Неявка лиц коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Неявка лиц коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31.8 "Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания" КоАП РФ"В силу части 2 статьи 31.8 КоАП РФ лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.
Решение Московского городского суда от 21.03.2024 по делу N 7-3777/2024 (УИД 77RS0030-02-2022-010399-62)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Решение: Отказано.Вопреки доводам жалобы, фио была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается сведениями о направлении заказного письма и поступившим в административный орган уведомлением о вручении Г. 27.08.2021 соответствующего извещения (л.д. 25-32). Указание в уведомлении о вызове для участия в составлении нескольких протоколов об административных правонарушениях не свидетельствует о существенном нарушении требований КоАП РФ и о нарушении права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Исходя из положений ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенного в установленном порядке, не препятствовала составлению протокола об административном правонарушении в отсутствие Г.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Решение: Отказано.Вопреки доводам жалобы, фио была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается сведениями о направлении заказного письма и поступившим в административный орган уведомлением о вручении Г. 27.08.2021 соответствующего извещения (л.д. 25-32). Указание в уведомлении о вызове для участия в составлении нескольких протоколов об административных правонарушениях не свидетельствует о существенном нарушении требований КоАП РФ и о нарушении права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Исходя из положений ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенного в установленном порядке, не препятствовала составлению протокола об административном правонарушении в отсутствие Г.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация административной ответственности лиц, не зарегистрированных по месту жительства (пребывания)
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)По смыслу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола <1>.
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)По смыслу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола <1>.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного обществаВ соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки представителя юридического лица, который был извещен в установленном порядке, протокол составляется в его отсутствие. Кроме того, согласно п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица, если имеются данные о надлежащем извещении последнего о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо оно оставлено без удовлетворения. При этом Кодексом не установлено, каким образом должно производиться уведомление юридического лица. Поскольку местонахождение управляющей организации может отличаться от места ведения основной деятельности общества, остается нерешенным вопрос о том, необходимо ли направлять уведомление о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по месту нахождения управляющей компании.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
(ред. от 04.11.2025)4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ на стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судья должен выяснить причину неявки в судебное заседание лица, в отношении которого вынесено постановление, и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного лица либо об отложении рассмотрения жалобы.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ на стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судья должен выяснить причину неявки в судебное заседание лица, в отношении которого вынесено постановление, и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного лица либо об отложении рассмотрения жалобы.
Статья: Административно-пенологические вопросы эффективности административных наказаний
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Например, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ предусматривает право судьи, должностного лица признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. На основании ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, привлекаемых к административной ответственности (их представителей), что препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Например, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ предусматривает право судьи, должностного лица признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. На основании ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, привлекаемых к административной ответственности (их представителей), что препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
Готовое решение: Контрольные мероприятия СФР
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за неявку по такому уведомлению Законами N N 125-ФЗ и 255-ФЗ не предусмотрена. Однако вас могут привлечь к административной ответственности по п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Размер штрафа для должностных лиц организации составляет от 2 000 руб. до 4 000 руб. На эту же сумму могут оштрафовать и ИП (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за неявку по такому уведомлению Законами N N 125-ФЗ и 255-ФЗ не предусмотрена. Однако вас могут привлечь к административной ответственности по п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Размер штрафа для должностных лиц организации составляет от 2 000 руб. до 4 000 руб. На эту же сумму могут оштрафовать и ИП (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
Готовое решение: Уведомление о вызове налогоплательщика в инспекцию
(КонсультантПлюс, 2025)За неявку должностное лицо организации (индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности. Это рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).
(КонсультантПлюс, 2025)За неявку должностное лицо организации (индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности. Это рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).
Вопрос: Можно ли нанять адвоката, чтобы он вместо работников, вызванных на допрос в налоговый орган, давал показания?
(Консультация эксперта, 2024)За неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, 2024)За неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Именно действия судьи вызывают к жизни процесс отправления правосудия и порождают судебные властеотношения с участием иных субъектов производства по делам об административных правонарушениях. К таким действиям судьи относятся: а) действия, которые он совершает по собственной инициативе, например связанные с подготовкой дела к судебному разбирательству; б) действия, к которым своими действиями его понуждают участники производства по делу. Например, заявление лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ходатайства требует от судьи его немедленного разрешения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ). Необходимо учитывать и то, что действия участников производства по делу об административном правонарушении могут ограничивать действия судьи. Скажем, неявка лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание препятствует рассмотрению дела, если его участие в судебном разбирательстве является обязательным в силу закона или его явка была признана судьей обязательной (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ), а также при отсутствии доказательств его надлежащего извещения либо при наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела, если судьей такое ходатайство было удовлетворено (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Именно действия судьи вызывают к жизни процесс отправления правосудия и порождают судебные властеотношения с участием иных субъектов производства по делам об административных правонарушениях. К таким действиям судьи относятся: а) действия, которые он совершает по собственной инициативе, например связанные с подготовкой дела к судебному разбирательству; б) действия, к которым своими действиями его понуждают участники производства по делу. Например, заявление лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ходатайства требует от судьи его немедленного разрешения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ). Необходимо учитывать и то, что действия участников производства по делу об административном правонарушении могут ограничивать действия судьи. Скажем, неявка лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание препятствует рассмотрению дела, если его участие в судебном разбирательстве является обязательным в силу закона или его явка была признана судьей обязательной (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ), а также при отсутствии доказательств его надлежащего извещения либо при наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела, если судьей такое ходатайство было удовлетворено (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)При этом в п. 2.3 этого же Письма отмечено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Налоговым органам необходимо учитывать, что эта административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)При этом в п. 2.3 этого же Письма отмечено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Налоговым органам необходимо учитывать, что эта административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Статья: Вызов в инспекцию: в каких случаях и чем может закончиться?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Имейте в виду, что ревизоры не обязаны менять назначенные дату и время и могут отказать в переносе. Как мы уже сказали, такие уведомления не следует игнорировать: за неявку должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 4 000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Имейте в виду, что ревизоры не обязаны менять назначенные дату и время и могут отказать в переносе. Как мы уже сказали, такие уведомления не следует игнорировать: за неявку должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 4 000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Вопрос: Каким способом может быть направлена копия протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен?
(Консультация эксперта, 2025)В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Неявка лица по такому уведомлению влечет ответственность по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Неявка лица по такому уведомлению влечет ответственность по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.