О митингах шествиях и пикетированиях
Подборка наиболее важных документов по запросу О митингах шествиях и пикетированиях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок согласования проведения публичного мероприятия в форме автопробега
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок согласования публичных мероприятий регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях). Федеральным законом от 09.03.2016 N 61-ФЗ (действует с 20.03.2016) в данный Закон внесены изменения, закрепляющие особенности проведения публичного мероприятия с использованием транспортных средств.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок согласования публичных мероприятий регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях). Федеральным законом от 09.03.2016 N 61-ФЗ (действует с 20.03.2016) в данный Закон внесены изменения, закрепляющие особенности проведения публичного мероприятия с использованием транспортных средств.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Коллективное обращение - письменное обращение двух и более граждан или обращение объединений граждан, в том числе юридических лиц, по общему для них вопросу в государственные органы, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и к их должностным лицам, а также обращение, принятое на публичном мероприятии (собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании) и подписанное организатором или участниками публичного мероприятия либо уполномоченным (уполномоченными) на данном публичном мероприятии лицом (лицами) <234>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Коллективное обращение - письменное обращение двух и более граждан или обращение объединений граждан, в том числе юридических лиц, по общему для них вопросу в государственные органы, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и к их должностным лицам, а также обращение, принятое на публичном мероприятии (собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании) и подписанное организатором или участниками публичного мероприятия либо уполномоченным (уполномоченными) на данном публичном мероприятии лицом (лицами) <234>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
Статья: Резолютивная часть решения суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4 ст. 227 КАС РФ составление мотивированного решения суда осуществляется по правилам, установленным ст. 177 КАС РФ. Если по окончании судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), в судебном заседании объявлена только резолютивная часть решения суда, мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4 ст. 227 КАС РФ составление мотивированного решения суда осуществляется по правилам, установленным ст. 177 КАС РФ. Если по окончании судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), в судебном заседании объявлена только резолютивная часть решения суда, мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.
Статья: Публичная власть
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В наиболее общем виде данная классификация нашла свое отражение в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающей, что власть в РФ осуществляется народом непосредственно (с использованием соответствующих форм, таких как: референдум, свободные выборы (ч. 3 ст. 3), отзыв населением депутата или члена выборного органа местного самоуправления, сходы и собрания граждан, обращения граждан, участие граждан в публичных мероприятиях (митинги, демонстрации, шествия, пикетирования) и др.), а также через соответствующие органы государственной власти (в первую очередь парламент, как федеральный, так и региональные) и органы местного самоуправления (в первую очередь представительный орган МСУ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В наиболее общем виде данная классификация нашла свое отражение в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающей, что власть в РФ осуществляется народом непосредственно (с использованием соответствующих форм, таких как: референдум, свободные выборы (ч. 3 ст. 3), отзыв населением депутата или члена выборного органа местного самоуправления, сходы и собрания граждан, обращения граждан, участие граждан в публичных мероприятиях (митинги, демонстрации, шествия, пикетирования) и др.), а также через соответствующие органы государственной власти (в первую очередь парламент, как федеральный, так и региональные) и органы местного самоуправления (в первую очередь представительный орган МСУ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Соразмерность применяемых мер обеспечения исковым требованиям проявляется в достижении оптимального соответствия возможных ограничений прав и интересов ответчика или других лиц основным целям применения мер обеспечения. Система и принципиальные особенности административного судопроизводства, а также различия в характере рассматриваемых судами общей юрисдикции административных дел (разные категории административных дел) обусловили рассмотрение соразмерности конкретных мер предварительной защиты заявленным исковым требованиям с позиций критериев точности определения средств и юридических параметров предварительной защиты: во-первых, применение общих мер предварительной защиты (например, действие оспариваемого решения приостанавливается полностью или в части, запрещаются определенные действия), во-вторых, установление формально ясных характеристик правоотношений (речь идет о размерах, суммах и прочих точных характеристиках публичных споров, административных исков, заявленных исковых требований и адекватных обеспечительных мерах). Соразмерность планируемых к применению мер предварительной защиты предъявляемым исковым требованиям и обязательный учет последствий их применения указываются в качестве определяющих в судебной практике по применению института предварительной защиты (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"). В указанном Постановлении даны верные рекомендации по принятию предварительной защиты по административному иску. Например, такая мера предварительной защиты, как приостановление деятельности объединения граждан (ч. 2 ст. 263 КАС РФ), не должна применяться в случае заявления уполномоченным органом искового требования о приостановлении его деятельности, ведь применение указанной меры предварительной защиты означало бы на практике фактическое удовлетворение административного иска еще до момента принятия судом решения по данному административному делу. Расчеты объединения граждан, связанные с хозяйственной деятельностью или трудовыми договорами, возмещение убытков, которые причинены их действиями, уплата налогов, сборов и штрафов - все это не должно затрагиваться принятыми судом мерами предварительной защиты в виде приостановления деятельности соответствующего объединения граждан или при запрете совершения им конкретных действий. То есть указанная мера предварительной защиты (приостановление деятельности объединения граждан) способна привести к полному запрету деятельности соответствующей организации, что может повлечь запреты на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и иных массовых акций или публичных мероприятий. С целью обеспечения сохранности имущества, которое подлежит обращению в собственность Российской Федерации по делам, связанным с признанием объединения граждан экстремистским, суд может применить меру предварительной защиты по административному иску о ликвидации в виде наложения ареста на имущество объединения.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Соразмерность применяемых мер обеспечения исковым требованиям проявляется в достижении оптимального соответствия возможных ограничений прав и интересов ответчика или других лиц основным целям применения мер обеспечения. Система и принципиальные особенности административного судопроизводства, а также различия в характере рассматриваемых судами общей юрисдикции административных дел (разные категории административных дел) обусловили рассмотрение соразмерности конкретных мер предварительной защиты заявленным исковым требованиям с позиций критериев точности определения средств и юридических параметров предварительной защиты: во-первых, применение общих мер предварительной защиты (например, действие оспариваемого решения приостанавливается полностью или в части, запрещаются определенные действия), во-вторых, установление формально ясных характеристик правоотношений (речь идет о размерах, суммах и прочих точных характеристиках публичных споров, административных исков, заявленных исковых требований и адекватных обеспечительных мерах). Соразмерность планируемых к применению мер предварительной защиты предъявляемым исковым требованиям и обязательный учет последствий их применения указываются в качестве определяющих в судебной практике по применению института предварительной защиты (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"). В указанном Постановлении даны верные рекомендации по принятию предварительной защиты по административному иску. Например, такая мера предварительной защиты, как приостановление деятельности объединения граждан (ч. 2 ст. 263 КАС РФ), не должна применяться в случае заявления уполномоченным органом искового требования о приостановлении его деятельности, ведь применение указанной меры предварительной защиты означало бы на практике фактическое удовлетворение административного иска еще до момента принятия судом решения по данному административному делу. Расчеты объединения граждан, связанные с хозяйственной деятельностью или трудовыми договорами, возмещение убытков, которые причинены их действиями, уплата налогов, сборов и штрафов - все это не должно затрагиваться принятыми судом мерами предварительной защиты в виде приостановления деятельности соответствующего объединения граждан или при запрете совершения им конкретных действий. То есть указанная мера предварительной защиты (приостановление деятельности объединения граждан) способна привести к полному запрету деятельности соответствующей организации, что может повлечь запреты на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и иных массовых акций или публичных мероприятий. С целью обеспечения сохранности имущества, которое подлежит обращению в собственность Российской Федерации по делам, связанным с признанием объединения граждан экстремистским, суд может применить меру предварительной защиты по административному иску о ликвидации в виде наложения ареста на имущество объединения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 4 комментируемой статьи).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 4 комментируемой статьи).
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Право на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Право на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.