Несоблюдение ограничений на государственной гражданской службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Несоблюдение ограничений на государственной гражданской службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представление госслужащим сведений об адресах сайтов с общедоступной информацией о нем
(КонсультантПлюс, 2025)...приказом... служебный контракт расторгнут, и она уволена с государственной гражданской службы на основании п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона... "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на основании заключения по результатам служебной проверки... в связи с несоблюдением истцом ограничений и невыполнением обязательств, установленных п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 12 ч. 1 ст. 16, ст. 20.2 Федерального закона... N 79-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...приказом... служебный контракт расторгнут, и она уволена с государственной гражданской службы на основании п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона... "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на основании заключения по результатам служебной проверки... в связи с несоблюдением истцом ограничений и невыполнением обязательств, установленных п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 12 ч. 1 ст. 16, ст. 20.2 Федерального закона... N 79-ФЗ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего по инициативе представителя нанимателя
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В этой связи мы считаем необходимым распространить (с некоторыми поправками) на проступки, связанные с нарушением запретов, публично-правовую модель дисциплинарной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена в отношении коррупционных правонарушений. Согласно ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания, перечисленные в данной статье. То есть, по буквальному смыслу этой нормы, возбуждение дисциплинарного производства и применение одного из предусмотренных дисциплинарных взысканий является обязательным. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, где говорится, что за совершение отдельных коррупционных правонарушений гражданский служащий подлежит увольнению. Вместе с тем нам представляется неверным использование безальтернативной санкции в виде увольнения, что в последнее время стало осознаваться не только в доктрине, но и на практике <24>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В этой связи мы считаем необходимым распространить (с некоторыми поправками) на проступки, связанные с нарушением запретов, публично-правовую модель дисциплинарной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена в отношении коррупционных правонарушений. Согласно ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания, перечисленные в данной статье. То есть, по буквальному смыслу этой нормы, возбуждение дисциплинарного производства и применение одного из предусмотренных дисциплинарных взысканий является обязательным. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, где говорится, что за совершение отдельных коррупционных правонарушений гражданский служащий подлежит увольнению. Вместе с тем нам представляется неверным использование безальтернативной санкции в виде увольнения, что в последнее время стало осознаваться не только в доктрине, но и на практике <24>.
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Статья 59.1 Закона о государственной гражданской службе предусматривает, что за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются (а не могут быть наложены) взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии. Статья же 59.2 Закона о государственной гражданской службе предусматривает императивную обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего в случае совершения им коррупционных правонарушений, непосредственно перечисленных в данной статье.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Статья 59.1 Закона о государственной гражданской службе предусматривает, что за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются (а не могут быть наложены) взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии. Статья же 59.2 Закона о государственной гражданской службе предусматривает императивную обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего в случае совершения им коррупционных правонарушений, непосредственно перечисленных в данной статье.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия (на примере Центрального федерального округа)
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Основаниями увольнения в связи с утратой доверия для сотрудников Министерства внутренних дел России явились: непринятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <4> (далее - Закон N 273-ФЗ), ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5> (далее - Закон N 342-ФЗ)) - у 13 лиц; нарушение порядка представления сведений о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера (ст. 8 Закона N 273-ФЗ, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 342-ФЗ) - также у 13 лиц; нарушение ограничений, запретов и обязанностей, выразившихся в занятии предпринимательской деятельностью (ч. 2 ст. 14 Закона N 342-ФЗ, подп. 3, 3.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" <6>) - у 1 лица.
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Основаниями увольнения в связи с утратой доверия для сотрудников Министерства внутренних дел России явились: непринятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <4> (далее - Закон N 273-ФЗ), ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5> (далее - Закон N 342-ФЗ)) - у 13 лиц; нарушение порядка представления сведений о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера (ст. 8 Закона N 273-ФЗ, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 342-ФЗ) - также у 13 лиц; нарушение ограничений, запретов и обязанностей, выразившихся в занятии предпринимательской деятельностью (ч. 2 ст. 14 Закона N 342-ФЗ, подп. 3, 3.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" <6>) - у 1 лица.
Вопрос: Соответствует ли ст. 135 ТК РФ система премирования, согласно которой заработная плата работников организации на 50% состоит из стимулирующих выплат, начисляемых на постоянной основе, а их уменьшение не более чем на 20% возможно только при наличии дисциплинарного взыскания и на ограниченный период?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Таким образом, система премирования, установленная в организации, соответствует нормам ст. 135 ТК РФ, в случае если заработная плата работников организации на 50% состоит из стимулирующих выплат, начисляемых на постоянной основе, а их уменьшение не более чем на 20% возможно только при наличии дисциплинарного взыскания, и если уменьшение производится только в период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание, то есть в ограниченный период времени.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Таким образом, система премирования, установленная в организации, соответствует нормам ст. 135 ТК РФ, в случае если заработная плата работников организации на 50% состоит из стимулирующих выплат, начисляемых на постоянной основе, а их уменьшение не более чем на 20% возможно только при наличии дисциплинарного взыскания, и если уменьшение производится только в период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание, то есть в ограниченный период времени.
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)Для увольнения в связи с утратой доверия должно быть основание. Необходимы доказательства того, что госслужащий не соблюдал установленные ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Это следует из ч. 1 ст. 59.2, ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Для увольнения в связи с утратой доверия должно быть основание. Необходимы доказательства того, что госслужащий не соблюдал установленные ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Это следует из ч. 1 ст. 59.2, ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе.
Путеводитель по кадровым вопросам. Аттестация работников- соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о государственной гражданской службе;
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<7> Например, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гласит: "Гражданский служащий обязан... соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<7> Например, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гласит: "Гражданский служащий обязан... соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- несоблюдение требований Закона Кыргызской Республики о государственной гражданской и муниципальной службе, в частности попирание добросовестного в рамках закона и этических норм исполнения служебного долга и полномочий (ст. 21), а также несоблюдение ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы (ст. 22);
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- несоблюдение требований Закона Кыргызской Республики о государственной гражданской и муниципальной службе, в частности попирание добросовестного в рамках закона и этических норм исполнения служебного долга и полномочий (ст. 21), а также несоблюдение ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы (ст. 22);
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Состав сведений. Подложные документы. Согласно п. 8 ст. 16 Закона о гражданской службе гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления при поступлении на гражданскую службу и (или) в период ее прохождения подложных документов и (или) заведомо ложных сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы, либо непредставления документов и (или) сведений, свидетельствующих о несоблюдении ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы. Итак, в данном ограничении речь идет только: а) о соблюдении или несоблюдении запретов, ограничений и требований, и б) о тех из них, несоблюдение которых препятствует замещению должности государственной гражданской службы.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Состав сведений. Подложные документы. Согласно п. 8 ст. 16 Закона о гражданской службе гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления при поступлении на гражданскую службу и (или) в период ее прохождения подложных документов и (или) заведомо ложных сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы, либо непредставления документов и (или) сведений, свидетельствующих о несоблюдении ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности гражданской службы. Итак, в данном ограничении речь идет только: а) о соблюдении или несоблюдении запретов, ограничений и требований, и б) о тех из них, несоблюдение которых препятствует замещению должности государственной гражданской службы.