 г. N 152-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" противоречащим п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <2> и п. 4 ст. 7 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" <3>.
(Вагизова Э.Р.)
("Статут", 2014)Примером сказанного является дело, рассмотренное Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, от 17 декабря 2008 г. N 56-Г08-24 <1> по кассационному представлению прокурора Приморского края на решение нижестоящего суда о признании п. 2 Постановления администрации Приморского края от 7 июля 2008 г. N 152-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" противоречащим п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <2> и п. 4 ст. 7 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" <3>.
Нормативные акты
Решение Приморского УФАС России от 11.11.2014 по делу N 110/08-2014
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Предоставление услуги органом местного самоуправления (администрацией г. Владивостока), предусматривающей утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, установлено статьями 31, 34 и 36 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), статьей 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон N 90-КЗ).
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Предоставление услуги органом местного самоуправления (администрацией г. Владивостока), предусматривающей утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, установлено статьями 31, 34 и 36 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), статьей 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон N 90-КЗ).
Решение Приморского УФАС России от 09.07.2013 N 7/08- 2013 по делу N 7/08-2013
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Согласно пункту 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", пунктов 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполнял Департамент земельных отношений, который в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па с 01.01.2013 реорганизован в Департамент земельных и имущественных отношений.
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Согласно пункту 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", пунктов 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполнял Департамент земельных отношений, который в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па с 01.01.2013 реорганизован в Департамент земельных и имущественных отношений.
"Земля: Справочник собственника и арендатора"
(Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
(Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Вопрос: О бесплатном предоставлении в собственность льготной категории граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в частности в Приморском крае.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 11.05.2011 N Д23-1970)В соответствии со ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" земельные участки, находящиеся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан в следующих случаях:
(Письмо Минэкономразвития РФ от 11.05.2011 N Д23-1970)В соответствии со ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" земельные участки, находящиеся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан в следующих случаях:
Вопрос: О порядке приватизации земельного участка, на котором расположены жилой дом и иные строения и сооружения, в частности в Приморском крае.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 06.05.2010 N Д23-1677)Согласно ст. 9 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды этих земельных участков.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 06.05.2010 N Д23-1677)Согласно ст. 9 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды этих земельных участков.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков)
("Юстицинформ", 2009)Интересным в связи с этим представляется Определение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. <1> по делу о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. В этом пункте говорилось о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении.
(постатейный)
(отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков)
("Юстицинформ", 2009)Интересным в связи с этим представляется Определение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. <1> по делу о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. В этом пункте говорилось о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении.
Статья: Регулирование земельных отношений на региональном уровне (на примере Тверской области)
(Васильчук Ю.В., Павлова О.В.)
("Экологическое право", 2008, N 3)Во-первых, это воспроизведение иногда даже в полном объеме положений федеральных законов. Например, в Законе Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" <6> дана усеченная редакция ст. 5 и 6 ЗК РФ; ст. 2 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" <7> усеченно дублирует ст. 8 ЗК РФ.
(Васильчук Ю.В., Павлова О.В.)
("Экологическое право", 2008, N 3)Во-первых, это воспроизведение иногда даже в полном объеме положений федеральных законов. Например, в Законе Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" <6> дана усеченная редакция ст. 5 и 6 ЗК РФ; ст. 2 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" <7> усеченно дублирует ст. 8 ЗК РФ.
Статья: Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Беляева С.В.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 10)Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Земельным кодексом РФ <1>, Градостроительным кодексом РФ <2>, Гражданским кодексом РФ (частями первой <3> и второй <4>), Федеральными законами от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <5>, от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" <6> и подзаконными нормативными актами. На основании ст. 2 Земельного кодекса РФ данные отношения также регулируются законами и актами исполнительных органов власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления (например, в Приморском крае действует Закон "О регулировании земельных отношений в Приморском крае").
(Беляева С.В.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 10)Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Земельным кодексом РФ <1>, Градостроительным кодексом РФ <2>, Гражданским кодексом РФ (частями первой <3> и второй <4>), Федеральными законами от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <5>, от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" <6> и подзаконными нормативными актами. На основании ст. 2 Земельного кодекса РФ данные отношения также регулируются законами и актами исполнительных органов власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления (например, в Приморском крае действует Закон "О регулировании земельных отношений в Приморском крае").
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Питер Пресс", 2009)Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Питер Пресс", 2009)Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.