Норма времени делопроизводство
Подборка наиболее важных документов по запросу Норма времени делопроизводство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Копия доверенности представителя федерального органа исполнительной власти на обжалование судебного акта заверяется в соответствии с требованиями ГОСТов
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФПримечание. Вывод суда сделан на основании п. 5 ст. 185 ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ. В настоящее время нормы об удостоверении доверенности содержатся в ст. 185.1 ГК РФ. В обоснование позиции суд сослался на пп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", который утратил силу. В настоящее время аналогичная норма содержится в пп. 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Суд также сослался на п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", который утратил силу с 01.07.2018. В настоящее время норма о заверении копии документа содержится в п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2025 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФПримечание. Вывод суда сделан на основании п. 5 ст. 185 ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ. В настоящее время нормы об удостоверении доверенности содержатся в ст. 185.1 ГК РФ. В обоснование позиции суд сослался на пп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", который утратил силу. В настоящее время аналогичная норма содержится в пп. 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Суд также сослался на п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", который утратил силу с 01.07.2018. В настоящее время норма о заверении копии документа содержится в п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2025 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Традиции и новации судебного администрирования в ходе обеспечения кассационного и апелляционного обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Документирование информации в ходе обеспечения судопроизводства характеризуется наличием формулярных документов, заполняемых ответственными работниками аппарата судов согласно имеющимся в них реквизитам. В федеральных апелляционных судах к данному перечню относятся: сопроводительное письмо о направлении уголовного дела в суд первой инстанции (форма N 25); сопроводительное письмо о направлении гражданского, административного дела, материалов по частной жалобе в суд первой инстанции (форма N 26) и другие документы шаблонного характера. Важной новацией является предоставление возможности председателям судов самостоятельно определять возможность ведения регистрационных реестров, апелляционных и кассационных производств (срок хранения - 1 год), нарядов временного хранения в электронном виде, без распечатывания на бумажные носители <6>. В иных судах общей юрисдикции аналогичные нормы в настоящее время не нашли своего закрепления. В то же время в инструкциях по судебному делопроизводству в кассационных и апелляционных судах не обошлось без противоречий, ограничивающих модернизацию и применение новых технологических решений. Например, п. 2.9 Инструкции по делопроизводству в апелляционном суде требует распечатки реестра входящей и исходящей корреспонденции на бумажном носителе в конце рабочего дня или по мере необходимости в течение рабочего дня.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Документирование информации в ходе обеспечения судопроизводства характеризуется наличием формулярных документов, заполняемых ответственными работниками аппарата судов согласно имеющимся в них реквизитам. В федеральных апелляционных судах к данному перечню относятся: сопроводительное письмо о направлении уголовного дела в суд первой инстанции (форма N 25); сопроводительное письмо о направлении гражданского, административного дела, материалов по частной жалобе в суд первой инстанции (форма N 26) и другие документы шаблонного характера. Важной новацией является предоставление возможности председателям судов самостоятельно определять возможность ведения регистрационных реестров, апелляционных и кассационных производств (срок хранения - 1 год), нарядов временного хранения в электронном виде, без распечатывания на бумажные носители <6>. В иных судах общей юрисдикции аналогичные нормы в настоящее время не нашли своего закрепления. В то же время в инструкциях по судебному делопроизводству в кассационных и апелляционных судах не обошлось без противоречий, ограничивающих модернизацию и применение новых технологических решений. Например, п. 2.9 Инструкции по делопроизводству в апелляционном суде требует распечатки реестра входящей и исходящей корреспонденции на бумажном носителе в конце рабочего дня или по мере необходимости в течение рабочего дня.
Статья: Система источников судебного делопроизводства и их влияние на систему источников гражданского судопроизводства
(Камалетдинов И.А.)
("Администратор суда", 2025, N 3)Процессуальные отношения, существующие исключительно в рамках одной из пяти форм отправления правосудия, направлены на урегулирование спорного материального правоотношения либо установление определенного юридического состояния. Как отмечали и отмечают классики российской процессуальной мысли, процессуальные отношения являются "специфичными по своей цели, структуре и содержанию" <1>, существующие "между судом и участником процесса, возникающие в ходе судебного рассмотрения и разрешения гражданского дела" <2> и "урегулированные нормами процессуального права" <3>. В то время как работы, раскрывающие значение и правовую природу отношений, складывающихся в сфере судебного делопроизводства, к сожалению, отсутствуют.
(Камалетдинов И.А.)
("Администратор суда", 2025, N 3)Процессуальные отношения, существующие исключительно в рамках одной из пяти форм отправления правосудия, направлены на урегулирование спорного материального правоотношения либо установление определенного юридического состояния. Как отмечали и отмечают классики российской процессуальной мысли, процессуальные отношения являются "специфичными по своей цели, структуре и содержанию" <1>, существующие "между судом и участником процесса, возникающие в ходе судебного рассмотрения и разрешения гражданского дела" <2> и "урегулированные нормами процессуального права" <3>. В то время как работы, раскрывающие значение и правовую природу отношений, складывающихся в сфере судебного делопроизводства, к сожалению, отсутствуют.
Нормативные акты
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)
(ред. от 27.03.2018)Должен знать: положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы по ведению табельного учета; графики сменности работы и режим рабочего времени на предприятии и в его подразделениях; организацию делопроизводства на предприятии; основы организации труда; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)
(ред. от 27.03.2018)Должен знать: положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы по ведению табельного учета; графики сменности работы и режим рабочего времени на предприятии и в его подразделениях; организацию делопроизводства на предприятии; основы организации труда; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Статья посвящена комплексному анализу проблем сохранения здоровья государственных гражданских служащих в контексте современных вызовов: сокращения кадрового потенциала, цифровизации управления и увеличения объема делопроизводства. На основе статистических данных по укомплектованности федеральных органов исполнительной власти, а также результатов медицинских обследований и анкетирования государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации выявлены ключевые факторы риска для их физического, психического и психологического благополучия: хронический стресс, гиподинамия, высокая интенсивность труда, отсутствие нормирования рабочего (служебного) времени. Отмечается, что для сохранения кадрового потенциала государственной службы, учитывая его влияние на качество управления и демографическую ситуацию, необходимо совершенствование правового регулирования. Ключевым инструментом является профилактика рисков для здоровья государственных служащих, реализуемая в рамках междисциплинарного подхода, объединяющего административное и трудовое право.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Статья посвящена комплексному анализу проблем сохранения здоровья государственных гражданских служащих в контексте современных вызовов: сокращения кадрового потенциала, цифровизации управления и увеличения объема делопроизводства. На основе статистических данных по укомплектованности федеральных органов исполнительной власти, а также результатов медицинских обследований и анкетирования государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации выявлены ключевые факторы риска для их физического, психического и психологического благополучия: хронический стресс, гиподинамия, высокая интенсивность труда, отсутствие нормирования рабочего (служебного) времени. Отмечается, что для сохранения кадрового потенциала государственной службы, учитывая его влияние на качество управления и демографическую ситуацию, необходимо совершенствование правового регулирования. Ключевым инструментом является профилактика рисков для здоровья государственных служащих, реализуемая в рамках междисциплинарного подхода, объединяющего административное и трудовое право.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Обращение к тексту Инструкции по делопроизводству позволяет определить предмет ее регулирования и цель принятия: "Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их подготовки и оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печати и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов; Инструкция разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности арбитражных судов и повышения его эффективности путем унификации, а также применения систем автоматизации судопроизводства и делопроизводства".
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Обращение к тексту Инструкции по делопроизводству позволяет определить предмет ее регулирования и цель принятия: "Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их подготовки и оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печати и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов; Инструкция разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности арбитражных судов и повышения его эффективности путем унификации, а также применения систем автоматизации судопроизводства и делопроизводства".
Статья: Предпраздничный рабочий день: топ ошибок и заблуждений работодателей
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Вот для того, чтобы все все понимали относительно работы в предпраздничный день, и может издаваться приказ об уменьшении рабочего времени на час.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Вот для того, чтобы все все понимали относительно работы в предпраздничный день, и может издаваться приказ об уменьшении рабочего времени на час.
Статья: Налоговики утвердили новую схему рассмотрения документов по налогообложению имущества
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Так, п. 1.2 действующей Схемы регламентировано, что налоговый орган, получивший налоговые документы, осуществляет их регистрацию не позднее следующего рабочего дня со дня поступления с присвоением им регистрационного номера. В новой Схеме такие положения отсутствуют. В ней указано, что налоговый орган, получивший формализованные документы, осуществляет в установленном порядке их входящую регистрацию (п. 4 новой Схемы). Отметим, что прием, обработка и регистрация входящих документов регламентируются п. 4.2 Типовой инструкции по делопроизводству в управлении ФНС по субъекту РФ и в межрегиональной инспекции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России от 29.12.2022 N ЕД-7-10/1289@. Согласно этой норме все поступившие документы обрабатываются, регистрируются и распределяются в день поступления. А документы, поступившие в течение последних 30 минут до окончания рабочего дня, кроме представленных заявителем лично (через представителя), могут регистрироваться на следующий рабочий день. Таким образом, можно констатировать, что, по сути, время на регистрацию полученных документов осталось прежним.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Так, п. 1.2 действующей Схемы регламентировано, что налоговый орган, получивший налоговые документы, осуществляет их регистрацию не позднее следующего рабочего дня со дня поступления с присвоением им регистрационного номера. В новой Схеме такие положения отсутствуют. В ней указано, что налоговый орган, получивший формализованные документы, осуществляет в установленном порядке их входящую регистрацию (п. 4 новой Схемы). Отметим, что прием, обработка и регистрация входящих документов регламентируются п. 4.2 Типовой инструкции по делопроизводству в управлении ФНС по субъекту РФ и в межрегиональной инспекции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России от 29.12.2022 N ЕД-7-10/1289@. Согласно этой норме все поступившие документы обрабатываются, регистрируются и распределяются в день поступления. А документы, поступившие в течение последних 30 минут до окончания рабочего дня, кроме представленных заявителем лично (через представителя), могут регистрироваться на следующий рабочий день. Таким образом, можно констатировать, что, по сути, время на регистрацию полученных документов осталось прежним.
Статья: Формы кадровых приказов: что обязательно должен учитывать кадровик
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)В одно дело объединяют приказы с одинаковым сроком хранения. Общепринято деление приказов на группы "по личному составу", "по основной деятельности", "по административно-хозяйственной деятельности". Такие приказы упоминались в разное время в нормативных актах, устанавливавших сроки хранения. В настоящее время сроки хранения документов установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)В одно дело объединяют приказы с одинаковым сроком хранения. Общепринято деление приказов на группы "по личному составу", "по основной деятельности", "по административно-хозяйственной деятельности". Такие приказы упоминались в разное время в нормативных актах, устанавливавших сроки хранения. В настоящее время сроки хранения документов установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.
Статья: Особенности "наследования" страховых выплат по договору личного страхования
(Андропова Т.В.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Получение страховых выплат по договору личного страхования осуществляется непосредственно выгодоприобретателем или наследниками путем подачи заявления и надлежащих документов, подтверждающих их право на получение страховой выплаты, в страховую организацию согласно условиям договора страхования. Если говорить о возможном участии нотариуса в реализации права наследника на получение страховой суммы, то здесь также возникает ряд вопросов. С одной стороны, в силу договорной природы прав, вытекающих из договора личного страхования, подтверждение родственных отношений между застрахованным лицом и наследниками, подтверждение статуса наследника надлежащими документами (в частности, свидетельством о смерти застрахованного лица, документами, подтверждающими степень родства) должны осуществляться в рамках договора страхования, поэтому участие нотариуса исключается. С другой стороны, именно нотариус обладает достоверной информацией о круге наследников (но не к моменту выдачи страховой суммы, определенной в договоре страхования, а к моменту выдачи свидетельства о праве на наследство) и может помочь страховой организации в определении статуса наследников. Поэтому участие нотариуса в данных правоотношениях возможно в заявительном порядке, когда наследники обращаются к нему за получением информации о своем статусе наследника для представления информации в страховую компанию. Таким образом, участие нотариуса должно быть ограничено лишь выдачей справки о статусе призванного к наследованию наследника, в том числе с указанием иных наследников. Выдача данной справки входит в компетенцию нотариуса <17>, возможна только в том случае, если у нотариуса уже заведено дело к имуществу умершего застрахованного лица и имеется актуальная информация о круге наследников ко дню окончания срока для принятия наследства. А.Г. Архипова также делает вывод о том, что в тех случаях, когда по договору страхования не назначен иной выгодоприобретатель и таковым считаются наследники, страховщик, как представляется, все же вправе отложить страховую выплату до момента, когда круг наследников будет определен в соответствии с разд. V ГК РФ <18>. Вместе с тем такая позиция подвержена критике, поскольку она приводит к смещению срока получения страховой суммы наследником как минимум на шесть месяцев и позволяет страховщику безосновательно пользоваться денежными средствами в течение этого времени <19>. Но, так как нотариус работает в сфере бесспорной юрисдикции, он должен предоставлять только актуальную информацию, опираясь на правовые нормы и гражданско-правовые сроки предоставления таковой надлежащей информации.
(Андропова Т.В.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Получение страховых выплат по договору личного страхования осуществляется непосредственно выгодоприобретателем или наследниками путем подачи заявления и надлежащих документов, подтверждающих их право на получение страховой выплаты, в страховую организацию согласно условиям договора страхования. Если говорить о возможном участии нотариуса в реализации права наследника на получение страховой суммы, то здесь также возникает ряд вопросов. С одной стороны, в силу договорной природы прав, вытекающих из договора личного страхования, подтверждение родственных отношений между застрахованным лицом и наследниками, подтверждение статуса наследника надлежащими документами (в частности, свидетельством о смерти застрахованного лица, документами, подтверждающими степень родства) должны осуществляться в рамках договора страхования, поэтому участие нотариуса исключается. С другой стороны, именно нотариус обладает достоверной информацией о круге наследников (но не к моменту выдачи страховой суммы, определенной в договоре страхования, а к моменту выдачи свидетельства о праве на наследство) и может помочь страховой организации в определении статуса наследников. Поэтому участие нотариуса в данных правоотношениях возможно в заявительном порядке, когда наследники обращаются к нему за получением информации о своем статусе наследника для представления информации в страховую компанию. Таким образом, участие нотариуса должно быть ограничено лишь выдачей справки о статусе призванного к наследованию наследника, в том числе с указанием иных наследников. Выдача данной справки входит в компетенцию нотариуса <17>, возможна только в том случае, если у нотариуса уже заведено дело к имуществу умершего застрахованного лица и имеется актуальная информация о круге наследников ко дню окончания срока для принятия наследства. А.Г. Архипова также делает вывод о том, что в тех случаях, когда по договору страхования не назначен иной выгодоприобретатель и таковым считаются наследники, страховщик, как представляется, все же вправе отложить страховую выплату до момента, когда круг наследников будет определен в соответствии с разд. V ГК РФ <18>. Вместе с тем такая позиция подвержена критике, поскольку она приводит к смещению срока получения страховой суммы наследником как минимум на шесть месяцев и позволяет страховщику безосновательно пользоваться денежными средствами в течение этого времени <19>. Но, так как нотариус работает в сфере бесспорной юрисдикции, он должен предоставлять только актуальную информацию, опираясь на правовые нормы и гражданско-правовые сроки предоставления таковой надлежащей информации.
Статья: Особенности совершения депонирования нотариусом имущества
(Перевалова И.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 3)Одним из актуальных для нотариусов является вопрос порядка оформления учета депонированного имущества, ведения делопроизводства, фиксирования информации при совершении нотариального действия по депонированию.
(Перевалова И.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 3)Одним из актуальных для нотариусов является вопрос порядка оформления учета депонированного имущества, ведения делопроизводства, фиксирования информации при совершении нотариального действия по депонированию.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В настоящее время указанная выше Инструкция включает в себя сохранившее прежнюю редакцию положение о том, что система ВКС - это комплекс программно-аппаратных средств арбитражных судов, позволяющих производить обмен информацией между арбитражными судами посредством передачи аудио- и видеосигналов в режиме реального времени.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В настоящее время указанная выше Инструкция включает в себя сохранившее прежнюю редакцию положение о том, что система ВКС - это комплекс программно-аппаратных средств арбитражных судов, позволяющих производить обмен информацией между арбитражными судами посредством передачи аудио- и видеосигналов в режиме реального времени.
Статья: Эталонная модель документооборота - новый подход к обследованию процессов, моделированию архитектуры и логики программного обеспечения
(Ульянцева С.Э.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Действующие нормативно-правовые и нормативно-методические акты в сфере делопроизводства описывают полный цикл работы с документами, но не охватывают вопросов проектирования и внедрения цифровой модели корпоративного документооборота. В них отсутствует методическая основа для работы с цифровыми документами - новым объектом информационных систем. Действующие нормативно-методические документы направлены на работу преимущественно со сканированными копиями бумажных документов и автоматизацию процессов, но не на проектирование и внедрение цифровой модели документооборота. Эти нормативные акты не отражают современных подходов к цифровизации, а также практики работы с документами, изначально созданными цифровыми.
(Ульянцева С.Э.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Действующие нормативно-правовые и нормативно-методические акты в сфере делопроизводства описывают полный цикл работы с документами, но не охватывают вопросов проектирования и внедрения цифровой модели корпоративного документооборота. В них отсутствует методическая основа для работы с цифровыми документами - новым объектом информационных систем. Действующие нормативно-методические документы направлены на работу преимущественно со сканированными копиями бумажных документов и автоматизацию процессов, но не на проектирование и внедрение цифровой модели документооборота. Эти нормативные акты не отражают современных подходов к цифровизации, а также практики работы с документами, изначально созданными цифровыми.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Среди наиболее значительных законодательных актов, принятых в это время можно назвать: Положение об учреждении администрации по делам о торговой несостоятельности (1836); Постановление о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города (1839); Постановление о применении Устава о торговой несостоятельности ко всем лицам, производящим торговлю (1846); Постановление о составе конкурса и о субсидиарном применении норм о торговой несостоятельности к неторговой (1857); Правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой в новых судебных установлениях (1868); Закон о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита (1884) <1>. Одновременно на протяжении XIX века под руководством известного специалиста по конкурсному праву Н.А. Тура шла подготовка нового проекта Устава о несостоятельности. Несмотря на то что этот проект так и не был принят в виде закона, он стал важным доктринальным источником права несостоятельности <2>.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Среди наиболее значительных законодательных актов, принятых в это время можно назвать: Положение об учреждении администрации по делам о торговой несостоятельности (1836); Постановление о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города (1839); Постановление о применении Устава о торговой несостоятельности ко всем лицам, производящим торговлю (1846); Постановление о составе конкурса и о субсидиарном применении норм о торговой несостоятельности к неторговой (1857); Правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой в новых судебных установлениях (1868); Закон о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита (1884) <1>. Одновременно на протяжении XIX века под руководством известного специалиста по конкурсному праву Н.А. Тура шла подготовка нового проекта Устава о несостоятельности. Несмотря на то что этот проект так и не был принят в виде закона, он стал важным доктринальным источником права несостоятельности <2>.