Новый КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Новый КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" КоАП РФ"Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" КоАП РФ"Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнение действующего КоАП РФ с проектом нового КоАП в сфере защиты интеллектуальных прав
(Толкачева Н.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)"Административное право и процесс", 2024, N 5
(Толкачева Н.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)"Административное право и процесс", 2024, N 5
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
Статья: Порядок участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время обсуждается вопрос о том, что в новом КоАП РФ необходимо закрепить принцип обеспечения защиты при осуществлении органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях, а также предусмотреть обязательное участие адвоката в производстве по отдельным категориям дел об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ. При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено ст. 50 УПК РФ (п. п. 2.2.2, 5.2.3 "Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время обсуждается вопрос о том, что в новом КоАП РФ необходимо закрепить принцип обеспечения защиты при осуществлении органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях, а также предусмотреть обязательное участие адвоката в производстве по отдельным категориям дел об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ. При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено ст. 50 УПК РФ (п. п. 2.2.2, 5.2.3 "Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)"Административное и муниципальное право", 2022, N 3
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)"Административное и муниципальное право", 2022, N 3
Вопрос: У ИП сеть магазинов. По части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: 27.06.2025 в КоАП РФ изменен срок давности привлечения к административной ответственности за неуведомление о начале ведения отдельных видов деятельности с 90 календарных дней на 1 год. У ИП сеть магазинов, по части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, открытых 01.03.2025, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ? Когда в описанной ситуации истекает срок давности привлечения к административной ответственности?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: 27.06.2025 в КоАП РФ изменен срок давности привлечения к административной ответственности за неуведомление о начале ведения отдельных видов деятельности с 90 календарных дней на 1 год. У ИП сеть магазинов, по части новых магазинов, открытых 01.03.2025, предприниматель не уведомил Роспотребнадзор. Если ИП после вступления в силу изменений в ст. 4.5 КоАП РФ подаст уведомление о начале деятельности новых магазинов, открытых 01.03.2025, будет ли он привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ? Когда в описанной ситуации истекает срок давности привлечения к административной ответственности?
Статья: Ошибки в уведомлениях об обработке персональных данных
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)30 мая 2025 года вступили в силу новые положения статьи 13.11 КоАП РФ, которыми существенно увеличены штрафы за нарушения при обработке персональных данных. За непредставление уведомления о начале обработки персданных компании и ИП могут быть оштрафованы на сумму до 300 000 рублей. В связи с этим особенно важно правильно оформлять и подавать уведомления в Роскомнадзор. Расскажем о возможных ошибках в уведомлении и способах их избежать.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)30 мая 2025 года вступили в силу новые положения статьи 13.11 КоАП РФ, которыми существенно увеличены штрафы за нарушения при обработке персональных данных. За непредставление уведомления о начале обработки персданных компании и ИП могут быть оштрафованы на сумму до 300 000 рублей. В связи с этим особенно важно правильно оформлять и подавать уведомления в Роскомнадзор. Расскажем о возможных ошибках в уведомлении и способах их избежать.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<365> См.: Винницкий А.В. Продолжение дискуссии об административной ответственности арбитражных управляющих в свете подготовки проекта нового КоАП // Административное и муниципальное право. 2020. N 2. С. 1 - 15.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<365> См.: Винницкий А.В. Продолжение дискуссии об административной ответственности арбитражных управляющих в свете подготовки проекта нового КоАП // Административное и муниципальное право. 2020. N 2. С. 1 - 15.
Вопрос: По вопросу введения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новых составов административных правонарушений.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Статья: Вопросы кодификации законодательства об административных правонарушениях (уголовный проступок и административное правонарушение)
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был разработан на основе Концепции нового КоАП, опубликованной 10 июня 2019 г. на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был разработан на основе Концепции нового КоАП, опубликованной 10 июня 2019 г. на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья: Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении изменился
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 1)С 29 октября 2024 г. сроки обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях надо считать по-новому. Изменения внесены в ст. 30.3 КоАП РФ. Давайте посмотрим, в чью пользу изменились сроки для обжалования и как их теперь посчитать.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 1)С 29 октября 2024 г. сроки обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях надо считать по-новому. Изменения внесены в ст. 30.3 КоАП РФ. Давайте посмотрим, в чью пользу изменились сроки для обжалования и как их теперь посчитать.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Отдельные изменения затронули и КоАП РФ, но существенные изменения, синхронизированные с реформой контрольно-надзорной деятельности, связывались с принятием нового КоАП. Многие ученые рассматривали принятие нового КоАП как процесс, синхронный с реформой контрольно-надзорной деятельности и введением "регуляторной гильотины" <1>. Считается целесообразным установление правил, касающихся привлечения к административной ответственности граждан без проведения процедур муниципального контроля и привлечения к административной ответственности при условии, что данное нарушение обнаружено должностным лицом непосредственно и имеет достаточно доказательств для того, чтобы не проводить процедуры муниципального контроля. "Такого рода гибкая модель обеспечит как оперативность реагирования органов местной власти на нарушения элементарного порядка, так и экономию ресурсов органов публичной власти, а также защитит бизнес от злоупотреблений", - справедливо полагает советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ А.В. Пахомов <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Отдельные изменения затронули и КоАП РФ, но существенные изменения, синхронизированные с реформой контрольно-надзорной деятельности, связывались с принятием нового КоАП. Многие ученые рассматривали принятие нового КоАП как процесс, синхронный с реформой контрольно-надзорной деятельности и введением "регуляторной гильотины" <1>. Считается целесообразным установление правил, касающихся привлечения к административной ответственности граждан без проведения процедур муниципального контроля и привлечения к административной ответственности при условии, что данное нарушение обнаружено должностным лицом непосредственно и имеет достаточно доказательств для того, чтобы не проводить процедуры муниципального контроля. "Такого рода гибкая модель обеспечит как оперативность реагирования органов местной власти на нарушения элементарного порядка, так и экономию ресурсов органов публичной власти, а также защитит бизнес от злоупотреблений", - справедливо полагает советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ А.В. Пахомов <2>.
Статья: Анализ главы 26 проекта КоАП РФ "Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ"
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Статья задумана для оценки нормативных предписаний гл. 26 проекта нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой устанавливаются меры ответственности за административные правонарушения "в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ". Возможно, она привлечет внимание разработчиков законопроекта к его отдельным, недостаточно обоснованным (с точки зрения содержания, структуры и логики построения) положениям.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Статья задумана для оценки нормативных предписаний гл. 26 проекта нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой устанавливаются меры ответственности за административные правонарушения "в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ". Возможно, она привлечет внимание разработчиков законопроекта к его отдельным, недостаточно обоснованным (с точки зрения содержания, структуры и логики построения) положениям.