Нормирование труда преподавателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормирование труда преподавателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Исследователями также предлагались варианты полного исключения исследовательской работы из профессиональной деятельности преподавателя вуза. Например, М.М. Кудаев <10>, считая, что ядром системы нормирования труда профессорско-преподавательского состава должна стать идея разделения работников на две подгруппы (преподаватель/аудиторный работник и преподаватель/научный работник), учитывающая индивидуальные особенности работников, допускает возможность упразднения или минимизации в отношении "аудиторных работников" нагрузки в области научно-исследовательской работы. Ученый полагает, что снижение объема научно-исследовательского труда обусловлено необходимостью концентрации указанных работников на работе с людьми, а также их нежеланием или неумением реализовывать себя в научно-исследовательской деятельности.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Исследователями также предлагались варианты полного исключения исследовательской работы из профессиональной деятельности преподавателя вуза. Например, М.М. Кудаев <10>, считая, что ядром системы нормирования труда профессорско-преподавательского состава должна стать идея разделения работников на две подгруппы (преподаватель/аудиторный работник и преподаватель/научный работник), учитывающая индивидуальные особенности работников, допускает возможность упразднения или минимизации в отношении "аудиторных работников" нагрузки в области научно-исследовательской работы. Ученый полагает, что снижение объема научно-исследовательского труда обусловлено необходимостью концентрации указанных работников на работе с людьми, а также их нежеланием или неумением реализовывать себя в научно-исследовательской деятельности.
Статья: Конституционный Суд РФ разъяснил порядок определения заработной платы педагогов при неполной учебной нагрузке
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 N 32-П
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова"3. В число работников, особенности регулирования труда которых предусмотрены специальными нормами Трудового кодекса Российской Федерации, входят, в частности, педагогические работники (глава 52), включая лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (далее также - образовательные организации высшего образования).
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова"3. В число работников, особенности регулирования труда которых предусмотрены специальными нормами Трудового кодекса Российской Федерации, входят, в частности, педагогические работники (глава 52), включая лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (далее также - образовательные организации высшего образования).
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"Также по строке 2203 учитываются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам от фонда оплаты труда вышеперечисленных категорий работников (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются): суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС); на обязательное медицинское страхование (ОМС); на обязательное социальное страхование (ОСС) - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС на случай ВНиМ), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС от НСПиПЗ). Не учитываются отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование и другие виды добровольного страхования работников.
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"Также по строке 2203 учитываются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам от фонда оплаты труда вышеперечисленных категорий работников (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются): суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС); на обязательное медицинское страхование (ОМС); на обязательное социальное страхование (ОСС) - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС на случай ВНиМ), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС от НСПиПЗ). Не учитываются отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование и другие виды добровольного страхования работников.
Статья: Рекомендации по оплате труда в учреждениях на 2023 год
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)С увеличением фактического объема учебной (преподавательской, тренерской) работы будет увеличиваться и нормируемая часть педагогической работы, а также размер оплаты труда. То есть если фактический объем тренерской работы - 24 часа в неделю, то размер ставки зарплаты, установленной за 18 часов в неделю, должен быть увеличен на треть.
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)С увеличением фактического объема учебной (преподавательской, тренерской) работы будет увеличиваться и нормируемая часть педагогической работы, а также размер оплаты труда. То есть если фактический объем тренерской работы - 24 часа в неделю, то размер ставки зарплаты, установленной за 18 часов в неделю, должен быть увеличен на треть.
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Трудовая функция преподавателей вузов имеет сложную структуру. Она вбирает в себя различные виды работ (научную, творческую, исследовательскую, воспитательную, методическую и пр.). Законодателем предпринимались попытки урегулировать (нормировать) содержание трудовой функции вузовских работников, однако добиться абсолютных результатов пока не удалось. Так, например, отсутствует инструментарий контроля творческого элемента, присущего трудовой деятельности работников высшего образования. Большую часть ежедневной трудовой нагрузки преподавателя занимает не учебная работа, а именно научно-исследовательская, выполнение которой с учетом индивидуальных особенностей педагога не подчиняется требованиям времени и места (научная "муза" посещает, как правило, не на работе). Рассматриваемая проблема не раз становилась предметом научного обсуждения <11>, однако единых рекомендаций не выработано. Неудивительно, что в такой ситуации законодатель предпочел делегировать решение вопросов режима и нормирования труда работодателю. Чтобы избежать злоупотребления со стороны последнего, представляется возможным ввести для профессорско-преподавательского состава режим гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ).
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Трудовая функция преподавателей вузов имеет сложную структуру. Она вбирает в себя различные виды работ (научную, творческую, исследовательскую, воспитательную, методическую и пр.). Законодателем предпринимались попытки урегулировать (нормировать) содержание трудовой функции вузовских работников, однако добиться абсолютных результатов пока не удалось. Так, например, отсутствует инструментарий контроля творческого элемента, присущего трудовой деятельности работников высшего образования. Большую часть ежедневной трудовой нагрузки преподавателя занимает не учебная работа, а именно научно-исследовательская, выполнение которой с учетом индивидуальных особенностей педагога не подчиняется требованиям времени и места (научная "муза" посещает, как правило, не на работе). Рассматриваемая проблема не раз становилась предметом научного обсуждения <11>, однако единых рекомендаций не выработано. Неудивительно, что в такой ситуации законодатель предпочел делегировать решение вопросов режима и нормирования труда работодателю. Чтобы избежать злоупотребления со стороны последнего, представляется возможным ввести для профессорско-преподавательского состава режим гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ).
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Прежде чем переходить к исследованию практики Конституционного Суда РФ по вопросам правового статуса педагогов, обратимся к тексту российской Конституции [Конституция Российской Федерации // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022]. Прямым текстом Основной Закон педагогических работников ни разу не упоминает. Однако большого пробела в этом не усматривается: напротив, положения Конституции РФ имеют несомненную актуальность и для регулирования труда педагогов. Так, основополагающее значение имеет статья 47 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: "Каждый имеет право на образование". Часть 5 статьи 43 указывает, что "Российская Федерация... поддерживает различные формы образования". Поддержка образования немыслима без поддержки труда педагогических работников, следовательно, данная норма фактически предусматривает обязанность российского государства по поддержке труда учителя и преподавателя. Эта обязанность важна как сама по себе, так и как средство обеспечения другой, более широкой обязанности Российской Федерации по установлению общедоступного и всеобщего образования (в том числе высшего - на конкурсной основе).
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Прежде чем переходить к исследованию практики Конституционного Суда РФ по вопросам правового статуса педагогов, обратимся к тексту российской Конституции [Конституция Российской Федерации // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022]. Прямым текстом Основной Закон педагогических работников ни разу не упоминает. Однако большого пробела в этом не усматривается: напротив, положения Конституции РФ имеют несомненную актуальность и для регулирования труда педагогов. Так, основополагающее значение имеет статья 47 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: "Каждый имеет право на образование". Часть 5 статьи 43 указывает, что "Российская Федерация... поддерживает различные формы образования". Поддержка образования немыслима без поддержки труда педагогических работников, следовательно, данная норма фактически предусматривает обязанность российского государства по поддержке труда учителя и преподавателя. Эта обязанность важна как сама по себе, так и как средство обеспечения другой, более широкой обязанности Российской Федерации по установлению общедоступного и всеобщего образования (в том числе высшего - на конкурсной основе).
Вопрос: Должна ли организация оплачивать время обучения работника, направленного на повышение квалификации, в выходные дни в двойном размере, если он прогуливает занятия?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Для фиксации факта прогула работником учебы работодатель при желании может направить своих представителей в организацию, где осуществляется обучение, либо факт прогула может быть подтвержден документами образовательной организации (например, журналом посещений, служебной запиской преподавателя и т.д.).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Для фиксации факта прогула работником учебы работодатель при желании может направить своих представителей в организацию, где осуществляется обучение, либо факт прогула может быть подтвержден документами образовательной организации (например, журналом посещений, служебной запиской преподавателя и т.д.).
Статья: О полном переходе к пятидневной рабочей неделе с двумя следующими подряд выходными днями
(Гавриш И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)<22> См.: Лукинова С.А. О статусе преподавателя вуза в трудовом праве // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-statuse-prepodavatelya-vuza-v-trudovom-prave (дата обращения: 24.07.2020); Михалкина Е.В. Анализ норм труда профессорско-преподавательского состава вуза // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-norm-truda-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-vuza (дата обращения: 24.07.2020).
(Гавриш И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)<22> См.: Лукинова С.А. О статусе преподавателя вуза в трудовом праве // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-statuse-prepodavatelya-vuza-v-trudovom-prave (дата обращения: 24.07.2020); Михалкина Е.В. Анализ норм труда профессорско-преподавательского состава вуза // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-norm-truda-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-vuza (дата обращения: 24.07.2020).
Статья: О некоторых новеллах правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных отношений в Российской Федерации
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Федоренко Галина Борисовна, преподаватель Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов "Вердикт".
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Федоренко Галина Борисовна, преподаватель Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов "Вердикт".
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Часовая ставка = Месячная ставка без повышающих коэффициентов / 72 (среднемесячная норма учебной нагрузки).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Часовая ставка = Месячная ставка без повышающих коэффициентов / 72 (среднемесячная норма учебной нагрузки).
Статья: Сравнительный анализ норм, регулирующих труд спортсменов и тренеров в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Мельник В.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТРУД СПОРТСМЕНОВ
(Мельник В.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТРУД СПОРТСМЕНОВ
Статья: Вводим нормирование труда
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)- письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 "О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования".
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)- письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 "О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования".
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)На данные обстоятельства обращает внимание и Конституционный Суд Российской Федерации, который в Постановлении от 15 июля 2022 г. N 32-П отмечает следующее: "В число работников, особенности регулирования труда которых предусмотрены специальными нормами Трудового кодекса Российской Федерации, входят, в частности, педагогические работники (гл. 52), включая лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Особенности правового регулирования труда данной категории работников обусловлены спецификой научно-педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования, предопределяемой целями самого высшего образования. Именно социальная значимость педагогической деятельности предопределяет и особый статус педагогических работников в обществе, предполагающий в том числе их наделение специальными - академическими - правами и свободами. Это обстоятельство обязывает федерального законодателя, устанавливающего особенности регулирования труда педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в образовательных организациях высшего образования, всемерно способствовать осуществлению указанными лицами данных конституционных свобод, а равно и связанных с ними академических прав и свобод, содействуя при этом повышению престижа социально значимого педагогического труда".
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)На данные обстоятельства обращает внимание и Конституционный Суд Российской Федерации, который в Постановлении от 15 июля 2022 г. N 32-П отмечает следующее: "В число работников, особенности регулирования труда которых предусмотрены специальными нормами Трудового кодекса Российской Федерации, входят, в частности, педагогические работники (гл. 52), включая лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Особенности правового регулирования труда данной категории работников обусловлены спецификой научно-педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования, предопределяемой целями самого высшего образования. Именно социальная значимость педагогической деятельности предопределяет и особый статус педагогических работников в обществе, предполагающий в том числе их наделение специальными - академическими - правами и свободами. Это обстоятельство обязывает федерального законодателя, устанавливающего особенности регулирования труда педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в образовательных организациях высшего образования, всемерно способствовать осуществлению указанными лицами данных конституционных свобод, а равно и связанных с ними академических прав и свобод, содействуя при этом повышению престижа социально значимого педагогического труда".