Норматив музеи
Подборка наиболее важных документов по запросу Норматив музеи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие теории систематизации и кодификации законодательства в советском правоведении конца 1950-х - 1980-х годов
(Ящук Т.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Таким образом, в конце 1950-х гг. за термином "систематизация" был закреплен статус родового понятия, в качестве основных видов систематизации выделены инкорпорация и кодификация, признаны учет и консолидация. Проводилась дифференциация внутри отдельных, наиболее распространенных форм: стали различаться официальная, неофициальная и официозная инкорпорация. К инкорпорации тяготели еще несколько реально применяемых или желательных форм систематизации, но им не давалось четких определений. В теоретическом аспекте не изучалась такая форма, как учет, хотя фактически им занимались постоянно и в органах ведомственной специализации (Министерстве юстиции, Юридической комиссии), и в других учреждениях. По свидетельству Е.М. Терпуговой, заведующей музеем ИЗиСП, картотека нормативных правовых актов на регулярной основе велась в ВНИИСЗ. Кроме того, она поддерживалась в актуальном состоянии путем вклеек, дополнений и других технических приемов. К ней постоянно обращались по запросам государственных органов при выполнении различных работ.
(Ящук Т.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Таким образом, в конце 1950-х гг. за термином "систематизация" был закреплен статус родового понятия, в качестве основных видов систематизации выделены инкорпорация и кодификация, признаны учет и консолидация. Проводилась дифференциация внутри отдельных, наиболее распространенных форм: стали различаться официальная, неофициальная и официозная инкорпорация. К инкорпорации тяготели еще несколько реально применяемых или желательных форм систематизации, но им не давалось четких определений. В теоретическом аспекте не изучалась такая форма, как учет, хотя фактически им занимались постоянно и в органах ведомственной специализации (Министерстве юстиции, Юридической комиссии), и в других учреждениях. По свидетельству Е.М. Терпуговой, заведующей музеем ИЗиСП, картотека нормативных правовых актов на регулярной основе велась в ВНИИСЗ. Кроме того, она поддерживалась в актуальном состоянии путем вклеек, дополнений и других технических приемов. К ней постоянно обращались по запросам государственных органов при выполнении различных работ.
Статья: Понятие многодетной семьи и особенности правового статуса ее членов
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)В отличие от Указа Президента РФ 1992 г., который давал возможность многодетным семьям лишь один день в месяц бесплатно посещать музеи, парки культуры и отдыха, а также выставки, новый нормативный акт предоставляет право бесплатного посещения указанных объектов на всей территории Российской Федерации независимо от места жительства в порядке и на условиях, определенных субъектами Российской Федерации. Прямо в новом подзаконном акте отсутствует указание на количество бесплатных посещений в месяц музеев, парков культуры и отдыха, выставок. Таким образом, государство показывает свою заинтересованность в культурном и нравственном становлении и развитии в первую очередь детей из многодетных семей, у которых, возможно, имеются материальные затруднения в посещении культурных объектов, например в полном составе одновременно.
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)В отличие от Указа Президента РФ 1992 г., который давал возможность многодетным семьям лишь один день в месяц бесплатно посещать музеи, парки культуры и отдыха, а также выставки, новый нормативный акт предоставляет право бесплатного посещения указанных объектов на всей территории Российской Федерации независимо от места жительства в порядке и на условиях, определенных субъектами Российской Федерации. Прямо в новом подзаконном акте отсутствует указание на количество бесплатных посещений в месяц музеев, парков культуры и отдыха, выставок. Таким образом, государство показывает свою заинтересованность в культурном и нравственном становлении и развитии в первую очередь детей из многодетных семей, у которых, возможно, имеются материальные затруднения в посещении культурных объектов, например в полном составе одновременно.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов.
(ред. от 12.12.2023)
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов.
Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 N 95
(ред. от 20.05.2025)
"Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия художеств"ф) принимает решения о создании структурных подразделений Академии (отделений, институтов, музеев, библиотек, творческих мастерских и лабораторий, архивов и центров), а также утверждает локальные нормативные акты (положения) об их функционировании;
(ред. от 20.05.2025)
"Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия художеств"ф) принимает решения о создании структурных подразделений Академии (отделений, институтов, музеев, библиотек, творческих мастерских и лабораторий, архивов и центров), а также утверждает локальные нормативные акты (положения) об их функционировании;
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)2) получения информации, не относящейся к сведениям о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, использовании бюджетных средств, а также информации, содержащейся в нормативных правовых актах, открытых архивных фондах, фондах библиотек, музеев, в государственных информационных системах, созданных для обеспечения граждан и организаций данной информацией, и иной информации, общедоступность которой установлена законодательством.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)2) получения информации, не относящейся к сведениям о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, использовании бюджетных средств, а также информации, содержащейся в нормативных правовых актах, открытых архивных фондах, фондах библиотек, музеев, в государственных информационных системах, созданных для обеспечения граждан и организаций данной информацией, и иной информации, общедоступность которой установлена законодательством.
Статья: Просветительская деятельность: правовые и организационные аспекты
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)<33> То, что просветительская деятельность очевидно выходит за рамки предмета, регулируемого Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", следует также из некоторых нормативных правовых актов, в частности из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (Российская газета. N 143. 04.07.2008). Данный Справочник предусматривает, например, квалификационные характеристики по должности "методист по научно-просветительской деятельности музея". К числу должностных обязанностей указанного работника относится и руководство подготовкой экскурсоводов по всем видам научно-просветительской деятельности музея: экскурсии, лекции, авторские программы, консультации по экспозициям, культурно-просветительские акции, студенческие стажировки. Как видим, просветительская деятельность регламентируется также нормативными правовыми актами в сфере культуры, а также нормативными актами в других областях, например в сфере экологии.
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)<33> То, что просветительская деятельность очевидно выходит за рамки предмета, регулируемого Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", следует также из некоторых нормативных правовых актов, в частности из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (Российская газета. N 143. 04.07.2008). Данный Справочник предусматривает, например, квалификационные характеристики по должности "методист по научно-просветительской деятельности музея". К числу должностных обязанностей указанного работника относится и руководство подготовкой экскурсоводов по всем видам научно-просветительской деятельности музея: экскурсии, лекции, авторские программы, консультации по экспозициям, культурно-просветительские акции, студенческие стажировки. Как видим, просветительская деятельность регламентируется также нормативными правовыми актами в сфере культуры, а также нормативными актами в других областях, например в сфере экологии.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Свидетельствует ли о ненадлежащем качестве работ, выполненных по договору подряда, отсутствие положительного заключения обязательной государственной экспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Музей (заказчик) и Общество (проектировщик) заключили Контракт, по условиям которого заказчик поручил, а проектировщик обязался разработать проектную документацию на строительство наружных сетей и сооружений водоснабжения и канализации объектов Музея в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, заданием на проектирование (далее - Задание) и условиями Контракта (пункты 1.1, 3.1.1); передать заказчику результаты проектных и изыскательных работ, согласованные в органах государственного контроля (пункт 3.1.4); безвозмездно вносить изменения и проводить корректировку проектно-сметной документации в связи с замечаниями органов государственного контроля и изменениями нормативных документов (пункты 3.1.5, 3.1.6).
Свидетельствует ли о ненадлежащем качестве работ, выполненных по договору подряда, отсутствие положительного заключения обязательной государственной экспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Музей (заказчик) и Общество (проектировщик) заключили Контракт, по условиям которого заказчик поручил, а проектировщик обязался разработать проектную документацию на строительство наружных сетей и сооружений водоснабжения и канализации объектов Музея в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, заданием на проектирование (далее - Задание) и условиями Контракта (пункты 1.1, 3.1.1); передать заказчику результаты проектных и изыскательных работ, согласованные в органах государственного контроля (пункт 3.1.4); безвозмездно вносить изменения и проводить корректировку проектно-сметной документации в связи с замечаниями органов государственного контроля и изменениями нормативных документов (пункты 3.1.5, 3.1.6).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В послереволюционный период для реализации государственных функций (в частности, по управлению государственным имуществом и эффективному использованию имущества в публичных целях) государством предпринимались попытки создания акционерных обществ, например, для сотрудничества с иностранным капиталом. Они наделялись государственным имуществом и были контролируемы государством, для регулирования их деятельности издавались отдельные нормативные акты <11>. Но в основном деятельность, затрагивающую реализацию социальных функций государства, осуществляли создаваемые с согласия органов государственной власти частные учреждения, имеющие права юридических лиц (больницы, музеи, учебные учреждения, публичные библиотеки) <12>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В послереволюционный период для реализации государственных функций (в частности, по управлению государственным имуществом и эффективному использованию имущества в публичных целях) государством предпринимались попытки создания акционерных обществ, например, для сотрудничества с иностранным капиталом. Они наделялись государственным имуществом и были контролируемы государством, для регулирования их деятельности издавались отдельные нормативные акты <11>. Но в основном деятельность, затрагивающую реализацию социальных функций государства, осуществляли создаваемые с согласия органов государственной власти частные учреждения, имеющие права юридических лиц (больницы, музеи, учебные учреждения, публичные библиотеки) <12>.
Статья: Особенности процесса цифровизации музейного пространства в России: проблемы и перспективы развития
(Пшеничных Ю.А.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Современное информационное общество предъявляет к учреждениям культуры новые требования <1>, которые отражены в ряде нормативных правовых актов. Так, приняты стратегически важные документы, посвященные государственной культурной политике <2>, развитию информационного общества <3>, развитию деятельности музеев <4>, а также стратегии и проекты развития культуры в отдельных субъектах Российской Федерации <5>. Они предусматривают широкое внедрение цифровых технологий в национальное культурное пространство, расширение возможностей представления произведений культуры в сети Интернет, повышение качества материалов, их оцифровку и обеспечение широкого доступа к культурным ценностям для всех членов общества. Так, Министерство культуры России ставит в качестве основной цели рост числа взаимодействий с цифровыми ресурсами культуры к концу 2024 г. до 80 млн обращений в год <6>.
(Пшеничных Ю.А.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Современное информационное общество предъявляет к учреждениям культуры новые требования <1>, которые отражены в ряде нормативных правовых актов. Так, приняты стратегически важные документы, посвященные государственной культурной политике <2>, развитию информационного общества <3>, развитию деятельности музеев <4>, а также стратегии и проекты развития культуры в отдельных субъектах Российской Федерации <5>. Они предусматривают широкое внедрение цифровых технологий в национальное культурное пространство, расширение возможностей представления произведений культуры в сети Интернет, повышение качества материалов, их оцифровку и обеспечение широкого доступа к культурным ценностям для всех членов общества. Так, Министерство культуры России ставит в качестве основной цели рост числа взаимодействий с цифровыми ресурсами культуры к концу 2024 г. до 80 млн обращений в год <6>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Как было отмечено выше, в предмет административно-правового регулирования включаются непублично-властные отношения, возникающие в том числе внутри отдельных организаций в процессе их функционирования. В этой связи имеются основания относить к числу нормативных источников административного права нормативные акты, издаваемые (принимаемые) органами управления различных как государственных, так и негосударственных организаций, определяющие публичные правила поведения (правила режима, распорядка) в этих организациях, а также на их территориях, действие которых распространяется на неопределенный круг физических лиц, посещающих данные организации и (или) их территории или временно пребывающих в них в целях удовлетворения своих определенных потребностей. В частности, такими локальными нормативными источниками административного права выступают правила посещения объектов с особым публично охраняемым режимом (заповедников, национальных парков, музеев, организаций оборонно-промышленного комплекса и т.п.) и поведения на их территориях, правила пожарной безопасности в организациях и на их территориях, правила антитеррористической защищенности в организациях и на их территориях, правила поведения на различных видах общественного транспорта и объектах транспортной инфраструктуры.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Как было отмечено выше, в предмет административно-правового регулирования включаются непублично-властные отношения, возникающие в том числе внутри отдельных организаций в процессе их функционирования. В этой связи имеются основания относить к числу нормативных источников административного права нормативные акты, издаваемые (принимаемые) органами управления различных как государственных, так и негосударственных организаций, определяющие публичные правила поведения (правила режима, распорядка) в этих организациях, а также на их территориях, действие которых распространяется на неопределенный круг физических лиц, посещающих данные организации и (или) их территории или временно пребывающих в них в целях удовлетворения своих определенных потребностей. В частности, такими локальными нормативными источниками административного права выступают правила посещения объектов с особым публично охраняемым режимом (заповедников, национальных парков, музеев, организаций оборонно-промышленного комплекса и т.п.) и поведения на их территориях, правила пожарной безопасности в организациях и на их территориях, правила антитеррористической защищенности в организациях и на их территориях, правила поведения на различных видах общественного транспорта и объектах транспортной инфраструктуры.