Нормы предоставления земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы предоставления земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"5.1.1. Нормы о порядке предоставления земельного участка под объектами недвижимости в частную собственность не применяются в случае, если право собственности на данный участок принадлежит Российской Федерации как собственнику объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.20 ЗК РФ "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение"1.2.1. Нормы о порядке предоставления земельного участка под объектами недвижимости в частную собственность не применяются в случае, если право собственности на данный участок принадлежит Российской Федерации как собственнику объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пользование земельным участком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предельные размеры земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предельные размеры земельных участков
Статья: Земельный участок для целей строительства и эксплуатации - константа или переменная?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)История формирования норм о предоставлении
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)История формирования норм о предоставлении
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
(ред. от 31.07.2025)2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Экономическая потребность в использовании (чужих) земельных участков (в том числе занятых линейными объектами) существует вне зависимости от типа общественного устройства, чего нельзя сказать о нормах права, которые являются отражением политики государства и сложившихся общественных отношений. Так, при наличии частной собственности право на использование чужого земельного участка обеспечивается нормами о сервитуте, но при монополии публичной собственности и отсутствии "чужой" земли соответствующие нормы трансформируются в административные положения, которые регламентируют продолжающую оставаться неизменной объективную экономическую потребность (использование "чужого" земельного участка). Поскольку государственные предприятия, эксплуатирующие линейные объекты, нужно было наделить правами и обязанностями в сфере землепользования, законодатель принял соответствующие нормы и включил их в акты об охранных зонах, регламентировавшие специальный круг общественных отношений.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Экономическая потребность в использовании (чужих) земельных участков (в том числе занятых линейными объектами) существует вне зависимости от типа общественного устройства, чего нельзя сказать о нормах права, которые являются отражением политики государства и сложившихся общественных отношений. Так, при наличии частной собственности право на использование чужого земельного участка обеспечивается нормами о сервитуте, но при монополии публичной собственности и отсутствии "чужой" земли соответствующие нормы трансформируются в административные положения, которые регламентируют продолжающую оставаться неизменной объективную экономическую потребность (использование "чужого" земельного участка). Поскольку государственные предприятия, эксплуатирующие линейные объекты, нужно было наделить правами и обязанностями в сфере землепользования, законодатель принял соответствующие нормы и включил их в акты об охранных зонах, регламентировавшие специальный круг общественных отношений.
Статья: Комментарий к Определению ВС РФ от 06.04.2023 N 308-ЭС22-27642
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Обязанность по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за правонарушение, состоящее в нарушении норм, регулирующих предоставление земельного участка и его застройку. К признанию постройки самовольной может приводить, в частности, возведение объекта с нарушением нормативных ограничений градостроительной деятельности, определяющих допустимые параметры построек.
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Обязанность по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за правонарушение, состоящее в нарушении норм, регулирующих предоставление земельного участка и его застройку. К признанию постройки самовольной может приводить, в частности, возведение объекта с нарушением нормативных ограничений градостроительной деятельности, определяющих допустимые параметры построек.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Признаки других правонарушений, объединенных понятием самовольного строительства, находятся за пределами гражданско-правового регулирования. КС указал, что "самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство" <3>. Строительство на чужом земельном участке не охватывается этой формулировкой, но к остальным вариантам она вполне применима. Нормы о порядке предоставления земельных участков и градостроительные нормы, устанавливающие процедуры выдачи разрешений на строительство и технические требования к построенным объектам, относятся к административному праву. Следовательно, мы имеем дело с административными правонарушениями. За некоторые из них предусмотрена административная ответственность <4>. В свою очередь, п. 2 ст. 222 ГК определяет лишь гражданско-правовые последствия административного правонарушения.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Признаки других правонарушений, объединенных понятием самовольного строительства, находятся за пределами гражданско-правового регулирования. КС указал, что "самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство" <3>. Строительство на чужом земельном участке не охватывается этой формулировкой, но к остальным вариантам она вполне применима. Нормы о порядке предоставления земельных участков и градостроительные нормы, устанавливающие процедуры выдачи разрешений на строительство и технические требования к построенным объектам, относятся к административному праву. Следовательно, мы имеем дело с административными правонарушениями. За некоторые из них предусмотрена административная ответственность <4>. В свою очередь, п. 2 ст. 222 ГК определяет лишь гражданско-правовые последствия административного правонарушения.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Таким образом, в настоящий момент нельзя однозначно сказать, допустимо ли заключать дополнительные соглашения, направленные на изменение цели использования земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности и предоставленного в аренду. Земельное законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос, а судебная практика, сформированная на уровне как Высшего Арбитражного <11>, так и Верховного Суда, исходит из незаконности таких соглашений как нарушающих нормы о предоставлении публичных земельных участков. Поэтому заключение дополнительных соглашений об изменении цели использования публичного земельного участка на практике порождает существенный риск признания их недействительными как сделок, нарушающих требование закона.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Таким образом, в настоящий момент нельзя однозначно сказать, допустимо ли заключать дополнительные соглашения, направленные на изменение цели использования земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности и предоставленного в аренду. Земельное законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос, а судебная практика, сформированная на уровне как Высшего Арбитражного <11>, так и Верховного Суда, исходит из незаконности таких соглашений как нарушающих нормы о предоставлении публичных земельных участков. Поэтому заключение дополнительных соглашений об изменении цели использования публичного земельного участка на практике порождает существенный риск признания их недействительными как сделок, нарушающих требование закона.
Статья: Нововведения в порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Из буквального толкования ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 39.18 ЗК РФ, полагаем, также усматривается наиболее существенный критерий разграничения предусмотренных данными нормами права процедур предоставления земельных участков в аренду без торгов для ведения К(Ф)Х, а именно: является ли испрашиваемый земельный участок объектом права как индивидуально-определенная вещь либо участок только предстоит образовать.
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Из буквального толкования ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 39.18 ЗК РФ, полагаем, также усматривается наиболее существенный критерий разграничения предусмотренных данными нормами права процедур предоставления земельных участков в аренду без торгов для ведения К(Ф)Х, а именно: является ли испрашиваемый земельный участок объектом права как индивидуально-определенная вещь либо участок только предстоит образовать.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<224> В соответствии с этой не вполне корректно сформулированной нормой земельный участок "представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи".
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<224> В соответствии с этой не вполне корректно сформулированной нормой земельный участок "представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи".
Статья: Характеристика первого Закона о "дачной амнистии"
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Определение потребности граждан в земельных участках для размещения СНТ, ДНТ, огородных объединений производилось с 1 сентября 2006 г. с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13 Федерального закона N 66-ФЗ), также в законодательстве закреплялась норма о предоставлении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, в собственность или на ином вещном праве (термин "земли" применительно к имуществу общего пользования был заменен на термин "земельные участки" (абз. 2 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ)). Замена термина означала, что предоставление в собственность участка из состава земель общего пользования стала возможной только после установления границ землям общего пользования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка из состава этих земель, а также после присвоения такому участку уникального кадастрового номера.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Определение потребности граждан в земельных участках для размещения СНТ, ДНТ, огородных объединений производилось с 1 сентября 2006 г. с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13 Федерального закона N 66-ФЗ), также в законодательстве закреплялась норма о предоставлении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, в собственность или на ином вещном праве (термин "земли" применительно к имуществу общего пользования был заменен на термин "земельные участки" (абз. 2 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ)). Замена термина означала, что предоставление в собственность участка из состава земель общего пользования стала возможной только после установления границ землям общего пользования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка из состава этих земель, а также после присвоения такому участку уникального кадастрового номера.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 595-О-П "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 595-О-П "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Статья: Трудности решения, или Почему муниципалитеты не всегда участвуют в государственных программах?
(Степанова О.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Отдельно можно выделить ситуации, когда сначала появляется федеральное законодательство, фактически обязывающее муниципальные образования проводить определенные действия или брать на себя полномочия. И только потом появляются программы на федеральном либо региональном уровнях, направленные на финансовую "подпитку" указанных действий. Именно так было с реализацией норм об обеспечении земельными участками многодетных семей. Сначала Земельный кодекс РФ просто "сказал" о том, что земельные участки для указанной категории граждан можно выделить бесплатно и без проведения торгов <7>. А позднее по стране начала складываться активная судебная практика, обязывающая органы местного самоуправления не просто бесплатно предоставлять сформированные земельные участки, но и обеспечить их полностью всей инженерной инфраструктурой, необходимой для строительства и эксплуатации жилых домов <8>. При этом анализ завершения строительства получившими землю семьями и достижение главной цели указанных мероприятий - улучшение жилищных условий многодетных семей - как условие финансирования расходов не осуществлялся. Думается, что именно по этой причине оказалось так много "закопанных в землю" муниципальных денежных средств, вложенных в инфраструктуру на участках, где нет факта строительства жилой недвижимости.
(Степанова О.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Отдельно можно выделить ситуации, когда сначала появляется федеральное законодательство, фактически обязывающее муниципальные образования проводить определенные действия или брать на себя полномочия. И только потом появляются программы на федеральном либо региональном уровнях, направленные на финансовую "подпитку" указанных действий. Именно так было с реализацией норм об обеспечении земельными участками многодетных семей. Сначала Земельный кодекс РФ просто "сказал" о том, что земельные участки для указанной категории граждан можно выделить бесплатно и без проведения торгов <7>. А позднее по стране начала складываться активная судебная практика, обязывающая органы местного самоуправления не просто бесплатно предоставлять сформированные земельные участки, но и обеспечить их полностью всей инженерной инфраструктурой, необходимой для строительства и эксплуатации жилых домов <8>. При этом анализ завершения строительства получившими землю семьями и достижение главной цели указанных мероприятий - улучшение жилищных условий многодетных семей - как условие финансирования расходов не осуществлялся. Думается, что именно по этой причине оказалось так много "закопанных в землю" муниципальных денежных средств, вложенных в инфраструктуру на участках, где нет факта строительства жилой недвижимости.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Таким образом, нормы, закрепляющие преференциальное основание предоставления земельных участков в аренду пользователям недр, не в полной мере учитывают особенности образования ООГО как вида пользования недрами. В связи с этим данный механизм недоступен для лиц, намеренных осуществлять такую деятельность. В то же время за соответствующими пользователями недр сохраняется право на заключение договора аренды указанных земельных участков путем участия в аукционе или без участия в нем при наличии условий, указанных в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ <55>.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Таким образом, нормы, закрепляющие преференциальное основание предоставления земельных участков в аренду пользователям недр, не в полной мере учитывают особенности образования ООГО как вида пользования недрами. В связи с этим данный механизм недоступен для лиц, намеренных осуществлять такую деятельность. В то же время за соответствующими пользователями недр сохраняется право на заключение договора аренды указанных земельных участков путем участия в аукционе или без участия в нем при наличии условий, указанных в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ <55>.