Нужно ли водительское удостоверение для управления мопедом
Подборка наиболее важных документов по запросу Нужно ли водительское удостоверение для управления мопедом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.1 "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке" КоАП РФ"Поскольку транспортное средство, которым управлял Х. при описанных выше обстоятельствах, по своим техническим характеристикам относится к мопедам, право на управление которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением, с учетом примечания к статье 12.1 КоАП РФ судьи нижестоящих инстанций обоснованно признали его субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.1 "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке" КоАП РФ"Исходя из положений приведенных норм, и в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ мопед относится к транспортным средствам, на управление которыми предоставляется специальное право, такое право должно быть подтверждено водительским удостоверением.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение отдельных правовых проблем допуска начинающих и молодых водителей к управлению транспортными средствами (с учетом зарубежного опыта)
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Следует упомянуть о запрете перевозки людей на мотоцикле водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение менее двух лет, а также перевозки людей на мопеде водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение менее двух лет (п. 22.2(1), введен Постановлением Правительства Российской Федерации N 333 [17]).
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Следует упомянуть о запрете перевозки людей на мотоцикле водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение менее двух лет, а также перевозки людей на мопеде водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение менее двух лет (п. 22.2(1), введен Постановлением Правительства Российской Федерации N 333 [17]).
Статья: Особенности применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в области дорожного движения
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Проанализировав действующее законодательство в области дорожного движения, можно сделать вывод о том, что несовершеннолетние являются участниками данных правоотношений. В первую очередь они могут быть участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами и т.д.). Правовая база позволяет подросткам получать водительское удостоверение с правом управления маломощными транспортными средствами, такими как мопед, квадроцикл.
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Проанализировав действующее законодательство в области дорожного движения, можно сделать вывод о том, что несовершеннолетние являются участниками данных правоотношений. В первую очередь они могут быть участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами и т.д.). Правовая база позволяет подросткам получать водительское удостоверение с правом управления маломощными транспортными средствами, такими как мопед, квадроцикл.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"Субъектом преступлений, предусмотренных статьями 264 и 264.1 УК РФ, признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. При этом ответственности по статье 264.1 УК РФ, а равно по статьям 264.2 и 264.3 УК РФ подлежит только лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение указанных в данных нормах административных правонарушений или имеющее судимость за соответствующие преступления, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 264.2 и статьей 264.3 УК РФ, - также лишенное права управления транспортными средствами.
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"Субъектом преступлений, предусмотренных статьями 264 и 264.1 УК РФ, признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. При этом ответственности по статье 264.1 УК РФ, а равно по статьям 264.2 и 264.3 УК РФ подлежит только лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение указанных в данных нормах административных правонарушений или имеющее судимость за соответствующие преступления, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 264.2 и статьей 264.3 УК РФ, - также лишенное права управления транспортными средствами.
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)3 июня 2021 г. Б. в нарушение требований пп. 2.1.1, 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), не имея права управления транспортными средствами, управлял мопедом, находясь в состоянии опьянения, что послужило основанием для привлечения его мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)3 июня 2021 г. Б. в нарушение требований пп. 2.1.1, 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), не имея права управления транспортными средствами, управлял мопедом, находясь в состоянии опьянения, что послужило основанием для привлечения его мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
Статья: Проблемы обеспечения безопасности в контексте легализации новых участников дорожного движения
(Ефимов А.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Таким образом, по мнению разработчиков Стандарта, транспортные средства, имеющие максимальную скорость более 25 км/ч, должны относиться не к СИМ, а к мопедам, а устройства, схожие по конструкции с СИМ, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощности в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, в соответствии с ТР ТС 018/2011 должны относиться к моторным транспортным средствам категории L, и для управления ими необходимо наличие специального права управления транспортными средствами соответствующей категории.
(Ефимов А.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Таким образом, по мнению разработчиков Стандарта, транспортные средства, имеющие максимальную скорость более 25 км/ч, должны относиться не к СИМ, а к мопедам, а устройства, схожие по конструкции с СИМ, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощности в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, в соответствии с ТР ТС 018/2011 должны относиться к моторным транспортным средствам категории L, и для управления ими необходимо наличие специального права управления транспортными средствами соответствующей категории.
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)2. Привлечение несовершеннолетнего к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами возможно только при наличии у него водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категории "M" или подкатегории "A1".
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)2. Привлечение несовершеннолетнего к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами возможно только при наличии у него водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категории "M" или подкатегории "A1".
Ситуация: Нужны ли водительские права для управления скутером?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управлять скутером можно с 16 лет при наличии любого водительского удостоверения и при отсутствии медицинских ограничений. Управление скутером при отсутствии водительского удостоверения влечет административную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управлять скутером можно с 16 лет при наличии любого водительского удостоверения и при отсутствии медицинских ограничений. Управление скутером при отсутствии водительского удостоверения влечет административную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.
Статья: Направления совершенствования примерных программ подготовки водителей транспортных средств
(Заостровцев А.В., Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Двухместные мопеды встречаются достаточно редко, однако согласно п. 22.2(1) ПДД РФ перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления ТС любой категории или подкатегории в течение двух и более лет.
(Заостровцев А.В., Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Двухместные мопеды встречаются достаточно редко, однако согласно п. 22.2(1) ПДД РФ перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления ТС любой категории или подкатегории в течение двух и более лет.
Статья: Правовые отношения, связанные с использованием электросамокатов: зарубежный опыт и перспективы применения в российском законодательстве
(Афанасьевская А.В., Иванова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Существуют определенные виды электротранспорта, к которым может относиться как маломощный самокат, так и скоростной электросамокат, для которого необходимо наличие специального права управления. Так, п. 1.2 Правил ПДД гласит: для управления транспортным средством с двигателем мощностью более 0,25 кВт и менее 4 кВт необходимо водительское удостоверение категории "M".
(Афанасьевская А.В., Иванова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Существуют определенные виды электротранспорта, к которым может относиться как маломощный самокат, так и скоростной электросамокат, для которого необходимо наличие специального права управления. Так, п. 1.2 Правил ПДД гласит: для управления транспортным средством с двигателем мощностью более 0,25 кВт и менее 4 кВт необходимо водительское удостоверение категории "M".
Статья: О некоторых проблемах правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Первая группа - это автомототранспортные средства, которые подлежат регистрации в установленном порядке и на управление которыми требуется соответствующее специальное право <2>. Вторая - это транспортные средства, регистрация которых в установленном порядке не требуется (например, мопеды), но для управления ими следует получить право управления транспортными средствами категории M либо любой из категорий (подкатегорий) <3>. Третья - транспортные средства, которые не подлежат регистрации в соответствии с законодательством и на управление которыми не требуется соответствующее специальное право (например, велосипед).
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Первая группа - это автомототранспортные средства, которые подлежат регистрации в установленном порядке и на управление которыми требуется соответствующее специальное право <2>. Вторая - это транспортные средства, регистрация которых в установленном порядке не требуется (например, мопеды), но для управления ими следует получить право управления транспортными средствами категории M либо любой из категорий (подкатегорий) <3>. Третья - транспортные средства, которые не подлежат регистрации в соответствии с законодательством и на управление которыми не требуется соответствующее специальное право (например, велосипед).
Статья: Вопросы, возникающие при производстве судебных автотехнических экспертиз в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Вместе с тем именно категория ТС с учетом возраста лиц, управляющих ими (для управления которыми не требуется наличие водительского удостоверения), и масса (для СИМ) определяют их допустимое расположение на разных элементах дороги.
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Вместе с тем именно категория ТС с учетом возраста лиц, управляющих ими (для управления которыми не требуется наличие водительского удостоверения), и масса (для СИМ) определяют их допустимое расположение на разных элементах дороги.
Ситуация: Как получить права на управление квадроциклом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Квадроцикл следует отличать от квадрицикла - мототранспортного средства, приравниваемого к мопедам и/или мотоциклам и предназначенного для движения по дорогам общего пользования, для управления которым необходимо наличие водительского удостоверения категории "M" (п. 1 ст. 25 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Квадроцикл следует отличать от квадрицикла - мототранспортного средства, приравниваемого к мопедам и/или мотоциклам и предназначенного для движения по дорогам общего пользования, для управления которым необходимо наличие водительского удостоверения категории "M" (п. 1 ст. 25 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Статья: Перспективы правового и технического регулирования использования средств индивидуальной мобильности
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 1)Ситуацию удалось стабилизировать за счет установления должного порядка получения водительского удостоверения категории M [73], что наглядно отразилось на динамике аварийности (рис. 3).
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 1)Ситуацию удалось стабилизировать за счет установления должного порядка получения водительского удостоверения категории M [73], что наглядно отразилось на динамике аварийности (рис. 3).
"Движимое имущество: что, где и как арендовать"
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Гражданин Р. был оштрафован и лишен права управления транспортными средствами за то, что, как было сказано в документах, составленных сотрудниками ГИБДД и впоследствии мировым судьей, управлял "мопедом без номеров", в состоянии алкогольного опьянения. Гражданин подал жалобу, ссылаясь на то, что соображение о том, что техническое устройство, управление которым ему вменяется, относится к категории "мопед", основано на "догадках и предположениях". Был это, как вы, наверное, уже поняли, электросамокат. Представитель управления МВД России возражала: как следует из маркировки завода-изготовителя на мотор-колесе и руководства пользователя, мощность электродвигателя и конструктивная скорость полностью совпадают с "мопедными". Лишение прав признано законным.
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Гражданин Р. был оштрафован и лишен права управления транспортными средствами за то, что, как было сказано в документах, составленных сотрудниками ГИБДД и впоследствии мировым судьей, управлял "мопедом без номеров", в состоянии алкогольного опьянения. Гражданин подал жалобу, ссылаясь на то, что соображение о том, что техническое устройство, управление которым ему вменяется, относится к категории "мопед", основано на "догадках и предположениях". Был это, как вы, наверное, уже поняли, электросамокат. Представитель управления МВД России возражала: как следует из маркировки завода-изготовителя на мотор-колесе и руководства пользователя, мощность электродвигателя и конструктивная скорость полностью совпадают с "мопедными". Лишение прав признано законным.