О признании информации, размещенной на сайте, запрещенной
Подборка наиболее важных документов по запросу О признании информации, размещенной на сайте, запрещенной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О принятии решения о признании информации и материалов, размещенных на странице сайта в сети Интернет, запрещенными для распространения в РФ.
(Письмо ФНС России от 26.09.2017 N ЕД-3-2/6384@)Вопрос: О принятии решения о признании информации и материалов, размещенных на странице сайта в сети Интернет, запрещенными для распространения в РФ.
(Письмо ФНС России от 26.09.2017 N ЕД-3-2/6384@)Вопрос: О принятии решения о признании информации и материалов, размещенных на странице сайта в сети Интернет, запрещенными для распространения в РФ.
Статья: К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)В другом деле прокурор обратился в судебный орган в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной к распространению. Определением судьи районного суда административное исковое заявление возвращено прокурору на основании ч. 4 ст. 265.2 КАС РФ, как поданное без соблюдения предусмотренного досудебного порядка. Суд апелляционной инстанции, отменив определение нижестоящего суда, подчеркнул, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указанная в административном иске информация может быть предметом судебной проверки на соответствие требованиям законодательства, в отношении которой не установлено необходимости соблюдения досудебного порядка, поэтому оснований для возврата административного иска по причине несоблюдения прокурором досудебного порядка у судьи не имелось <10>.
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)В другом деле прокурор обратился в судебный орган в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной к распространению. Определением судьи районного суда административное исковое заявление возвращено прокурору на основании ч. 4 ст. 265.2 КАС РФ, как поданное без соблюдения предусмотренного досудебного порядка. Суд апелляционной инстанции, отменив определение нижестоящего суда, подчеркнул, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указанная в административном иске информация может быть предметом судебной проверки на соответствие требованиям законодательства, в отношении которой не установлено необходимости соблюдения досудебного порядка, поэтому оснований для возврата административного иска по причине несоблюдения прокурором досудебного порядка у судьи не имелось <10>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Таким образом, судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Таким образом, судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.
Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101
(ред. от 02.10.2025)
"О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"
(вместе с "Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", "Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено")в) информация о решении, принятом уполномоченным органом, содержание которой определено пунктом 8(1) настоящих Правил, о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или представленные в форме электронных документов, заверенных квалифицированной электронной подписью, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;
(ред. от 02.10.2025)
"О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"
(вместе с "Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", "Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено")в) информация о решении, принятом уполномоченным органом, содержание которой определено пунктом 8(1) настоящих Правил, о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или представленные в форме электронных документов, заверенных квалифицированной электронной подписью, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию <112>;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию <112>;
Статья: Частные зоопарки - анализ споров
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Довольно много дел <5> связано с продажей животных через сайты. Иски о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной к распространению в Российской Федерации, подаются прокуратурой в интересах неопределенного круга лиц.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Довольно много дел <5> связано с продажей животных через сайты. Иски о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной к распространению в Российской Федерации, подаются прокуратурой в интересах неопределенного круга лиц.
Статья: Проблема злоупотребления процессуальными правами при рассмотрении дел о признании информации в сети Интернет запрещенной к распространению в Российской Федерации
(Воложанинова П.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 7)В рамках данной статьи предлагаем рассмотреть злоупотребление процессуальными правами по определенной категории дел - о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в России. При изучении судебной практики обнаруживаем, что административный истец, вопреки положениям п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ, в исковом заявлении не указывает сведения об административном ответчике, даже в том случае, когда они ему достоверно известны. Приведем пример: управление Роспотребнадзора, являясь административным истцом и обладая информацией о том, что интернет-сайт, на котором размещена информация, подлежащая признанию запрещенной к распространению, используется П., не указывает его в качестве административного ответчика. Суд кассационной инстанции расценил данные обстоятельства как нарушение требования о привлечении лица, действия которого послужили поводом для подачи искового заявления, в качестве административного ответчика и пришел к выводу о необходимости направления дела на новое рассмотрение <8>. Можно ли рассматривать подобное поведение административного истца как злоупотребление процессуальным правом? Полагаем, что да, поскольку административный истец не стремится к эффективному рассмотрению и разрешению административного дела, а заинтересован лишь в скорейшем результате (блокирование информации), что ущемляет право ответчика на судебную защиту.
(Воложанинова П.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 7)В рамках данной статьи предлагаем рассмотреть злоупотребление процессуальными правами по определенной категории дел - о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в России. При изучении судебной практики обнаруживаем, что административный истец, вопреки положениям п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ, в исковом заявлении не указывает сведения об административном ответчике, даже в том случае, когда они ему достоверно известны. Приведем пример: управление Роспотребнадзора, являясь административным истцом и обладая информацией о том, что интернет-сайт, на котором размещена информация, подлежащая признанию запрещенной к распространению, используется П., не указывает его в качестве административного ответчика. Суд кассационной инстанции расценил данные обстоятельства как нарушение требования о привлечении лица, действия которого послужили поводом для подачи искового заявления, в качестве административного ответчика и пришел к выводу о необходимости направления дела на новое рассмотрение <8>. Можно ли рассматривать подобное поведение административного истца как злоупотребление процессуальным правом? Полагаем, что да, поскольку административный истец не стремится к эффективному рассмотрению и разрешению административного дела, а заинтересован лишь в скорейшем результате (блокирование информации), что ущемляет право ответчика на судебную защиту.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья также определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной (владельца сайта, автора размещенной в сети "Интернет" информации), суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика (ч. 1 ст. 265.3 КАС РФ). К участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (орган Роскомнадзора).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья также определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной (владельца сайта, автора размещенной в сети "Интернет" информации), суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика (ч. 1 ст. 265.3 КАС РФ). К участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (орган Роскомнадзора).