О принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу О принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... установив, что О., выступающий в качестве заказчика соответствующих работ, подписал промежуточные акты сдачи-приемки выполненных работ со стороны ЗАО... то есть организации, в которой работает супруга истца... не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, тогда как в целях урегулирования конфликта интересов был обязан устраниться от принятия управленческих решений в отношении общества либо проинформировать руководство департамента о сложившейся ситуации в целях избежания коррупционного правонарушения... пришел к... выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... установив, что О., выступающий в качестве заказчика соответствующих работ, подписал промежуточные акты сдачи-приемки выполненных работ со стороны ЗАО... то есть организации, в которой работает супруга истца... не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, тогда как в целях урегулирования конфликта интересов был обязан устраниться от принятия управленческих решений в отношении общества либо проинформировать руководство департамента о сложившейся ситуации в целях избежания коррупционного правонарушения... пришел к... выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)...Нижестоящие суды при разрешении административного дела неверно оценили характер и основания требований прокурора, ссылавшегося не только на факт замещения депутатом А. должности директора муниципального предприятия, но также на неисполнение им обязанности принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которая в силу статей 11, 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" распространяется на всех лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе осуществляющих полномочия на непостоянной основе..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Нижестоящие суды при разрешении административного дела неверно оценили характер и основания требований прокурора, ссылавшегося не только на факт замещения депутатом А. должности директора муниципального предприятия, но также на неисполнение им обязанности принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которая в силу статей 11, 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" распространяется на всех лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе осуществляющих полномочия на непостоянной основе..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов заказчикам целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденными Минтрудом России. Но учитывайте, что данные рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи закупочной комиссии при проверке заявок, они в первую очередь предназначены для подразделений заказчика, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (п. 1.1 Методических рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов заказчикам целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденными Минтрудом России. Но учитывайте, что данные рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи закупочной комиссии при проверке заявок, они в первую очередь предназначены для подразделений заказчика, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (п. 1.1 Методических рекомендаций).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 22.12.2015 N 650
(ред. от 05.08.2024)
"О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов")14. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом "б" пункта 13 настоящего Положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации Президент Российской Федерации или Председатель Правительства Российской Федерации принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.
(ред. от 05.08.2024)
"О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов")14. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом "б" пункта 13 настоящего Положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации Президент Российской Федерации или Председатель Правительства Российской Федерации принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Готовое решение: Как назначить контрактного управляющего и организовать его работу
(КонсультантПлюс, 2025)Установите, что контрактный управляющий обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 7 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Установите, что контрактный управляющий обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 7 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как создать комиссию для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При осуществлении закупок руководители заказчика и члены комиссии должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ч. 7.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом следует соблюдать требования, предусмотренные ч. 7.2, 7.3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При осуществлении закупок руководители заказчика и члены комиссии должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ч. 7.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом следует соблюдать требования, предусмотренные ч. 7.2, 7.3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ;
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Анализ судебной практики свидетельствует, что должностные лица по-прежнему крайне плохо информированы о сущности института конфликта интересов. Например, судом отказано в оспаривании представления прокурора, в котором указано, что глава поселения не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное лицо - муниципальный служащий, который подготовил документы по заявлению дочери о предоставлении в собственность земельного участка; глава поселения знал о данном родстве <23>. Это актуализирует необходимость практико-ориентированного обучения, нацеленного конкретно на представителей нанимателя (работодателей), что позволит им избежать неблагоприятных последствий. Как показывает судебная практика, такие риски могут возникать в деятельности не только глав муниципальных образований, но и высших должностных лиц субъектов РФ. Например, в одном из регионов по иску прокурора признано незаконным бездействие губернатора, и он обязан привлечь руководителя службы ветеринарии к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; прокуратурой установлено, что в подведомственных службе ветеринарии двух учреждениях трудоустроены близкие родственники руководителя службы (жена, сын, две дочери) <24>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Анализ судебной практики свидетельствует, что должностные лица по-прежнему крайне плохо информированы о сущности института конфликта интересов. Например, судом отказано в оспаривании представления прокурора, в котором указано, что глава поселения не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное лицо - муниципальный служащий, который подготовил документы по заявлению дочери о предоставлении в собственность земельного участка; глава поселения знал о данном родстве <23>. Это актуализирует необходимость практико-ориентированного обучения, нацеленного конкретно на представителей нанимателя (работодателей), что позволит им избежать неблагоприятных последствий. Как показывает судебная практика, такие риски могут возникать в деятельности не только глав муниципальных образований, но и высших должностных лиц субъектов РФ. Например, в одном из регионов по иску прокурора признано незаконным бездействие губернатора, и он обязан привлечь руководителя службы ветеринарии к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; прокуратурой установлено, что в подведомственных службе ветеринарии двух учреждениях трудоустроены близкие родственники руководителя службы (жена, сын, две дочери) <24>.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участие аффилированных лиц в закупках может привести в том числе и к конфликту интересов. Чтобы этого не допустить, руководители заказчика и члены закупочной комиссии при осуществлении закупок должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ч. 7.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Для этого должны соблюдаться требования, предусмотренные ч. 7.2, 7.3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Участие аффилированных лиц в закупках может привести в том числе и к конфликту интересов. Чтобы этого не допустить, руководители заказчика и члены закупочной комиссии при осуществлении закупок должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ч. 7.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Для этого должны соблюдаться требования, предусмотренные ч. 7.2, 7.3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Статья: О кодексе публичных закупок: аргументы против его принятия
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)В обоснование унификации правил о закупках приводятся доводы о наличии общих понятий и правил (реестр контрактов (договоров), реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещение данных сведений в ЕИС) <16>. Этот перечень можно дополнить также правилами Закона о закупках, вступившими в силу с 1 июля 2022 г., направленными на необходимость принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, запрет наличия конфликта интересов (для руководителя заказчика и членов комиссий по закупкам) <17>. Общими являются и тенденции развития законодательства - импортозамещение и цифровизация, выступающая способом повышения эффективности закупок.
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)В обоснование унификации правил о закупках приводятся доводы о наличии общих понятий и правил (реестр контрактов (договоров), реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещение данных сведений в ЕИС) <16>. Этот перечень можно дополнить также правилами Закона о закупках, вступившими в силу с 1 июля 2022 г., направленными на необходимость принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, запрет наличия конфликта интересов (для руководителя заказчика и членов комиссий по закупкам) <17>. Общими являются и тенденции развития законодательства - импортозамещение и цифровизация, выступающая способом повышения эффективности закупок.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Очевидно, рассматриваемая норма главным образом направлена на недопущение конфликта интересов. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на членов комиссии и в ч. 10 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Очевидно, рассматриваемая норма главным образом направлена на недопущение конфликта интересов. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на членов комиссии и в ч. 10 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.