Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации
Подборка наиболее важных документов по запросу Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ"Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Осипов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)Правильно определить состав административного правонарушения в указанной области и, самое важное, установить субъект является одним из главнейших требований законности. В данной статье хотелось бы обобщить судебную практику и на основе применяемых в настоящее время нормативных правовых актов дать рекомендации по определению состава административного правонарушения, в части определения субъекта административного правонарушения, за невыполнение требований ПЛЧС. Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 КоАП" в ст. 20.6 КоАП внесены изменения в части ужесточения административной ответственности. Кроме того, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ впервые вводится ст. 20.6.1 КоАП, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (далее - невыполнение правил поведения при ЧС). Данные факты свидетельствуют о большом внимании государства к защите общественных отношений в вышеуказанной сфере.
(Осипов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)Правильно определить состав административного правонарушения в указанной области и, самое важное, установить субъект является одним из главнейших требований законности. В данной статье хотелось бы обобщить судебную практику и на основе применяемых в настоящее время нормативных правовых актов дать рекомендации по определению состава административного правонарушения, в части определения субъекта административного правонарушения, за невыполнение требований ПЛЧС. Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 КоАП" в ст. 20.6 КоАП внесены изменения в части ужесточения административной ответственности. Кроме того, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ впервые вводится ст. 20.6.1 КоАП, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (далее - невыполнение правил поведения при ЧС). Данные факты свидетельствуют о большом внимании государства к защите общественных отношений в вышеуказанной сфере.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения", вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ (31.12.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения", вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ (31.12.2025)
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Логическим продолжением принятия названных нормативных правовых актов позитивного регулирования явилось включение в действующее законодательство об административных правонарушениях административно-деликтных норм, устанавливающих административную ответственность за их нарушение. На федеральном уровне в апреле 2020 г. <13> в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ была предусмотрена повышенная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период проведения на определенной территории ограничительных мероприятий, а также за невыполнение в установленный срок выданного в этот период требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Наряду с этим данным Законом в КоАП РФ была введена ст. 20.6.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Логическим продолжением принятия названных нормативных правовых актов позитивного регулирования явилось включение в действующее законодательство об административных правонарушениях административно-деликтных норм, устанавливающих административную ответственность за их нарушение. На федеральном уровне в апреле 2020 г. <13> в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ была предусмотрена повышенная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период проведения на определенной территории ограничительных мероприятий, а также за невыполнение в установленный срок выданного в этот период требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Наряду с этим данным Законом в КоАП РФ была введена ст. 20.6.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Кроме того, Законом N 99-ФЗ была введена в действие ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая установила ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Так, согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, влечет наложение административных наказаний в виде предупреждения и штрафа в размере от 10 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от субъекта (физическое, юридическое лицо), который привлекается к административной ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 20.6.1 действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, при условии, что указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа в зависимости от субъектов правонарушения от 15 тыс. до 1 млн рублей. Также в отношении должностных лиц может быть применена дисквалификация, а в отношении предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Кроме того, Законом N 99-ФЗ была введена в действие ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая установила ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Так, согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, влечет наложение административных наказаний в виде предупреждения и штрафа в размере от 10 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от субъекта (физическое, юридическое лицо), который привлекается к административной ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 20.6.1 действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, при условии, что указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа в зависимости от субъектов правонарушения от 15 тыс. до 1 млн рублей. Также в отношении должностных лиц может быть применена дисквалификация, а в отношении предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)За нарушение правил соблюдения карантина и режима самоизоляции в Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации о административных правонарушениях" были внесены изменения в административное законодательство. Новые вынужденные поправки внесены в ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и ст. 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <4>. Одним из средств обеспечения его предоставления является административный штраф за выход на улицу при наличии поставленного врачами диагноза COVID-19 (новая коронавирусная инфекция). Как мы знаем из курса административного права, административный штраф, выступая в качестве одного из видов административного наказания, может одновременно выполнять сразу несколько функций, такие как превентивная, карательная и компенсационная.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)За нарушение правил соблюдения карантина и режима самоизоляции в Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации о административных правонарушениях" были внесены изменения в административное законодательство. Новые вынужденные поправки внесены в ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и ст. 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <4>. Одним из средств обеспечения его предоставления является административный штраф за выход на улицу при наличии поставленного врачами диагноза COVID-19 (новая коронавирусная инфекция). Как мы знаем из курса административного права, административный штраф, выступая в качестве одного из видов административного наказания, может одновременно выполнять сразу несколько функций, такие как превентивная, карательная и компенсационная.
Статья: Новогодний корпоратив с точки зрения исполнителя
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)За нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий к ответственности могут привлечь по ст. 6.3 КоАП РФ. Поскольку далеко не все требования содержатся в нормативных правовых актах федерального уровня, за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения на региональном уровне может применяться ст. 20.6.1 КоАП РФ.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)За нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий к ответственности могут привлечь по ст. 6.3 КоАП РФ. Поскольку далеко не все требования содержатся в нормативных правовых актах федерального уровня, за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения на региональном уровне может применяться ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Статья: Юридическая аномия как фактор неопределенности целей социального развития
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Так, например, следует отметить, что обеспечение надлежащего поведения граждан в условиях возникшего социального кризиса государство также постаралось подкрепить посредством введения соответствующих составов правонарушений в рамках административного и уголовного законодательства. Так, были приняты Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <34> и Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <35>. Первый Закон изменил статью 6.3 КоАП РФ, введя в нее состав правонарушения, связанный с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайной ситуации или при распространении заболевания, которое несет опасность для окружающих. Кроме того, он дополнил действующее административное законодательство статьей 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. В рамках второго Закона Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями:
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Так, например, следует отметить, что обеспечение надлежащего поведения граждан в условиях возникшего социального кризиса государство также постаралось подкрепить посредством введения соответствующих составов правонарушений в рамках административного и уголовного законодательства. Так, были приняты Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <34> и Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <35>. Первый Закон изменил статью 6.3 КоАП РФ, введя в нее состав правонарушения, связанный с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайной ситуации или при распространении заболевания, которое несет опасность для окружающих. Кроме того, он дополнил действующее административное законодательство статьей 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. В рамках второго Закона Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями:
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)Работодателям следует учитывать административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ), а также за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ):
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Кроме того, в проекте КоАП РФ от 29 мая 2020 г. описаны квалифицированные составы административных правонарушений по ст. 39.9, в рамках которых определены факультативные признаки объективной стороны (время) и субъект (органы местного самоуправления, органы государственной власти). Указанные признаки объективной стороны были "объединены" в ч. 6 ст. 39.9 проекта КоАП РФ. Полагаем, что установление дополнительных видов административных наказаний для организаций, не эксплуатирующих потенциально опасные объекты или критически важные объекты, не включенных в установленном порядке в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ч. 2 ст. 39.9 проекта КоАП РФ), нецелесообразно, поскольку действующая редакция ст. 20.6 КоАП РФ не содержит указания на субъект административного правонарушения. Следовательно, субъектно-режимный подход к конструированию ст. 39.9 проекта КоАП РФ от 29 мая 2020 г. представляется неправильным, поскольку перегружает норму и вступает в коллизию со ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение режима чрезвычайной ситуации. Реализация такого признака объективной стороны состава административного правонарушения, как время, предопределила необходимость введения отдельной нормы ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации (угрозе ее возникновения). Такой подход нам представляется правильным ввиду того, что позволяет определить иные, в том числе факультативные, признаки объективной стороны, последствия совершения административного правонарушения, разграничить его с уголовно наказуемым деянием.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Кроме того, в проекте КоАП РФ от 29 мая 2020 г. описаны квалифицированные составы административных правонарушений по ст. 39.9, в рамках которых определены факультативные признаки объективной стороны (время) и субъект (органы местного самоуправления, органы государственной власти). Указанные признаки объективной стороны были "объединены" в ч. 6 ст. 39.9 проекта КоАП РФ. Полагаем, что установление дополнительных видов административных наказаний для организаций, не эксплуатирующих потенциально опасные объекты или критически важные объекты, не включенных в установленном порядке в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ч. 2 ст. 39.9 проекта КоАП РФ), нецелесообразно, поскольку действующая редакция ст. 20.6 КоАП РФ не содержит указания на субъект административного правонарушения. Следовательно, субъектно-режимный подход к конструированию ст. 39.9 проекта КоАП РФ от 29 мая 2020 г. представляется неправильным, поскольку перегружает норму и вступает в коллизию со ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение режима чрезвычайной ситуации. Реализация такого признака объективной стороны состава административного правонарушения, как время, предопределила необходимость введения отдельной нормы ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации (угрозе ее возникновения). Такой подход нам представляется правильным ввиду того, что позволяет определить иные, в том числе факультативные, признаки объективной стороны, последствия совершения административного правонарушения, разграничить его с уголовно наказуемым деянием.
Статья: Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В России Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <37> УК РФ был дополнен статьями 207.1 и 207.2, предусматривающими ответственность соответственно за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Наказания за данные преступления установлены в виде крупных штрафов, исправительных работ, принудительных работ, ограничения и лишения свободы (в частности, согласно части 2 статьи 207.2 соответствующее деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок). В новой редакции была изложена статья 236 УК РФ об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которая стала более строгой. Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <38> была усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3), за злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15), за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (статья 14.4.2), а также установлена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1). Обусловленность данных изменений пандемией COVID-19 очевидна, и по времени их принятия, и по содержанию норм, и исходя из пояснительных записок к законопроектам <39> и разъяснений Верховного Суда РФ <40>, однако свое действие они, вероятно, сохранят и после отмены режима повышенной готовности.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В России Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <37> УК РФ был дополнен статьями 207.1 и 207.2, предусматривающими ответственность соответственно за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Наказания за данные преступления установлены в виде крупных штрафов, исправительных работ, принудительных работ, ограничения и лишения свободы (в частности, согласно части 2 статьи 207.2 соответствующее деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок). В новой редакции была изложена статья 236 УК РФ об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которая стала более строгой. Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <38> была усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3), за злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15), за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (статья 14.4.2), а также установлена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1). Обусловленность данных изменений пандемией COVID-19 очевидна, и по времени их принятия, и по содержанию норм, и исходя из пояснительных записок к законопроектам <39> и разъяснений Верховного Суда РФ <40>, однако свое действие они, вероятно, сохранят и после отмены режима повышенной готовности.
Статья: Споры лиц, обманутых телефонными мошенниками, с держателями банковских карт
(Кияшко В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ на вопрос о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи между бездействием и имущественным вредом всегда является очень сложным. Правоприменитель, даже применяя законодательную конструкцию "неисполнение обязанности (бездействия), повлекшее причинение имущественного вреда", исходит из того, что наступление последствий в виде имущественного вреда может далеко не всегда находиться в прямой причинно-следственной связи с конкретным бездействием (в отличие от действий, повлекших причинение вреда). Так, представляется очевидным, что бездействие при нарушениях порядка организации либо проведения митинга, что бездействие при невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации, повлекшие причинение вреда имуществу (так сформулированы часть 4 статьи 20.2, часть 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ), не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Применительно к халатности (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации) правоприменитель часто применяет вместо неисполнения обязанности, повлекшей крупный имущественный ущерб, предусмотренную законом альтернативу - неисполнение обязанности, повлекшей иное существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов <5>. Так, представляется очевидным, что халатность путем ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, повлекшая наводнение, не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Таким образом, даже законодательная конструкция уголовной или административной ответственности для бездействия как неисполнения обязанности, повлекшей причинение имущественного вреда, не всегда подразумевает наличие прямой причинно-следственной связи между бездействием и ущербом, а следовательно, для гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим бездействовавшего лица.
(Кияшко В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ на вопрос о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи между бездействием и имущественным вредом всегда является очень сложным. Правоприменитель, даже применяя законодательную конструкцию "неисполнение обязанности (бездействия), повлекшее причинение имущественного вреда", исходит из того, что наступление последствий в виде имущественного вреда может далеко не всегда находиться в прямой причинно-следственной связи с конкретным бездействием (в отличие от действий, повлекших причинение вреда). Так, представляется очевидным, что бездействие при нарушениях порядка организации либо проведения митинга, что бездействие при невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации, повлекшие причинение вреда имуществу (так сформулированы часть 4 статьи 20.2, часть 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ), не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Применительно к халатности (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации) правоприменитель часто применяет вместо неисполнения обязанности, повлекшей крупный имущественный ущерб, предусмотренную законом альтернативу - неисполнение обязанности, повлекшей иное существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов <5>. Так, представляется очевидным, что халатность путем ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, повлекшая наводнение, не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Таким образом, даже законодательная конструкция уголовной или административной ответственности для бездействия как неисполнения обязанности, повлекшей причинение имущественного вреда, не всегда подразумевает наличие прямой причинно-следственной связи между бездействием и ущербом, а следовательно, для гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим бездействовавшего лица.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Для наиболее полного представления о росте количества административных деяний, связанных с нарушениями режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, необходимо было бы обратиться к данным статистики о количестве правонарушений по новой ст. 20.6.1 КоАП "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения". Однако статистических данных о делах, рассмотренных именно по этой статье, пока нет <3>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Для наиболее полного представления о росте количества административных деяний, связанных с нарушениями режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, необходимо было бы обратиться к данным статистики о количестве правонарушений по новой ст. 20.6.1 КоАП "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения". Однако статистических данных о делах, рассмотренных именно по этой статье, пока нет <3>.