Незарегистрированное сми
Подборка наиболее важных документов по запросу Незарегистрированное сми (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как зарегистрировать СМИ
(КонсультантПлюс, 2025)За изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ вас могут привлечь к административной ответственности - оштрафовать, а продукцию конфисковать (ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ вас могут привлечь к административной ответственности - оштрафовать, а продукцию конфисковать (ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В административном и уголовном законодательстве предусмотрены меры ответственности за нарушения в сфере информации. Так, в гл. 13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области связи и информации (ст. 13.1 - 13.39 КоАП). В частности, ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административное наказание за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); ст. 13.12 КоАП РФ - за нарушение правил защиты информации; ст. 13.13 КоАП РФ - за незаконную деятельность в области защиты информации; ст. 13.14 КоАП РФ - за разглашение информации с ограниченным доступом; ст. 13.15 КоАП РФ - за злоупотребление свободой массовой информации; ст. 13.16 КоАП РФ - за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации; ст. 13.17 КоАП РФ - за нарушение правил распространения обязательных сообщений; ст. 13.18 КоАП РФ - за воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех; ст. 13.19 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления статистической информации; ст. 13.27.1 КоАП РФ - за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем; ст. 13.28 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; ст. 13.29 КоАП РФ - за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом; ст. 13.30 КоАП РФ - за невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов; ст. 13.31 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет; ст. 13.32 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем новостного агрегатора; ст. 13.33 КоАП РФ - за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ в области электронной подписи; ст. 13.35 КоАП РФ - за распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации; ст. 13.39 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями; ст. 13.50 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем социальной сети и т.д.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В административном и уголовном законодательстве предусмотрены меры ответственности за нарушения в сфере информации. Так, в гл. 13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области связи и информации (ст. 13.1 - 13.39 КоАП). В частности, ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административное наказание за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); ст. 13.12 КоАП РФ - за нарушение правил защиты информации; ст. 13.13 КоАП РФ - за незаконную деятельность в области защиты информации; ст. 13.14 КоАП РФ - за разглашение информации с ограниченным доступом; ст. 13.15 КоАП РФ - за злоупотребление свободой массовой информации; ст. 13.16 КоАП РФ - за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации; ст. 13.17 КоАП РФ - за нарушение правил распространения обязательных сообщений; ст. 13.18 КоАП РФ - за воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех; ст. 13.19 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления статистической информации; ст. 13.27.1 КоАП РФ - за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем; ст. 13.28 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; ст. 13.29 КоАП РФ - за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом; ст. 13.30 КоАП РФ - за невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов; ст. 13.31 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет; ст. 13.32 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем новостного агрегатора; ст. 13.33 КоАП РФ - за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ в области электронной подписи; ст. 13.35 КоАП РФ - за распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации; ст. 13.39 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями; ст. 13.50 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем социальной сети и т.д.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.35. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.35. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В соответствии с частью 1 статьи 13.21 КоАП РФ изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространение продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке влечет назначение административного наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В соответствии с частью 1 статьи 13.21 КоАП РФ изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространение продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке влечет назначение административного наказания.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такой сайт не является средством массовой информации и не подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Он состоит из двух сегментов:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такой сайт не является средством массовой информации и не подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Он состоит из двух сегментов:
Статья: Квалификация вебкама как демонстрации порнографии в прямом эфире в контексте обратной силы уголовного закона
(Алексеева Т.С.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Описание в формуле обвинения средств массовой информации подлежит исключению судом, если у интернет-ресурса или у непосредственного распространителя отсутствует соответствующий статус. Сказанное актуально для распространения в телеграм-каналах <34>, социальных сетях, которые не являются зарегистрированными СМИ (например "Одноклассники" <35>, "ВКонтакте"). Кассационный суд критически оценил вывод нижестоящего суда, поскольку тот указал, что российская социальная сеть "ВКонтакте" не является сетевым изданием, зарегистрированным в качестве средства массовой информации, но в то же время "квалифицировал действия З. как незаконное распространение порнографических материалов, совершенное с использованием средств массовой информации, допустив тем самым существенное противоречие" <36>). Признак использования СМИ был исключен для случая распространения с помощью компьютерных программ, которые позволяют скачивать и раздавать материалы в автоматическом режиме, при условии отсутствия данных, что "Ф.И.О.1, используя принадлежащий ему персональный компьютер, на котором хранились файлы порнографического характера, был зарегистрирован в качестве представителя средств массовой информации" <37>.
(Алексеева Т.С.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Описание в формуле обвинения средств массовой информации подлежит исключению судом, если у интернет-ресурса или у непосредственного распространителя отсутствует соответствующий статус. Сказанное актуально для распространения в телеграм-каналах <34>, социальных сетях, которые не являются зарегистрированными СМИ (например "Одноклассники" <35>, "ВКонтакте"). Кассационный суд критически оценил вывод нижестоящего суда, поскольку тот указал, что российская социальная сеть "ВКонтакте" не является сетевым изданием, зарегистрированным в качестве средства массовой информации, но в то же время "квалифицировал действия З. как незаконное распространение порнографических материалов, совершенное с использованием средств массовой информации, допустив тем самым существенное противоречие" <36>). Признак использования СМИ был исключен для случая распространения с помощью компьютерных программ, которые позволяют скачивать и раздавать материалы в автоматическом режиме, при условии отсутствия данных, что "Ф.И.О.1, используя принадлежащий ему персональный компьютер, на котором хранились файлы порнографического характера, был зарегистрирован в качестве представителя средств массовой информации" <37>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)17. Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса требований настоящей статьи влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, в КоАП предусмотрены следующие нормы об ответственности владельцев аудиовизуальных сервисов: 13.35 "Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации"; 13.36 "Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию"; 13.37 "Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности".
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)17. Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса требований настоящей статьи влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, в КоАП предусмотрены следующие нормы об ответственности владельцев аудиовизуальных сервисов: 13.35 "Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации"; 13.36 "Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию"; 13.37 "Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности".
Статья: Возможности правовой самозащиты лиц при распространении сведений, порочащих их деловую репутацию
(Толмачева Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)При этом, как верно отметил П.А. Гришин, если источник информации, включая сайт в сети Интернет, не зарегистрирован как СМИ, обязанность безусловного удаления порочащих лицо сведений, если их недостоверность небесспорна (в том числе не установлена судебным решением), отсутствует <25>. При этом Конституционном Судом РФ установлено, что в случае признания судом порочащих сведений недостоверными удаление данных сведений является для владельца сайта или уполномоченного им лица обязательным независимо от наличия или отсутствия у сайта статуса СМИ <26>.
(Толмачева Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)При этом, как верно отметил П.А. Гришин, если источник информации, включая сайт в сети Интернет, не зарегистрирован как СМИ, обязанность безусловного удаления порочащих лицо сведений, если их недостоверность небесспорна (в том числе не установлена судебным решением), отсутствует <25>. При этом Конституционном Судом РФ установлено, что в случае признания судом порочащих сведений недостоверными удаление данных сведений является для владельца сайта или уполномоченного им лица обязательным независимо от наличия или отсутствия у сайта статуса СМИ <26>.
Статья: К вопросу о розыске и извещении наследника нотариусом
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Не устраняет правовой неопределенности стандарт извещения наследников, установленный в Методических рекомендациях по оформлению наследственных прав <9>. Федеральная нотариальная палата (далее - ФНП) разъяснила, что при отсутствии информации о месте жительства или работы наследников по завещанию (выделено нами. - С.К., И.Ш.) нотариус размещает на официальном сайте ФНП вызов наследников по завещанию (п. 11.1). Таким образом, во-первых, сайт ФНП был приравнен к СМИ, несмотря на то что официальный информационный ресурс ФНП не является сетевым изданием и не зарегистрирован как СМИ. Во-вторых, Методические рекомендации не разъяснили, должны ли извещаться и каким образом наследники по закону, если их место жительства нотариусу неизвестно. Следовательно, закономерен вопрос: можно ли как уважительное основание к восстановлению пропущенного срока для принятия наследства рассматривать недостаточную активность нотариуса по розыску наследника?
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Не устраняет правовой неопределенности стандарт извещения наследников, установленный в Методических рекомендациях по оформлению наследственных прав <9>. Федеральная нотариальная палата (далее - ФНП) разъяснила, что при отсутствии информации о месте жительства или работы наследников по завещанию (выделено нами. - С.К., И.Ш.) нотариус размещает на официальном сайте ФНП вызов наследников по завещанию (п. 11.1). Таким образом, во-первых, сайт ФНП был приравнен к СМИ, несмотря на то что официальный информационный ресурс ФНП не является сетевым изданием и не зарегистрирован как СМИ. Во-вторых, Методические рекомендации не разъяснили, должны ли извещаться и каким образом наследники по закону, если их место жительства нотариусу неизвестно. Следовательно, закономерен вопрос: можно ли как уважительное основание к восстановлению пропущенного срока для принятия наследства рассматривать недостаточную активность нотариуса по розыску наследника?