Несовершеннолетний свидетель КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Несовершеннолетний свидетель КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение ограничений или нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией (изделиями), никотиносодержащей продукцией (устройствами для ее потребления), сырьем для их производства, кальянами, потенциально опасными газосодержащими товарами бытового назначения
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Организации (ИП) по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Организации (ИП) по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2023 N 16-4502/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что мировым судьей не был допрошен в качестве свидетеля несовершеннолетний ФИО2, не свидетельствует о допущенных в ходе производства по делу нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Меры к извещению указанного лица были предприняты, однако последний в судебное заседание не явился. Между тем, указанное обстоятельство не повлияло на законность и обоснованность принятых по делу судебных решений.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что мировым судьей не был допрошен в качестве свидетеля несовершеннолетний ФИО2, не свидетельствует о допущенных в ходе производства по делу нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Меры к извещению указанного лица были предприняты, однако последний в судебное заседание не явился. Между тем, указанное обстоятельство не повлияло на законность и обоснованность принятых по делу судебных решений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ).
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Психолог как альтернатива педагогу (педагогическому работнику). В советском уголовном процессе участие психолога в допросах несовершеннолетних (в отличие от педагога) предусмотрено не было. При этом в научной литературе обосновывались точки зрения о том, что участие психолога в этих следственных действиях более приоритетно, чем участие педагога <13>. УПК РФ в первоначальной редакции закреплял участие как педагога, так и психолога, но лишь в допросе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ч. 3, 6 ст. 425). В допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по уголовным делам длительное время допускалось только участие педагога, в отличие от ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, закрепляющей опрос несовершеннолетнего свидетеля по делу об административном правонарушении в присутствии педагога или психолога.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Психолог как альтернатива педагогу (педагогическому работнику). В советском уголовном процессе участие психолога в допросах несовершеннолетних (в отличие от педагога) предусмотрено не было. При этом в научной литературе обосновывались точки зрения о том, что участие психолога в этих следственных действиях более приоритетно, чем участие педагога <13>. УПК РФ в первоначальной редакции закреплял участие как педагога, так и психолога, но лишь в допросе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ч. 3, 6 ст. 425). В допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по уголовным делам длительное время допускалось только участие педагога, в отличие от ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, закрепляющей опрос несовершеннолетнего свидетеля по делу об административном правонарушении в присутствии педагога или психолога.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
(ред. от 04.11.2025)4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Приказ МВД России от 21.06.2003 N 438
(ред. от 01.02.2012)
"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2003 N 4878)Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля по делу об административном правонарушении является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, осуществляемой в соответствии с частью 1 статьи 27.1 и статьей 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*>.
(ред. от 01.02.2012)
"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2003 N 4878)Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля по делу об административном правонарушении является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, осуществляемой в соответствии с частью 1 статьи 27.1 и статьей 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*>.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При этом стандарт доказывания <6> по таким делам, например по ст. 6.1.1 КоАП РФ, может включать: рапорт оперативного дежурного, инспекторов подразделений ОВД; объяснения участников дела; акт судебно-медицинской экспертизы <7>; протокол <8>; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; рапорт по факту происшествия сотрудника правоохранительного органа, а равным образом должностного лица иной организации, уполномоченного составлять документы подобного рода; заявление потерпевшего <9>; протокол осмотра места происшествия; фототаблицу; видеозапись <10>; медицинские документы; объяснения очевидцев, иных свидетелей <11>; сообщение уполномоченного должностного лица о факте нанесения телесных повреждений потерпевшему; пояснения специалиста; акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение <12>.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При этом стандарт доказывания <6> по таким делам, например по ст. 6.1.1 КоАП РФ, может включать: рапорт оперативного дежурного, инспекторов подразделений ОВД; объяснения участников дела; акт судебно-медицинской экспертизы <7>; протокол <8>; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; рапорт по факту происшествия сотрудника правоохранительного органа, а равным образом должностного лица иной организации, уполномоченного составлять документы подобного рода; заявление потерпевшего <9>; протокол осмотра места происшествия; фототаблицу; видеозапись <10>; медицинские документы; объяснения очевидцев, иных свидетелей <11>; сообщение уполномоченного должностного лица о факте нанесения телесных повреждений потерпевшему; пояснения специалиста; акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение <12>.
Статья: Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с представителями общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений в сфере реализации табака и никотиносодержащей продукции
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Тем не менее очевидно, что несовершеннолетние граждане - это наиболее уязвимая часть общества, требующая пристального внимания по вопросам защиты их здоровья от последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции, в связи с этим сотрудники полиции в соответствии с положениями КоАП РФ в достаточной степени наделены полномочиями по пресечению административных правонарушений, в том числе предусмотренных и ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, при их непосредственном обнаружении. В данном случае сотрудники полиции обязаны составить все необходимые административно-процессуальные документы (к примеру, рапорт, объяснения свидетелей, протоколы осмотра, изъятия, акт закупки и т.д.), после чего передать их на рассмотрение должностным лицам Роспотребнадзора.
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Тем не менее очевидно, что несовершеннолетние граждане - это наиболее уязвимая часть общества, требующая пристального внимания по вопросам защиты их здоровья от последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции, в связи с этим сотрудники полиции в соответствии с положениями КоАП РФ в достаточной степени наделены полномочиями по пресечению административных правонарушений, в том числе предусмотренных и ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, при их непосредственном обнаружении. В данном случае сотрудники полиции обязаны составить все необходимые административно-процессуальные документы (к примеру, рапорт, объяснения свидетелей, протоколы осмотра, изъятия, акт закупки и т.д.), после чего передать их на рассмотрение должностным лицам Роспотребнадзора.
Ситуация: Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Свидетель или потерпевший обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания (ч. 4 ст. 25.2, ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Свидетель или потерпевший обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания (ч. 4 ст. 25.2, ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).
Статья: Оптимизация статусов участников производства по делам об административных правонарушениях
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Более того, для обеспечения явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотрено применение к нему привода как при подготовке к рассмотрению дела, так и при его рассмотрении (ч. 1 ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), что не нашло отражения в ст. 25.1 КоАП РФ.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Более того, для обеспечения явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотрено применение к нему привода как при подготовке к рассмотрению дела, так и при его рассмотрении (ч. 1 ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), что не нашло отражения в ст. 25.1 КоАП РФ.
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Несудебные административно-юрисдикционные органы в пределах своих полномочий также правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование (это подтверждено и Верховным Судом Российской Федерации, например, в Постановлении от 15 октября 2015 г. N 49-АД15-5). С учетом этого в абз. 12 подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении от правоприменителя требуется определить приоритетность между соответствующими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Несудебные административно-юрисдикционные органы в пределах своих полномочий также правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование (это подтверждено и Верховным Судом Российской Федерации, например, в Постановлении от 15 октября 2015 г. N 49-АД15-5). С учетом этого в абз. 12 подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении от правоприменителя требуется определить приоритетность между соответствующими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
Вопрос: Каковы особенности проведения опроса несовершеннолетнего потерпевшего по делам об административных правонарушениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом получение письменных объяснений несовершеннолетнего в отсутствие законного представителя суды признают не противоречащим положениям ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, в силу которых опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится в присутствии законного представителя в случае необходимости (Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2019 N 5-АД19-241, Постановление Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 41-АД17-27, Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2014 N 53-АД14-4).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом получение письменных объяснений несовершеннолетнего в отсутствие законного представителя суды признают не противоречащим положениям ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, в силу которых опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится в присутствии законного представителя в случае необходимости (Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2019 N 5-АД19-241, Постановление Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 41-АД17-27, Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2014 N 53-АД14-4).
Статья: Субъектно-ориентированный подход в правовом регулировании (на примере производства по делам об административных правонарушениях)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Особенности статуса свидетеля обусловлены наличием нескольких положений. Во-первых, для обеспечения явки данного участника производства по делу к нему может быть применен привод как при подготовке к рассмотрению дела, так и при самом рассмотрении (ч. 1 ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), что не нашло отражения в ст. 25.6 КоАП РФ.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Особенности статуса свидетеля обусловлены наличием нескольких положений. Во-первых, для обеспечения явки данного участника производства по делу к нему может быть применен привод как при подготовке к рассмотрению дела, так и при самом рассмотрении (ч. 1 ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), что не нашло отражения в ст. 25.6 КоАП РФ.