Норма времени на апрель 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Норма времени на апрель 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Оплата времени исполнения работником государственных обязанностей
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Оплата времени исполнения работником государственных обязанностей
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Оплата времени исполнения работником государственных обязанностей
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Изменение графика работы (режима рабочего времени)
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение графика работы (режима рабочего времени), установленного трудовым договором, по инициативе работодателя в одностороннем порядке неправомерно, даже если работник был уведомлен заранее
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение графика работы (режима рабочего времени), установленного трудовым договором, по инициативе работодателя в одностороннем порядке неправомерно, даже если работник был уведомлен заранее
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Гибкий график работы: оформление и оплата
(Издательство "Главная книга", 2025)При гибком графике начало, конец и продолжительность рабочего дня определяются соглашением сторон. Главное - отработать норму рабочего времени за учетный период - день, неделю, месяц. Если нормальная продолжительность рабочего времени не соблюдается, вводят суммированный учет рабочего времени (ст. 102 ТК РФ, Письмо Минтруда от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710).
(Издательство "Главная книга", 2025)При гибком графике начало, конец и продолжительность рабочего дня определяются соглашением сторон. Главное - отработать норму рабочего времени за учетный период - день, неделю, месяц. Если нормальная продолжительность рабочего времени не соблюдается, вводят суммированный учет рабочего времени (ст. 102 ТК РФ, Письмо Минтруда от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710).
Вопрос: Можно ли уменьшить размер заработной платы при переводе работника на дистанционную работу?
(Консультация эксперта, 2025)Роструд разъяснил, что условия оплаты труда при переходе организации на дистанционную работу сохраняются при сохранении продолжительности рабочего времени и норм труда. Если работник трудится полное время и выполняет объем работы, оснований для снижения зарплаты нет (п. 15 Письма Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5).
(Консультация эксперта, 2025)Роструд разъяснил, что условия оплаты труда при переходе организации на дистанционную работу сохраняются при сохранении продолжительности рабочего времени и норм труда. Если работник трудится полное время и выполняет объем работы, оснований для снижения зарплаты нет (п. 15 Письма Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5).
Нормативные акты
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Согласно пункту 13 Разъяснений, утвержденных Приказом Минюста России от 23.04.2020 N 105 (в настоящее время утратили силу, новый нормативный акт, содержащий аналогичные нормы, не принят), не подлежат представлению на государственную регистрацию:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Согласно пункту 13 Разъяснений, утвержденных Приказом Минюста России от 23.04.2020 N 105 (в настоящее время утратили силу, новый нормативный акт, содержащий аналогичные нормы, не принят), не подлежат представлению на государственную регистрацию:
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2022 N 45-П
"По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой"В жалобах И.И. Пантелеевой конституционность статьи 15.33.2 КоАП Российской Федерации оспаривается в редакции, примененной к ней судами, без учета того, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 90-ФЗ в данную статью внесены изменения и в действующей редакции она состоит из двух частей. Принимая во внимание, что внесенные изменения не затрагивают содержания примененного к заявительнице регулирования, в настоящее время охватываемого частью 1 той же статьи, Конституционный Суд Российской Федерации полагает целесообразным осуществить проверку нормы, чья конституционность подвергнута сомнению, как в оспариваемой, так и в действующей редакции.
"По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой"В жалобах И.И. Пантелеевой конституционность статьи 15.33.2 КоАП Российской Федерации оспаривается в редакции, примененной к ней судами, без учета того, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 90-ФЗ в данную статью внесены изменения и в действующей редакции она состоит из двух частей. Принимая во внимание, что внесенные изменения не затрагивают содержания примененного к заявительнице регулирования, в настоящее время охватываемого частью 1 той же статьи, Конституционный Суд Российской Федерации полагает целесообразным осуществить проверку нормы, чья конституционность подвергнута сомнению, как в оспариваемой, так и в действующей редакции.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)<86> Пример приведен для случая, когда при проведении закупки устанавливался запрет на закупку иностранных товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)<86> Пример приведен для случая, когда при проведении закупки устанавливался запрет на закупку иностранных товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)<2> См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 24 апреля 2020 года) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)<2> См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 24 апреля 2020 года) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Приказ Минюста России от 30.03.2020 N 72 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, Порядка замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией и Порядка предоставления сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха" (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2020 N 57960) // СПС "КонсультантПлюс").
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Приказ Минюста России от 30.03.2020 N 72 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, Порядка замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией и Порядка предоставления сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха" (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2020 N 57960) // СПС "КонсультантПлюс").
Статья: О полномочиях государственного регистратора в ходе упрощенного порядка регистрации жилых и садовых домов
(Ульянов А.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 4)Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3). Данное право закрепляется за каждым на началах юридического равенства и верховенства закона (ст. 15, 19 Конституции РФ), требующих, чтобы законоположения, которые регулируют имущественные отношения, отвечали всем критериям правовой определенности. Такие законоположения должны быть сформулированы с достаточной степенью ясности, четкости и непротиворечивости, которая дает их адресату возможность сообразовывать с ними собственное поведение, а механизм их действия должен быть понятен участнику правоотношения (абз. 1, 2 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.2020 N 18-П).
(Ульянов А.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 4)Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3). Данное право закрепляется за каждым на началах юридического равенства и верховенства закона (ст. 15, 19 Конституции РФ), требующих, чтобы законоположения, которые регулируют имущественные отношения, отвечали всем критериям правовой определенности. Такие законоположения должны быть сформулированы с достаточной степенью ясности, четкости и непротиворечивости, которая дает их адресату возможность сообразовывать с ними собственное поведение, а механизм их действия должен быть понятен участнику правоотношения (абз. 1, 2 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.2020 N 18-П).
Статья: Особенности предмета договорного наследования
(Пилипсон Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)В множественности коллизионных привязок следует исключить их самостоятельность. Самостоятельность коллизионного регулирования встречается в акцессорных обязательствах. Договорное наследование в форме дарения как существенной составной части императивных норм коллизионного фактора donatio и договора наследования относится именно к акцессорной форме. В силу данного обстоятельства коллизионные вопросы договоров наследования и дарения имеют самостоятельное правовое регулирование. Они подчиняются праву дарителя и одаряемого (ст. 4, 20 ГЗ), в то время как основное обязательство (обязательство по договору наследования как отдельному инструменту договорного наследования) подчиняется иному правопорядку (ст. 19 ГЗ).
(Пилипсон Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)В множественности коллизионных привязок следует исключить их самостоятельность. Самостоятельность коллизионного регулирования встречается в акцессорных обязательствах. Договорное наследование в форме дарения как существенной составной части императивных норм коллизионного фактора donatio и договора наследования относится именно к акцессорной форме. В силу данного обстоятельства коллизионные вопросы договоров наследования и дарения имеют самостоятельное правовое регулирование. Они подчиняются праву дарителя и одаряемого (ст. 4, 20 ГЗ), в то время как основное обязательство (обязательство по договору наследования как отдельному инструменту договорного наследования) подчиняется иному правопорядку (ст. 19 ГЗ).
Статья: О квалификации нарушения санитарно-эпидемиологических правил в условиях пандемии COVID-19
(Сизо З.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Уголовно-правовая норма об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил довольно хорошо исследована в отечественной науке уголовного права. По вполне понятным причинам она приобрела совершенно особое значение в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. В условиях глобального эпидемиологического бедствия потребовалось обеспечить эффективное соблюдение вводимых карантинных ограничений. Первые же месяцы противодействия пандемии показали: действующая конструкция ст. 236 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) недостаточна и неэффективна в экстраординарных условиях, требуется реформирование нормы <1>. Это, собственно, и было сделано 1 апреля 2020 г., когда в нее оперативно были внесены изменения в целях усиления ответственности. Изменение подхода к моменту окончания состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил, изложение нормы по модели состава создания опасности до настоящего времени активно обсуждаются в отечественной науке уголовного права <2>.
(Сизо З.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Уголовно-правовая норма об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил довольно хорошо исследована в отечественной науке уголовного права. По вполне понятным причинам она приобрела совершенно особое значение в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. В условиях глобального эпидемиологического бедствия потребовалось обеспечить эффективное соблюдение вводимых карантинных ограничений. Первые же месяцы противодействия пандемии показали: действующая конструкция ст. 236 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) недостаточна и неэффективна в экстраординарных условиях, требуется реформирование нормы <1>. Это, собственно, и было сделано 1 апреля 2020 г., когда в нее оперативно были внесены изменения в целях усиления ответственности. Изменение подхода к моменту окончания состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил, изложение нормы по модели состава создания опасности до настоящего времени активно обсуждаются в отечественной науке уголовного права <2>.
"Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография"
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)И еще один пример как в условиях недостатка времени быстро, но крайне некачественно формулируются важные нормы. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)И еще один пример как в условиях недостатка времени быстро, но крайне некачественно формулируются важные нормы. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Статья: Понятие заведомо недостоверной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, в праве
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 2)В научной литературе представлены различные позиции по вопросу содержания данной категории и его соотнесения с иными близкими по значению дефинициями. Некоторые ученые, в числе которых, например, С.А. Куликова, в своих исследованиях опираются на равнозначность применения в законе понятия заведомо недостоверной информации и схожего по содержанию понятия заведомо ложной информации [15]. В свою очередь, С.В. Симонова, напротив, считает необходимым разграничивать указанные законодательные категории. Мы же полагаем, что особенностью данных понятий в современной России является то, что они применяются в правовых актах, регулирующих правоотношения в различных отраслях права, и в настоящее время их содержание принято определять в разных отраслях права, нормативно-правовых актах и даже нормах права по-разному. Официальное толкование содержания данного понятия применительно к ст. 13.15 КоАП РФ и иным нормам, регулирующим аналогичные правоотношения, отсутствует. Вместе с тем в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 г., в котором наряду с решением ряда иных вопросов осуществляется разграничение административной ответственности, предусмотренной ст. 13.15 КоАП РФ, и уголовной ответственности, предусмотренной ст. ст. 207.1, 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), Верховный Суд разъясняет, что под заведомо ложной информацией понимается такая информация, которая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему. Хотя напрямую значение понятия "заведомо недостоверная информация" Верховный Суд РФ не раскрыл, в процессе толкования норм права, содержащих понятия заведомо ложной и заведомо недостоверной информации, он их не разграничивал.
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 2)В научной литературе представлены различные позиции по вопросу содержания данной категории и его соотнесения с иными близкими по значению дефинициями. Некоторые ученые, в числе которых, например, С.А. Куликова, в своих исследованиях опираются на равнозначность применения в законе понятия заведомо недостоверной информации и схожего по содержанию понятия заведомо ложной информации [15]. В свою очередь, С.В. Симонова, напротив, считает необходимым разграничивать указанные законодательные категории. Мы же полагаем, что особенностью данных понятий в современной России является то, что они применяются в правовых актах, регулирующих правоотношения в различных отраслях права, и в настоящее время их содержание принято определять в разных отраслях права, нормативно-правовых актах и даже нормах права по-разному. Официальное толкование содержания данного понятия применительно к ст. 13.15 КоАП РФ и иным нормам, регулирующим аналогичные правоотношения, отсутствует. Вместе с тем в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 г., в котором наряду с решением ряда иных вопросов осуществляется разграничение административной ответственности, предусмотренной ст. 13.15 КоАП РФ, и уголовной ответственности, предусмотренной ст. ст. 207.1, 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), Верховный Суд разъясняет, что под заведомо ложной информацией понимается такая информация, которая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему. Хотя напрямую значение понятия "заведомо недостоверная информация" Верховный Суд РФ не раскрыл, в процессе толкования норм права, содержащих понятия заведомо ложной и заведомо недостоверной информации, он их не разграничивал.
Вопрос: Может ли работодатель привлекать работника к сверхурочной работе более чем на 120 часов в год, если от работника получено письменное согласие?
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, увеличение нормы сверхурочной работы не допускается по соглашению между работником и работодателем. Превышение допустимого времени сверхурочной работы работника является основанием для привлечения работодателя к ответственности. Имеется судебная практика, подтверждающая данный вывод (см., например, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2020 N 88-6519/2020).
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, увеличение нормы сверхурочной работы не допускается по соглашению между работником и работодателем. Превышение допустимого времени сверхурочной работы работника является основанием для привлечения работодателя к ответственности. Имеется судебная практика, подтверждающая данный вывод (см., например, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2020 N 88-6519/2020).
Статья: Типизация функционального назначения информационных реестров в сфере правового регулирования предпринимательства
(Тихонов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Правоограничивающие реестры должны быть, безусловно, срочными, что подтверждается действующим законодательством (см.: ч. 9 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; ч. 7 ст. 36.1 Водного кодекса РФ; ч. 32 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ; ч. 9 ст. 98.1 Лесного кодекса РФ). При этом законодатель установил общий срок существования записи недобросовестных лиц в соответствующих реестрах, равный двум годам. Более того, в свое время норма ст. 98.1 Лесного кодекса РФ (в ред. до 2021 г.), не предусматривающая срок исключения информации о лицах, попавших в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, выступала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подтвердил безусловную "срочность" реестров подобного рода <27>.
(Тихонов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Правоограничивающие реестры должны быть, безусловно, срочными, что подтверждается действующим законодательством (см.: ч. 9 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; ч. 7 ст. 36.1 Водного кодекса РФ; ч. 32 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ; ч. 9 ст. 98.1 Лесного кодекса РФ). При этом законодатель установил общий срок существования записи недобросовестных лиц в соответствующих реестрах, равный двум годам. Более того, в свое время норма ст. 98.1 Лесного кодекса РФ (в ред. до 2021 г.), не предусматривающая срок исключения информации о лицах, попавших в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, выступала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подтвердил безусловную "срочность" реестров подобного рода <27>.