Невыполнение государственного задания
Подборка наиболее важных документов по запросу Невыполнение государственного задания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ"Довод жалобы, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств, также отклонен как основанный на неверном толковании п. 1 ст. 306.4 БК РФ, ст. 15.14 КоАП РФ, по смыслу которых использование автономным учреждением средств субсидии из бюджета бюджетной системы Российской Федерации (предоставленной на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания) на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, является нецелевым использованием бюджетных средств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учреждению вернуть неиспользованные денежные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания учреждения возвращают, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму). Такой порядок установлен в пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ, ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, Письмах Минфина России от 27.12.2019 N 09-07-07/102317, от 14.09.2017 N 02-07-10/59464.
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания учреждения возвращают, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму). Такой порядок установлен в пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ, ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, Письмах Минфина России от 27.12.2019 N 09-07-07/102317, от 14.09.2017 N 02-07-10/59464.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Невыполнение государственного задания
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Невыполнение государственного задания
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.15.5-1. Невыполнение государственного (муниципального) задания
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.15.5-1. Невыполнение государственного (муниципального) задания
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
Готовое решение: Как учреждению заполнить извещение о трансферте, передаваемом с условием, по форме 0510453
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить получателя трансферта о возврате субсидии в случае, когда не достигнуты результаты, в том числе не выполнено государственное (муниципальное) задание;
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить получателя трансферта о возврате субсидии в случае, когда не достигнуты результаты, в том числе не выполнено государственное (муниципальное) задание;
Статья: Квалификация нарушения условий государственного контракта по оборонному заказу
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Еще ярче заложенный законодателем "перепад" общественной опасности между общей и специальной нормами виден при соотношении халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба (более семи с половиной миллионов рублей) (ч. 1.1 ст. 293 УК), и ч. 2 ст. 285.5 УК. Последняя предусматривает ответственность за "нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу... повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены... государственного контракта... но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа". Это преступление (ч. 2 ст. 285.5 УК) наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Еще ярче заложенный законодателем "перепад" общественной опасности между общей и специальной нормами виден при соотношении халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба (более семи с половиной миллионов рублей) (ч. 1.1 ст. 293 УК), и ч. 2 ст. 285.5 УК. Последняя предусматривает ответственность за "нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу... повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены... государственного контракта... но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа". Это преступление (ч. 2 ст. 285.5 УК) наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По ч. 2 ст. 201.2 УК РФ наказывается нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, лицом, указанным в ч. 6 ст. 7.30.3 КоАП РФ, повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее 5% цены таких государственного контракта либо договора, но не менее 5 миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По ч. 2 ст. 201.2 УК РФ наказывается нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, лицом, указанным в ч. 6 ст. 7.30.3 КоАП РФ, повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее 5% цены таких государственного контракта либо договора, но не менее 5 миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа.
Статья: Особенности применения административной ответственности в финансово-бюджетной сфере и ее совершенствование
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Статья 15.15.5-1 КоАП устанавливает административную ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания. Состав формальный: не выполнил показатели государственного задания - привлекаешься к административной ответственности, в частности, в том случае, если в отчете указал одни показатели, а первичными учетными документами эти показатели не смог подтвердить.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Статья 15.15.5-1 КоАП устанавливает административную ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания. Состав формальный: не выполнил показатели государственного задания - привлекаешься к административной ответственности, в частности, в том случае, если в отчете указал одни показатели, а первичными учетными документами эти показатели не смог подтвердить.
Готовое решение: Кто несет расходы по содержанию государственного или муниципального имущества в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Казенные предприятия сами зарабатывают на содержание имущества, поскольку они являются коммерческими организациями и не выполняют государственное или муниципальное задание (ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Казенные предприятия сами зарабатывают на содержание имущества, поскольку они являются коммерческими организациями и не выполняют государственное или муниципальное задание (ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Иные составы нарушения бюджетного законодательства предусмотрены следующими статьями КоАП РФ: ст. 15.15.2 - нарушение условий предоставления бюджетного кредита; ст. 15.15.3 - нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов; ст. 15.15.4 - нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций; ст. 15.15.5 - нарушение условий предоставления субсидий; ст. 15.15.5-1 - невыполнение государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.6 - нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности; ст. 15.15.7 - нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ; ст. 15.15.8 - нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий; ст. 15.15.9 - несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи; ст. 15.15.10 - нарушение порядка принятия бюджетных обязательств; ст. 15.15.11 - нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств; ст. 15.15.12 - нарушение запрета на размещение бюджетных средств; ст. 15.15.13 - нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; ст. 15.15.15 - нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.16 - нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Иные составы нарушения бюджетного законодательства предусмотрены следующими статьями КоАП РФ: ст. 15.15.2 - нарушение условий предоставления бюджетного кредита; ст. 15.15.3 - нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов; ст. 15.15.4 - нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций; ст. 15.15.5 - нарушение условий предоставления субсидий; ст. 15.15.5-1 - невыполнение государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.6 - нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности; ст. 15.15.7 - нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ; ст. 15.15.8 - нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий; ст. 15.15.9 - несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи; ст. 15.15.10 - нарушение порядка принятия бюджетных обязательств; ст. 15.15.11 - нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств; ст. 15.15.12 - нарушение запрета на размещение бюджетных средств; ст. 15.15.13 - нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; ст. 15.15.15 - нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания; ст. 15.15.16 - нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства.
Статья: Нецелевое использование средств субсидий в образовательных учреждениях
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Университет в рассматриваемом деле не выполнил госзадание по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по нескольким программам подготовки. Невыполненный объем задания по отдельным программам составлял дробные значения: 0,58 человека, 0,08 человека, 0,15 человека и т.д. Контрольное управление рассчитало объем субсидии пропорционально суммам, приходящимся на эти дробные значения, и потребовало вернуть их в бюджет.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Университет в рассматриваемом деле не выполнил госзадание по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по нескольким программам подготовки. Невыполненный объем задания по отдельным программам составлял дробные значения: 0,58 человека, 0,08 человека, 0,15 человека и т.д. Контрольное управление рассчитало объем субсидии пропорционально суммам, приходящимся на эти дробные значения, и потребовало вернуть их в бюджет.
Вопрос: Вправе ли федеральное бюджетное учреждение произвести возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с невыполнением государственного задания 2023 г., за счет средств субсидии на выполнение государственного задания 2024 г.?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли федеральное бюджетное учреждение произвести возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с невыполнением государственного задания 2023 г., за счет средств субсидии на выполнение государственного задания 2024 г.?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли федеральное бюджетное учреждение произвести возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с невыполнением государственного задания 2023 г., за счет средств субсидии на выполнение государственного задания 2024 г.?
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Невыполнение государственного (муниципального) задания является видом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым закреплена санкция в виде штрафа. Ранее за подобное правонарушение привлекали к административной ответственности по статье 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанной с нарушением условий предоставления субсидий. В последние годы законодатель выделил это в отдельный вид нарушения.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Невыполнение государственного (муниципального) задания является видом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым закреплена санкция в виде штрафа. Ранее за подобное правонарушение привлекали к административной ответственности по статье 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанной с нарушением условий предоставления субсидий. В последние годы законодатель выделил это в отдельный вид нарушения.
Готовое решение: Нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении госзадания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением госзадания;
(КонсультантПлюс, 2025)на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении госзадания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением госзадания;