Нормативы отчислений в бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы отчислений в бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 61.1 "Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов" БК РФИсходя из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 БК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Подача единой декларации и централизованная уплата налога на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)в этом регионе не установлены нормативы отчислений налога в местные бюджеты на налоговый период, за который подается единая декларация, и на налоговый период, в котором она подается (Письмо ФНС России от 18.12.2019 N БС-4-21/26084@ (приведено в п. 4 Приложения к Письму ФНС России от 12.02.2020 N БС-4-21/2240@));
(КонсультантПлюс, 2025)в этом регионе не установлены нормативы отчислений налога в местные бюджеты на налоговый период, за который подается единая декларация, и на налоговый период, в котором она подается (Письмо ФНС России от 18.12.2019 N БС-4-21/26084@ (приведено в п. 4 Приложения к Письму ФНС России от 12.02.2020 N БС-4-21/2240@));
Статья: Основные подходы к формам взаимодействия органов публичной власти
(Китаева В.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р <11>, закрепляет некоторые нюансы экономической модели развития государства, делая ставку на создание агломераций, называя их перспективными центрами экономического роста. В связи с этим был принят Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>. Данный Закон направлен на создание финансовых стимулов для развития инфраструктуры в городских агломерациях. Соответственно, можно полагать, что в зависимости от специфики того или иного региона в рамках создания таких агломераций будут возникать новые формы взаимодействия органов публичной власти, например совместное изучение, анализ и оценка потенциала и уровня социально-экономического развития территорий, на которых планируется создание агломераций. Представляющей интерес является форма взаимодействия, которую предусматривает Бюджетный кодекс Российской Федерации <13>, - органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделяются правом устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве.
(Китаева В.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р <11>, закрепляет некоторые нюансы экономической модели развития государства, делая ставку на создание агломераций, называя их перспективными центрами экономического роста. В связи с этим был принят Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>. Данный Закон направлен на создание финансовых стимулов для развития инфраструктуры в городских агломерациях. Соответственно, можно полагать, что в зависимости от специфики того или иного региона в рамках создания таких агломераций будут возникать новые формы взаимодействия органов публичной власти, например совместное изучение, анализ и оценка потенциала и уровня социально-экономического развития территорий, на которых планируется создание агломераций. Представляющей интерес является форма взаимодействия, которую предусматривает Бюджетный кодекс Российской Федерации <13>, - органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделяются правом устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 6 БК межбюджетные отношения - это "взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса". По мнению специалистов, определение понятия межбюджетных отношений в законе небесспорно, оно не исчерпывает всех видов межбюджетных отношений, сложившихся в финансово-бюджетной практике РФ. Основной вид межбюджетных отношений - отношения по предоставлению бюджетных средств из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации в другой бюджет бюджетной системы РФ. Специалисты межбюджетные отношения рассматривают как разновидность бюджетных правоотношений, формирующихся между органами власти (учреждениями), преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и доходных источников, а также отношения по межбюджетному регулированию, а именно: распределению некоторых налогов и иных обязательных платежей по нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в различных формах (в форме межбюджетных трансфертов) в целях обеспечения доступа граждан к получению бюджетных услуг на всей территории государства, в том числе услуг в сфере социального, пенсионного обеспечения <29>.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 6 БК межбюджетные отношения - это "взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса". По мнению специалистов, определение понятия межбюджетных отношений в законе небесспорно, оно не исчерпывает всех видов межбюджетных отношений, сложившихся в финансово-бюджетной практике РФ. Основной вид межбюджетных отношений - отношения по предоставлению бюджетных средств из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации в другой бюджет бюджетной системы РФ. Специалисты межбюджетные отношения рассматривают как разновидность бюджетных правоотношений, формирующихся между органами власти (учреждениями), преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и доходных источников, а также отношения по межбюджетному регулированию, а именно: распределению некоторых налогов и иных обязательных платежей по нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в различных формах (в форме межбюджетных трансфертов) в целях обеспечения доступа граждан к получению бюджетных услуг на всей территории государства, в том числе услуг в сфере социального, пенсионного обеспечения <29>.
Статья: Особенности финансовой компетенции сложносоставных субъектов Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Специфика взаимоотношений публично-правовых образований внутри сложносоставного субъекта влияет и на поступление и распределение доходов между бюджетами составных частей интегрированного субъекта. В наибольшей степени это касается налоговых доходов как основного доходного источника бюджета. В статье 56 БК РФ <22> определяется порядок распределения налоговых доходов между бюджетами субъектов, входящих в состав сложносоставных областей. Обычно основной объем указанных доходов закрепляется за областным бюджетом. Отличающийся от этого подхода порядок распределения налогов может быть установлен законом о федеральном бюджете либо договором между субъектами Федерации. Последний может закреплять нормативы отчислений налогов за бюджетами и объемы отчислений в областной бюджет для финансового обеспечения функционирования совместных органов управления (например, в Тюменской области созданы два совета - законодателей и губернаторов). По общему правилу при осуществлении областью каких-либо полномочий на территории округа доходы от федеральных налогов и сборов в той части, в которой они поступают в бюджеты регионов, полностью идут в бюджет области, даже если они взимаются на территории округа (округов). Как и в предыдущем случае, изменить этот подход субъекты могут, если это предусмотрено в законе или договоре.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Специфика взаимоотношений публично-правовых образований внутри сложносоставного субъекта влияет и на поступление и распределение доходов между бюджетами составных частей интегрированного субъекта. В наибольшей степени это касается налоговых доходов как основного доходного источника бюджета. В статье 56 БК РФ <22> определяется порядок распределения налоговых доходов между бюджетами субъектов, входящих в состав сложносоставных областей. Обычно основной объем указанных доходов закрепляется за областным бюджетом. Отличающийся от этого подхода порядок распределения налогов может быть установлен законом о федеральном бюджете либо договором между субъектами Федерации. Последний может закреплять нормативы отчислений налогов за бюджетами и объемы отчислений в областной бюджет для финансового обеспечения функционирования совместных органов управления (например, в Тюменской области созданы два совета - законодателей и губернаторов). По общему правилу при осуществлении областью каких-либо полномочий на территории округа доходы от федеральных налогов и сборов в той части, в которой они поступают в бюджеты регионов, полностью идут в бюджет области, даже если они взимаются на территории округа (округов). Как и в предыдущем случае, изменить этот подход субъекты могут, если это предусмотрено в законе или договоре.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В ст. 58 Бюджетного кодекса РФ <19> подробно регламентированы полномочия субъектов РФ по установлению нормативов отчислений в местные бюджеты. Указанные полномочия заключаются в установлении законом субъекта РФ единых или дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от тех источников доходов, которые федеральное законодательство закрепляет за бюджетом субъекта РФ.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В ст. 58 Бюджетного кодекса РФ <19> подробно регламентированы полномочия субъектов РФ по установлению нормативов отчислений в местные бюджеты. Указанные полномочия заключаются в установлении законом субъекта РФ единых или дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от тех источников доходов, которые федеральное законодательство закрепляет за бюджетом субъекта РФ.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<18> Инициатива нашла законодательную реализацию: в соответствии с п. 3.5 ст. 58 БК РФ органы государственной власти субъекта РФ вправе установить дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ, от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ. Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений устанавливаются законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия).
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<18> Инициатива нашла законодательную реализацию: в соответствии с п. 3.5 ст. 58 БК РФ органы государственной власти субъекта РФ вправе установить дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ, от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ. Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений устанавливаются законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия).
Готовое решение: Как определить часть прибыли унитарных предприятий, перечисляемую в бюджет, и в какой срок ее нужно перечислить
(КонсультантПлюс, 2025)За прошлый год МУП получило прибыль в размере 2 770 тыс. руб. Налоги и другие обязательные платежи за отчетный год составили 716 тыс. руб. Норматив отчисления части прибыли в бюджет муниципального образования установлен в размере 30%.
(КонсультантПлюс, 2025)За прошлый год МУП получило прибыль в размере 2 770 тыс. руб. Налоги и другие обязательные платежи за отчетный год составили 716 тыс. руб. Норматив отчисления части прибыли в бюджет муниципального образования установлен в размере 30%.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; иные бюджетные полномочия (ст. 8 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; иные бюджетные полномочия (ст. 8 БК РФ).