Нормативная база делопроизводства
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативная база делопроизводства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательное регулирование сферы делопроизводства: факторы и задачи
(Ланской Г.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Формирование специализированной нормативно-правовой базы в области делопроизводства и в качестве его составной части документационного обеспечения управления является предметом обсуждения среди специалистов на протяжении последних трех десятилетий <1>. Это связано с произошедшей в начале 1990-х гг. частичной децентрализацией системы служб, занимающихся созданием документов и осуществлением документооборота, и формированием в их негосударственном секторе собственных корпоративных норм в данной предметной области.
(Ланской Г.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Формирование специализированной нормативно-правовой базы в области делопроизводства и в качестве его составной части документационного обеспечения управления является предметом обсуждения среди специалистов на протяжении последних трех десятилетий <1>. Это связано с произошедшей в начале 1990-х гг. частичной децентрализацией системы служб, занимающихся созданием документов и осуществлением документооборота, и формированием в их негосударственном секторе собственных корпоративных норм в данной предметной области.
Статья: Система управления документами в соответствии со стандартами ИСО
(Янковая В.Ф.)
("Жилищное право", 2022, N 5)1. Предложенный состав документации СУД отличается от сложившейся у нас в стране нормативной базы документационного обеспечения управления (делопроизводства) организаций, центральными документами которой являются инструкция по делопроизводству и номенклатура дел. При этом мало кто из специалистов обращает внимание на то, что инструкция по делопроизводству фактически регламентирует работу только с одной частью документации организации, которую принято называть организационно-распорядительной (далее - ОРД), а номенклатура дел охватывает все виды документов, образующихся в деятельности организации. Принципиальным отличием документации СУД является то, что она может регламентировать все документные процессы, независимо от их функциональной принадлежности.
(Янковая В.Ф.)
("Жилищное право", 2022, N 5)1. Предложенный состав документации СУД отличается от сложившейся у нас в стране нормативной базы документационного обеспечения управления (делопроизводства) организаций, центральными документами которой являются инструкция по делопроизводству и номенклатура дел. При этом мало кто из специалистов обращает внимание на то, что инструкция по делопроизводству фактически регламентирует работу только с одной частью документации организации, которую принято называть организационно-распорядительной (далее - ОРД), а номенклатура дел охватывает все виды документов, образующихся в деятельности организации. Принципиальным отличием документации СУД является то, что она может регламентировать все документные процессы, независимо от их функциональной принадлежности.
Нормативные акты
Приказ Роскомнадзора от 30.07.2012 N 726
"Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25273)Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с государственной гражданской службой и противодействием коррупции, нормативной базы, относящейся к реализации своих должностных обязанностей и полномочий, правил делового этикета; основ делопроизводства; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; служебного распорядка Службы и должностного регламента; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного и ведомственного документооборота.
"Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25273)Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с государственной гражданской службой и противодействием коррупции, нормативной базы, относящейся к реализации своих должностных обязанностей и полномочий, правил делового этикета; основ делопроизводства; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; служебного распорядка Службы и должностного регламента; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного и ведомственного документооборота.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.05.2023 N 91
(ред. от 18.10.2023)
"Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции"обеспечение функционирования установленных в суде справочных правовых систем федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечение функционирования баз данных ведомственных нормативных актов судебной системы (программное изделие "Право" ГАС "Правосудие");
(ред. от 18.10.2023)
"Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции"обеспечение функционирования установленных в суде справочных правовых систем федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечение функционирования баз данных ведомственных нормативных актов судебной системы (программное изделие "Право" ГАС "Правосудие");
Статья: Реализация хранения электронных документов в доверенной среде
(Мошкова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Таким образом, доверенная среда должна обладать рядом функциональных возможностей для обеспечения сохранности и конфиденциальности целостных, аутентичных, надежных, пригодных к использованию документов при условии корректного развертывания, правильной настройки и эксплуатации системы, а также разработки внутренней нормативной базы для ее функционирования и масштабного обучения персонала.
(Мошкова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Таким образом, доверенная среда должна обладать рядом функциональных возможностей для обеспечения сохранности и конфиденциальности целостных, аутентичных, надежных, пригодных к использованию документов при условии корректного развертывания, правильной настройки и эксплуатации системы, а также разработки внутренней нормативной базы для ее функционирования и масштабного обучения персонала.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- обеспечение полной автоматизации кадрового делопроизводства;
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- обеспечение полной автоматизации кадрового делопроизводства;
Статья: Организация документооборота АО "Центральная ППК"
(Колосова Е.В., Карпычева Е.В.)
("Делопроизводство", 2024, N 4)Организация работы документационного обеспечения управления и архивного дела в Обществе регулируется в соответствии с законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативно-методическими документами в области делопроизводства и архивного дела, представленными в таблице 2.
(Колосова Е.В., Карпычева Е.В.)
("Делопроизводство", 2024, N 4)Организация работы документационного обеспечения управления и архивного дела в Обществе регулируется в соответствии с законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативно-методическими документами в области делопроизводства и архивного дела, представленными в таблице 2.
Статья: Проблемы актуализации национальных стандартов РФ по управлению документами, основанных на международных стандартах ИСО. Аспекты соответствия
(Горелова С.А., Варламова Л.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Подводя итог, следует сказать, что международная практика управления документами уже давно перешла на электронный документооборот и международная организация по стандартизации ИСО зафиксировала это в своих стандартах и технических отчетах на управление документами. В России тем не менее еще далеко не все организации полностью перешли на электронный документооборот: кто-то ничего не менял и придерживается практики традиционного бумажного документооборота, а кто-то внедрил современные автоматизированные решения по управлению документами лишь частично, не во все процессы, следуя, таким образом, концепции смешанного документооборота. В контексте регулирования сложившейся ситуации роль национальных стандартов по управлению документами представляется особо значимой, но сложившаяся ситуация с устареванием национальных стандартов из-за обновления исходных международных не является на данный момент особо критичной. Во-первых, потому, что новые версии вышеперечисленных стандартов ИСО ориентированы по большей части на электронный документооборот, в то время как в российской практике случаи перехода на 100%-ный электронный документооборот все еще крайне редки. Во-вторых, мы не видим системного внедрения национальных стандартов, разработанных на базе международных и ссылки на них в отечественных нормативных документах, регламентирующих вопросы делопроизводства. Однако специалисты в области управления документами должны постоянно держать руку на пульсе стремительно развивающихся технологий, способствующих автоматизации процессов создания, хранения документов и управления ими, и интегрировать интересные решения в свою практику работы. И в этой связи именно международные стандарты могут сыграть важнейшую роль в развитии нормативной базы управления документами нашей страны.
(Горелова С.А., Варламова Л.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Подводя итог, следует сказать, что международная практика управления документами уже давно перешла на электронный документооборот и международная организация по стандартизации ИСО зафиксировала это в своих стандартах и технических отчетах на управление документами. В России тем не менее еще далеко не все организации полностью перешли на электронный документооборот: кто-то ничего не менял и придерживается практики традиционного бумажного документооборота, а кто-то внедрил современные автоматизированные решения по управлению документами лишь частично, не во все процессы, следуя, таким образом, концепции смешанного документооборота. В контексте регулирования сложившейся ситуации роль национальных стандартов по управлению документами представляется особо значимой, но сложившаяся ситуация с устареванием национальных стандартов из-за обновления исходных международных не является на данный момент особо критичной. Во-первых, потому, что новые версии вышеперечисленных стандартов ИСО ориентированы по большей части на электронный документооборот, в то время как в российской практике случаи перехода на 100%-ный электронный документооборот все еще крайне редки. Во-вторых, мы не видим системного внедрения национальных стандартов, разработанных на базе международных и ссылки на них в отечественных нормативных документах, регламентирующих вопросы делопроизводства. Однако специалисты в области управления документами должны постоянно держать руку на пульсе стремительно развивающихся технологий, способствующих автоматизации процессов создания, хранения документов и управления ими, и интегрировать интересные решения в свою практику работы. И в этой связи именно международные стандарты могут сыграть важнейшую роль в развитии нормативной базы управления документами нашей страны.
Статья: Реестровая модель как новый этап развития документационного обеспечения государственных услуг в условиях цифровизации
(Кочнев Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)<11> Янковая В.Ф. Реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2022. N 5. С. 71 - 78.
(Кочнев Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)<11> Янковая В.Ф. Реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2022. N 5. С. 71 - 78.
Статья: Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Повторяем, лучшей практикой для организаций является пересмотр ЛНА и подготовка его новой версии в связи с изменениями нормативной правовой базы, послужившей основанием для его разработки. Поддержка версионности ЛНА является лучшей практикой и в рамках концепции управления документами.
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Повторяем, лучшей практикой для организаций является пересмотр ЛНА и подготовка его новой версии в связи с изменениями нормативной правовой базы, послужившей основанием для его разработки. Поддержка версионности ЛНА является лучшей практикой и в рамках концепции управления документами.
Статья: Основные направления деятельности службы охраны труда
(Александров М.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 7)Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами и с возможностью приема посетителей. Рабочие места необходимо оснастить персональными компьютерами и средствами связи, в том числе с доступом в Интернет. Рекомендуется приобретение электронных баз нормативно-правовых актов, методических документов и профильной нормативно-справочной литературы в области охраны труда, программ по ведению делопроизводства.
(Александров М.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 7)Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами и с возможностью приема посетителей. Рабочие места необходимо оснастить персональными компьютерами и средствами связи, в том числе с доступом в Интернет. Рекомендуется приобретение электронных баз нормативно-правовых актов, методических документов и профильной нормативно-справочной литературы в области охраны труда, программ по ведению делопроизводства.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)Есть еще один аргумент в пользу такого подхода - сроки исполнения входящих документов регулируются разношерстной нормативной базой с разными правилами исчисления сроков (например, у налоговиков, ГИТ и силовых ведомств они различаются). Чтобы не промахнуться, устанавливая общую технологию исчисления срока исполнения в Инструкции по делопроизводству организации, лучше исполнять документы пораньше. В этом случае исполнение запроса будет укладываться в более сжатые сроки - см. пример 4 и сравните его с примером 2.
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)Есть еще один аргумент в пользу такого подхода - сроки исполнения входящих документов регулируются разношерстной нормативной базой с разными правилами исчисления сроков (например, у налоговиков, ГИТ и силовых ведомств они различаются). Чтобы не промахнуться, устанавливая общую технологию исчисления срока исполнения в Инструкции по делопроизводству организации, лучше исполнять документы пораньше. В этом случае исполнение запроса будет укладываться в более сжатые сроки - см. пример 4 и сравните его с примером 2.
Статья: Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)В новом профстандарте первую ТФ, ранее достаточно поверхностно описанную, исключили, но зато создали единую функцию, подробно описывающую все основные, базовые обязанности работника, занятого кадровым делопроизводством. Дополнили базовую функцию и обязанностями по работе с информационными системами, работой с электронным кадровым документооборотом, что за последние годы стало особенно актуальным.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)В новом профстандарте первую ТФ, ранее достаточно поверхностно описанную, исключили, но зато создали единую функцию, подробно описывающую все основные, базовые обязанности работника, занятого кадровым делопроизводством. Дополнили базовую функцию и обязанностями по работе с информационными системами, работой с электронным кадровым документооборотом, что за последние годы стало особенно актуальным.
Последние изменения: Электронный кадровый документооборот
(КонсультантПлюс, 2025)В Методических рекомендациях упоминается также и ЭКДО. В частности, перечислены НПА, составляющие нормативную базу для него, а также указаны преимущества его использования. Применение ЭКДО упрощает и ускоряет кадровое делопроизводство. ЭКДО можно интегрировать с Госключом. Дополнительно отмечено, что работник подписывает трудовой договор с использованием КЭП либо НЭП Госключа без подписания допсоглашений (п. 6.6.1 Методических рекомендаций, ст. 22.3 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В Методических рекомендациях упоминается также и ЭКДО. В частности, перечислены НПА, составляющие нормативную базу для него, а также указаны преимущества его использования. Применение ЭКДО упрощает и ускоряет кадровое делопроизводство. ЭКДО можно интегрировать с Госключом. Дополнительно отмечено, что работник подписывает трудовой договор с использованием КЭП либо НЭП Госключа без подписания допсоглашений (п. 6.6.1 Методических рекомендаций, ст. 22.3 ТК РФ).