Нет кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Нет кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры по НДФЛ и страховым взносам (пенсионным взносам, взносам на ОМС и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством): Налогоплательщик оспаривает доначисление НДФЛ из-за занижения налоговой базы при получении недвижимости в дар
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налогоплательщик заявил в декларации доход при получении недвижимости в дар ниже ее кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, в котором совершена сделка, ссылаясь на отсутствие кадастровой стоимости в выписке из ЕГРН, но это противоречит полученным Налоговым органом сведениям
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налогоплательщик заявил в декларации доход при получении недвижимости в дар ниже ее кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, в котором совершена сделка, ссылаясь на отсутствие кадастровой стоимости в выписке из ЕГРН, но это противоречит полученным Налоговым органом сведениям
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило доначисление налога на имущество по кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения, которое не было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в то время как само здание, в котором находится помещение, в данный перечень входило. По мнению налогоплательщика, если отдельное помещение не поименовано в перечне, то оснований для исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости нет. Налоговый орган указал, что на административно-деловые центры и на входящие в них помещения распространяется одинаковый режим налогообложения. Суд признал обоснованным доначисление налога на имущество, поскольку как на административно-деловые и торговые центры (комплексы), так и на входящие в них помещения должен распространяться одинаковый режим налогообложения, вне зависимости от того, поименовано ли отдельное помещение в перечне, если в перечень включено все здание целиком.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило доначисление налога на имущество по кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения, которое не было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в то время как само здание, в котором находится помещение, в данный перечень входило. По мнению налогоплательщика, если отдельное помещение не поименовано в перечне, то оснований для исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости нет. Налоговый орган указал, что на административно-деловые центры и на входящие в них помещения распространяется одинаковый режим налогообложения. Суд признал обоснованным доначисление налога на имущество, поскольку как на административно-деловые и торговые центры (комплексы), так и на входящие в них помещения должен распространяться одинаковый режим налогообложения, вне зависимости от того, поименовано ли отдельное помещение в перечне, если в перечень включено все здание целиком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях организация должна платить налог на имущество по кадастровой стоимости, а в каких - по среднегодовой
(КонсультантПлюс, 2025)облагать их по кадастровой стоимости нет оснований и при условии, что организация учитывает их как ОС (Письмо Минфина России от 23.04.2021 N 03-05-04-01/31041);
(КонсультантПлюс, 2025)облагать их по кадастровой стоимости нет оснований и при условии, что организация учитывает их как ОС (Письмо Минфина России от 23.04.2021 N 03-05-04-01/31041);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"15(1). В случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"15(1). В случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Федеральный закон от 17.07.2011 N 211-ФЗ
(ред. от 31.07.2020)
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"4. В случае, если после принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации решения о закрытии населенного пункта гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи данному гражданину государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
(ред. от 31.07.2020)
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"4. В случае, если после принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации решения о закрытии населенного пункта гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи данному гражданину государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме собственников объектов недвижимости, в качестве административных истцов по данной категории дел "арендаторы земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости" <1>. Право арендатора объекта недвижимости на обращение в суд в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости не ставится в зависимость от порядка заключения договора аренды этого объекта, поскольку основанием для возникновения права на обращение в суд является необходимость уплачивать арендную плату исходя из кадастровой стоимости. Вывод суда, что размер арендной платы, определенной по результатам торгов, не связан с оспариваемой кадастровой стоимостью данного земельного участка, был признан ВС РФ ошибочным. В обоснование своей позиции ВС РФ указал следующее. Пункт 2 ст. 39.7 ЗК РФ предусматривает, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Согласно п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности, или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. В данном случае с административным исковым заявлением был представлен договор аренды указанного земельного участка, по условиям которого арендная плата за пользование земельным участком определяется в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии данных о расчете размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка и о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости права административного истца не затрагиваются, являются необоснованными и не соответствуют имеющимся доказательствам (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 53-КГ18-31 <2>).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме собственников объектов недвижимости, в качестве административных истцов по данной категории дел "арендаторы земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости" <1>. Право арендатора объекта недвижимости на обращение в суд в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости не ставится в зависимость от порядка заключения договора аренды этого объекта, поскольку основанием для возникновения права на обращение в суд является необходимость уплачивать арендную плату исходя из кадастровой стоимости. Вывод суда, что размер арендной платы, определенной по результатам торгов, не связан с оспариваемой кадастровой стоимостью данного земельного участка, был признан ВС РФ ошибочным. В обоснование своей позиции ВС РФ указал следующее. Пункт 2 ст. 39.7 ЗК РФ предусматривает, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Согласно п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности, или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. В данном случае с административным исковым заявлением был представлен договор аренды указанного земельного участка, по условиям которого арендная плата за пользование земельным участком определяется в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии данных о расчете размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка и о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости права административного истца не затрагиваются, являются необоснованными и не соответствуют имеющимся доказательствам (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 53-КГ18-31 <2>).
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)2) в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г., меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г. или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)2) в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г., меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г. или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.
Статья: Все помещения в ТЦ облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости
("Главная книга", 2023, N 20)Если помещение находится в административно-деловом или торговом центре, включенном в "кадастровый" перечень, то налог на имущество организаций в отношении этого помещения исчисляется исходя из кадастровой стоимости. В том числе в случае, когда самого помещения в перечне "кадастровой" недвижимости нет и его кадастровая стоимость не определена. В такой ситуации база по налогу на имущество организаций в отношении конкретного помещения определяется исходя из доли, которую занимает площадь помещения в общей площади здания <1>.
("Главная книга", 2023, N 20)Если помещение находится в административно-деловом или торговом центре, включенном в "кадастровый" перечень, то налог на имущество организаций в отношении этого помещения исчисляется исходя из кадастровой стоимости. В том числе в случае, когда самого помещения в перечне "кадастровой" недвижимости нет и его кадастровая стоимость не определена. В такой ситуации база по налогу на имущество организаций в отношении конкретного помещения определяется исходя из доли, которую занимает площадь помещения в общей площади здания <1>.
Готовое решение: Как платить земельный налог с участка, на котором расположено имущество в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)определена ли кадастровая стоимость участка. Налог считается с кадастровой стоимости, если же ее нет, налоговая база и сам налог будут равны нулю (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 396 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)определена ли кадастровая стоимость участка. Налог считается с кадастровой стоимости, если же ее нет, налоговая база и сам налог будут равны нулю (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 396 НК РФ).
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России разъяснила, как заполнить декларацию по земельному налогу, когда в ЕГРН нет кадастровой стоимости участка.
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России разъяснила, как заполнить декларацию по земельному налогу, когда в ЕГРН нет кадастровой стоимости участка.
Путеводитель по сделкам. Купля-продажа недвижимости (здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства). Общая информация5. Передать документы на госрегистрацию, если эта обязанность не возложена на нотариуса. О том, какой комплект документов нужно подготовить для госрегистрации прав на недвижимость, см. Готовое решение. За госрегистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество уплачивается госпошлина (ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Ее уплачивает приобретатель имущества, поскольку продавец освобожден от такой обязанности на основании пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ. Размер пошлины зависит от того, кто приобретает недвижимость (физлицо или организация), а также от того, определена или нет ее кадастровая стоимость. Если она определена, то на размер пошлины влияет также величина кадастровой стоимости (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Подробнее о том, как организации уплатить госпошлину за регистрацию прав (договоров) на недвижимость, см. Готовое решение.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В деле N А56-30936/2023 общество заявило о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимого имущества не была определена по состоянию на 01.03.2021 (дата постановки на кадастровый учет). Налогоплательщик настаивал на отсутствии у него возможности самостоятельно определить налоговую базу по налогу на имущество за 2021 год ввиду отсутствия данных о кадастровой стоимости трех принадлежащих ему нежилых помещений, образованных в результате раздела помещения 4-Н, включенного в Перечень на 2021 год.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В деле N А56-30936/2023 общество заявило о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимого имущества не была определена по состоянию на 01.03.2021 (дата постановки на кадастровый учет). Налогоплательщик настаивал на отсутствии у него возможности самостоятельно определить налоговую базу по налогу на имущество за 2021 год ввиду отсутствия данных о кадастровой стоимости трех принадлежащих ему нежилых помещений, образованных в результате раздела помещения 4-Н, включенного в Перечень на 2021 год.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)- в отношении земельного участка отсутствует кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года (в т.ч. для земельного участка, образованного и поставленного на государственный кадастровый учет после 1 января 2022 года);
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)- в отношении земельного участка отсутствует кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года (в т.ч. для земельного участка, образованного и поставленного на государственный кадастровый учет после 1 января 2022 года);
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)При этом суды подчеркивают, что в случае отсутствия установленной кадастровой стоимости помещения налоговую базу следует рассчитывать исходя из доли кадастровой стоимости здания, которая соответствует доле площади помещения в общей площади здания <32>. В то же время даже в случае наличия кадастровой стоимости помещения суд может сделать вывод о правомерности расчета налога по кадастровой стоимости здания, если помещения принадлежат одному собственнику и используются им как единый комплекс, т.е. фактически как единое здание <33>.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)При этом суды подчеркивают, что в случае отсутствия установленной кадастровой стоимости помещения налоговую базу следует рассчитывать исходя из доли кадастровой стоимости здания, которая соответствует доле площади помещения в общей площади здания <32>. В то же время даже в случае наличия кадастровой стоимости помещения суд может сделать вывод о правомерности расчета налога по кадастровой стоимости здания, если помещения принадлежат одному собственнику и используются им как единый комплекс, т.е. фактически как единое здание <33>.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 20.12.2023 N 46-КАД23-17-К6 обращается внимание на то, что определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости при исчислении налога на доход физического лица от продажи недвижимого имущества или получения его в дар (в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения) возможно только при условии наличия сведений об их кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности. Отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН является препятствием для ее применения в целях налогообложения.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 20.12.2023 N 46-КАД23-17-К6 обращается внимание на то, что определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости при исчислении налога на доход физического лица от продажи недвижимого имущества или получения его в дар (в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения) возможно только при условии наличия сведений об их кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности. Отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН является препятствием для ее применения в целях налогообложения.