Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Определение о прекращении производства по делу об оспаривании НПА в связи с отказом заинтересованного лица от иска не является основанием для прекращения производства по делу об оспаривании этого же акта, если с заявлением обратится другое лицо
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ч. 1 ст. 150, ч. 7, 8 ст. 194 АПК РФПримечание. Акт принят до внесения изменений в ст. 194 АПК РФ в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ. Со дня вступления в силу указанного Закона в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ч. 1 ст. 150, ч. 7, 8 ст. 194 АПК РФПримечание. Акт принят до внесения изменений в ст. 194 АПК РФ в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ. Со дня вступления в силу указанного Закона в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 Конституции РФ"По смыслу статей 15 (части 1 - 3), 46 (части 1 и 2) и 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которым отвечает приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, и с учетом того, что федеральным законодательством предусмотрена возможность рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти вне связи с конкретным делом, в основе допустимости проверки в данной процедуре акта Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти прежде всего должно лежать наличие у этого акта нормативных свойств (оказывает ли он общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержатся ли в нем предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц - участников соответствующих правоотношений, рассчитан ли он на многократное применение)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке принимаются подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Подзаконные нормативные акты федерального уровня принимаются Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти (министерствами).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Подзаконные нормативные акты федерального уровня принимаются Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти (министерствами).
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая
Нормативные акты
Готовое решение: Как согласовать порядок выполнения работы в договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)нормативных правовых актах РФ и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, обязательных в силу п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании.
(КонсультантПлюс, 2025)нормативных правовых актах РФ и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, обязательных в силу п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании.
Статья: Понятие и структура законодательства Российской Федерации
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в частности, п. 2 ст. 3 СК РФ предусматривает, что семейное законодательство состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ. При этом в соответствии с наименованием ст. 3 СК РФ, а также положений иных ее частей подзаконные акты, регулирующие семейно-правовые отношения, относятся к числу "иных актов, содержащих нормы семейного права". ТК РФ также разграничивает собственно трудовое законодательство (включающее ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), а также иные акты, содержащие нормы трудового права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления) (ст. 5 ТК РФ).
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в частности, п. 2 ст. 3 СК РФ предусматривает, что семейное законодательство состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ. При этом в соответствии с наименованием ст. 3 СК РФ, а также положений иных ее частей подзаконные акты, регулирующие семейно-правовые отношения, относятся к числу "иных актов, содержащих нормы семейного права". ТК РФ также разграничивает собственно трудовое законодательство (включающее ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), а также иные акты, содержащие нормы трудового права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления) (ст. 5 ТК РФ).
Статья: Особенности оформления приказов
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Не случайно в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти документ-приложение идентифицируется в тексте по речевой модели: "1. Утвердить прилагаемую/ый... <в первом пункте устанавливаются полное и сокращенное наименования документа>...". Обратите внимание:
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Не случайно в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти документ-приложение идентифицируется в тексте по речевой модели: "1. Утвердить прилагаемую/ый... <в первом пункте устанавливаются полное и сокращенное наименования документа>...". Обратите внимание:
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<16> Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 августа 2006 г. N 308 // Бюллетень НПА ФОИВ. 2006. N 20.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<16> Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 августа 2006 г. N 308 // Бюллетень НПА ФОИВ. 2006. N 20.
Статья: Идентификация и трансформация правового статуса оператора комплексного развития территорий
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)<4> См., например: Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. 2. С. 201 - 208; Постановление Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П; Постановление Государственной думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации"; Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2007 г. N 88.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)<4> См., например: Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. 2. С. 201 - 208; Постановление Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П; Постановление Государственной думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации"; Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2007 г. N 88.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Допустимо, если правила ВТР имеют приложения в виде таблиц, графиков, карт, схем, а соответствующие пункты ПВТР содержат ссылки на эти приложения (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Допустимо, если правила ВТР имеют приложения в виде таблиц, графиков, карт, схем, а соответствующие пункты ПВТР содержат ссылки на эти приложения (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации").
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Перечень нормативных правовых актов Президента
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Перечень нормативных правовых актов Президента
Статья: Распространение реформы обязательных требований на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (ред. от 11.09.2024) // СЗ РФ. 2021. N 2 (ч. II). Ст. 471; 2024. N 38. Ст. 5651.
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (ред. от 11.09.2024) // СЗ РФ. 2021. N 2 (ч. II). Ст. 471; 2024. N 38. Ст. 5651.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
Готовое решение: Как МЧС России контролирует соблюдение организациями требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу объекты относятся к определенной категории риска органами государственного пожарного надзора в соответствии с установленными порядком и критериями, а подразделениями государственного пожарного надзора - на основании НПА федеральных органов исполнительной власти (п. 40 Положения о пожарном надзоре). Перечни объектов надзора, которым присвоены категории риска, ведут органы государственного пожарного надзора (п. 51 Положения о пожарном надзоре). Узнать, к какой категории отнесен ваш объект, вы можете:
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу объекты относятся к определенной категории риска органами государственного пожарного надзора в соответствии с установленными порядком и критериями, а подразделениями государственного пожарного надзора - на основании НПА федеральных органов исполнительной власти (п. 40 Положения о пожарном надзоре). Перечни объектов надзора, которым присвоены категории риска, ведут органы государственного пожарного надзора (п. 51 Положения о пожарном надзоре). Узнать, к какой категории отнесен ваш объект, вы можете: