Несогласие с протоколом об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Несогласие с протоколом об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18.11 "Нарушение иммиграционных правил" КоАП РФВ связи с изложенным стажер по должности инспектора ОВМ ОП N 1 УМВД России по городу Перми Р. была наделена полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие с этим вызвано ошибочным толкованием заявителем вышеуказанных норм права."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.27 "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием" КоАП РФВопреки утверждению в жалобе, процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Долгалеву Э.Е. разъяснены при составлении протокола об административном правонарушении, что подтверждается его подписью в соответствующей графе протокола. Указание Долгалева Э.Е. рядом с подписью о своем несогласии, учитывая, что такое несогласие им выражено во всех графах протокола, не свидетельствует о том, что эти права ему не были разъяснены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предостережение, предписание и постановление ГИТ
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Иногда о том, что работодатель не согласен с выявленными нарушениями, становится понятно уже на стадии возбуждения административного дела. Но далеко не всегда работодателю выгодно выражать свое несогласие сразу, например, в объяснениях к протоколу об административном правонарушении. Ведь зачастую лучше умолчать о нарушениях, чтобы потом они могли сыграть работодателю в плюс в суде, как в приведенном ниже образце жалобы (пример 3).
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Иногда о том, что работодатель не согласен с выявленными нарушениями, становится понятно уже на стадии возбуждения административного дела. Но далеко не всегда работодателю выгодно выражать свое несогласие сразу, например, в объяснениях к протоколу об административном правонарушении. Ведь зачастую лучше умолчать о нарушениях, чтобы потом они могли сыграть работодателю в плюс в суде, как в приведенном ниже образце жалобы (пример 3).
Статья: Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях при применении ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ и анализ судебной практики, складывающейся по результатам пересмотра постановлений о назначении административных наказаний
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Во всех остальных случаях, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности на месте совершения проступка, выражает свое несогласие, не признает событие его совершения, составление протокола об административном правонарушении носит формальный характер и порядок, предусмотренный ст. 29.7 КоАП РФ для рассмотрения дел об административных правонарушениях, не применяется.
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Во всех остальных случаях, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности на месте совершения проступка, выражает свое несогласие, не признает событие его совершения, составление протокола об административном правонарушении носит формальный характер и порядок, предусмотренный ст. 29.7 КоАП РФ для рассмотрения дел об административных правонарушениях, не применяется.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания (в случае его ведения). При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление.
"Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)Судья вышестоящей инстанции не согласился с вынесенными в отношении Ш. решениями по делу об административном правонарушении, указав, что судебные инстанции, рассматривающие данное дело, оставили без надлежащей оценки тот факт, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ, составлен в отношении Ш., поскольку названное лицо является пастором церкви. В отношении местной религиозной организации протокол об административном правонарушении не составлялся, совершение противоправных действий (бездействие) ей не вменялось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)Судья вышестоящей инстанции не согласился с вынесенными в отношении Ш. решениями по делу об административном правонарушении, указав, что судебные инстанции, рассматривающие данное дело, оставили без надлежащей оценки тот факт, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ, составлен в отношении Ш., поскольку названное лицо является пастором церкви. В отношении местной религиозной организации протокол об административном правонарушении не составлялся, совершение противоправных действий (бездействие) ей не вменялось.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании акта технического расследования, протокола об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по ст. 9.19 КоАП в виде административного штрафа. Не согласившись с этим, общество обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с соответствующим заявлением.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании акта технического расследования, протокола об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по ст. 9.19 КоАП в виде административного штрафа. Не согласившись с этим, общество обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с соответствующим заявлением.
Ситуация: Что предпринять при составлении протокола за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В графе "Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" в случае несогласия с вменяемым правонарушением вы вправе написать: "Не согласен с протоколом, правил дорожного движения не нарушал" (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В графе "Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" в случае несогласия с вменяемым правонарушением вы вправе написать: "Не согласен с протоколом, правил дорожного движения не нарушал" (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Статья: К вопросу об актуальности ведения протокола судебного заседания при рассмотрении судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Таким образом, полагаем, что в КоАП РФ подлежат включению положения о ведении протокола судебного заседания при рассмотрении дел об административных правонарушениях с установлением определенных ограничений, касающихся обязанности протокольной фиксации только тех судебных разбирательств, которые связаны с наличием правового спора и несогласием лица с составленным в отношении его протоколом, явкой в судебное заседание иных участников производства.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Таким образом, полагаем, что в КоАП РФ подлежат включению положения о ведении протокола судебного заседания при рассмотрении дел об административных правонарушениях с установлением определенных ограничений, касающихся обязанности протокольной фиксации только тех судебных разбирательств, которые связаны с наличием правового спора и несогласием лица с составленным в отношении его протоколом, явкой в судебное заседание иных участников производства.
Статья: О структуре административного производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Суть изложенного вызывает вопросы как теоретического, так и практического характера. С практической точки зрения, реализацию данного положения можно представить следующим образом. Уполномоченное должностное лицо на месте совершения физическим лицом административного правонарушения без объяснения ему сути происходящего, а также его прав и обязанностей выносит постановление по делу, назначив ему вид и меру административного наказания. Далее копия этого постановления должна быть вручена под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. С этого момента у физического лица возникает право выразить свое несогласие как с наличием события административного правонарушения, так и с назначенным административным наказанием. В случае реализации данного права у уполномоченного должностного лица возникает обязанность составить протокол об административном правонарушении. В итоге уполномоченное должностное лицо тратит время, выполняя двойную работу. Всего этого можно было бы избежать, если бы законодатель предусмотрел перед вынесением постановления по делу об административном правонарушении обязанность должностного лица разъяснить правонарушителю:
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Суть изложенного вызывает вопросы как теоретического, так и практического характера. С практической точки зрения, реализацию данного положения можно представить следующим образом. Уполномоченное должностное лицо на месте совершения физическим лицом административного правонарушения без объяснения ему сути происходящего, а также его прав и обязанностей выносит постановление по делу, назначив ему вид и меру административного наказания. Далее копия этого постановления должна быть вручена под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. С этого момента у физического лица возникает право выразить свое несогласие как с наличием события административного правонарушения, так и с назначенным административным наказанием. В случае реализации данного права у уполномоченного должностного лица возникает обязанность составить протокол об административном правонарушении. В итоге уполномоченное должностное лицо тратит время, выполняя двойную работу. Всего этого можно было бы избежать, если бы законодатель предусмотрел перед вынесением постановления по делу об административном правонарушении обязанность должностного лица разъяснить правонарушителю:
Статья: Конституционный принцип разделения государственной власти как правовая основа конструктивной модернизации производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Безусловно, позиции известных ученых заслуживают уважения, однако позволим себе не согласиться с ними. Причин тому несколько. Во-первых, судье совсем необязательно в совершенстве владеть знаниями специального административного законодательства. Такие знания прежде всего необходимы уполномоченным должностным лицам для правильного составления протокола об административном правонарушении или других процессуальных документов в ходе административного расследования. Кроме того, при отсутствии специальных познаний судья всегда может привлечь специалиста, обладающего этими знаниями. Данная возможность предусмотрена КоАП РФ. Подобным образом поступают судьи при осуществлении уголовного судопроизводства.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Безусловно, позиции известных ученых заслуживают уважения, однако позволим себе не согласиться с ними. Причин тому несколько. Во-первых, судье совсем необязательно в совершенстве владеть знаниями специального административного законодательства. Такие знания прежде всего необходимы уполномоченным должностным лицам для правильного составления протокола об административном правонарушении или других процессуальных документов в ходе административного расследования. Кроме того, при отсутствии специальных познаний судья всегда может привлечь специалиста, обладающего этими знаниями. Данная возможность предусмотрена КоАП РФ. Подобным образом поступают судьи при осуществлении уголовного судопроизводства.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Определении от 09.03.2022 N 305-ЭС21-21909 СКЭС ВС РФ, напротив, не согласилась с выводами судов о ненадлежащем извещении арбитражного управляющего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, указав на то, что арбитражный управляющий фактически получила извещение административного органа, хотя и направленное не по адресу ее регистрации и адресу для направления корреспонденции, указанному в ЕФРСБ.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Определении от 09.03.2022 N 305-ЭС21-21909 СКЭС ВС РФ, напротив, не согласилась с выводами судов о ненадлежащем извещении арбитражного управляющего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, указав на то, что арбитражный управляющий фактически получила извещение административного органа, хотя и направленное не по адресу ее регистрации и адресу для направления корреспонденции, указанному в ЕФРСБ.
Готовое решение: Как учреждению пройти выездную проверку Счетной палаты РФ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как подготовить замечания на протокол об административном правонарушении (при несогласии с ним)
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как подготовить замечания на протокол об административном правонарушении (при несогласии с ним)
Готовое решение: Как учреждению пройти проверку контрольно-счетной палаты субъекта РФ (муниципального образования)
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как подготовить замечания на протокол об административном правонарушении (при несогласии с ним)
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как подготовить замечания на протокол об административном правонарушении (при несогласии с ним)
Статья: Какие риски возникают у банка при взимании комиссии за налоговые платежи
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)Пример 2. Роспотребнадзор установил, что с потребителя были взысканы дополнительные денежные суммы при зачислении в бюджет государственной пошлины: плата за заполнение заявления (60 руб.), плата за кассовое обслуживание (10 руб.). По мнению Роспотребнадзора, банк нарушил п. 1, 2, 5 ст. 60 НК РФ и ст. 16 Закона о защите прав потребителей <5>. Был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Не согласившись с постановлением, кредитная организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)Пример 2. Роспотребнадзор установил, что с потребителя были взысканы дополнительные денежные суммы при зачислении в бюджет государственной пошлины: плата за заполнение заявления (60 руб.), плата за кассовое обслуживание (10 руб.). По мнению Роспотребнадзора, банк нарушил п. 1, 2, 5 ст. 60 НК РФ и ст. 16 Закона о защите прав потребителей <5>. Был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Не согласившись с постановлением, кредитная организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В установленные сроки общество не представило данные мониторинга подземных вод за 2018 г., то есть допустило нарушение требований ст. ст. 22, 27, 27.2 комментируемого Закона. В связи с допущенными нарушениями государственным инспектором в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В установленные сроки общество не представило данные мониторинга подземных вод за 2018 г., то есть допустило нарушение требований ст. ст. 22, 27, 27.2 комментируемого Закона. В связи с допущенными нарушениями государственным инспектором в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП.