Несанкционированный митинг
Подборка наиболее важных документов по запросу Несанкционированный митинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ привлекаются лица, создавшие угрозу распространения коронавирусной инфекции путем призыва в социальных сетях к несанкционированным митингам во время режима повышенной готовности, когда запрещены массовые публичные мероприятия, а гражданам предписывается соблюдать масочный режим и режим дистанцирования (Постановления Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 по делу N 77-2260/2022, от 29.06.2022 N 77-2127/2022, от 26.05.2022 N 77-1643/2022).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ привлекаются лица, создавшие угрозу распространения коронавирусной инфекции путем призыва в социальных сетях к несанкционированным митингам во время режима повышенной готовности, когда запрещены массовые публичные мероприятия, а гражданам предписывается соблюдать масочный режим и режим дистанцирования (Постановления Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 по делу N 77-2260/2022, от 29.06.2022 N 77-2127/2022, от 26.05.2022 N 77-1643/2022).
Статья: К вопросу о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности в современных условиях
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)При этом следует иметь в виду, в зависимости от конкретной цели и характера применения, одна и та же мера принуждения может быть отнесена к разным группам. Так, предусмотренное п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" доставление может выступать либо как мера пресечения правонарушения (участие в несанкционированном митинге, шествии, демонстрации), либо как мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении (когда на месте невозможно установить личность гражданина и составить протокол об административном правонарушении). В научной и учебной литературе подобные меры принято называть мерами двойного назначения <8>.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)При этом следует иметь в виду, в зависимости от конкретной цели и характера применения, одна и та же мера принуждения может быть отнесена к разным группам. Так, предусмотренное п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" доставление может выступать либо как мера пресечения правонарушения (участие в несанкционированном митинге, шествии, демонстрации), либо как мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении (когда на месте невозможно установить личность гражданина и составить протокол об административном правонарушении). В научной и учебной литературе подобные меры принято называть мерами двойного назначения <8>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -
(ред. от 04.11.2025)6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
(ред. от 17.11.2025)Статья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
Статья: Безопасность как основа гражданской солидарности в условиях чрезвычайной ситуации
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)В этой связи потребуется обновление теоретических подходов в исследовании различных видов солидарности, ее институционализации в законодательстве, а также способов преодоления разногласий между обществом и государством для поиска баланса взаимного доверия. Как представляется, гражданская солидарность - это объективная необходимость граждан объединиться, в основу которой положены ответственность, целеустремленность, самостоятельность, организованность, трудолюбие каждой личности с целью проявить себя через вклад (труд) во благо государства и общества. Базовыми основами гражданской солидаризации должны стать не только называемый многими принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов <7>, но и характерный для содержания самих положений законов вопрос доверия власти к гражданам. В частности, вопрос применения санкций в отдельных случаях (например, при организации и проведении несанкционированных митингов; при финансовой компенсации утраченного имущества, здоровья, жизни близких) потребует их дальнейшего совершенствования не только с целью обеспечения доступности, прозрачности, понятности для граждан, но и для признания (учета) их гражданами (своевременного информирования). Поиск и выстраивание определенной модели гражданской солидарности как возможности преодоления угроз безопасности для личности, общества и публичной власти позволят обеспечить баланс интересов общества и государства, построенный на взаимных ответственности и доверии.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)В этой связи потребуется обновление теоретических подходов в исследовании различных видов солидарности, ее институционализации в законодательстве, а также способов преодоления разногласий между обществом и государством для поиска баланса взаимного доверия. Как представляется, гражданская солидарность - это объективная необходимость граждан объединиться, в основу которой положены ответственность, целеустремленность, самостоятельность, организованность, трудолюбие каждой личности с целью проявить себя через вклад (труд) во благо государства и общества. Базовыми основами гражданской солидаризации должны стать не только называемый многими принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов <7>, но и характерный для содержания самих положений законов вопрос доверия власти к гражданам. В частности, вопрос применения санкций в отдельных случаях (например, при организации и проведении несанкционированных митингов; при финансовой компенсации утраченного имущества, здоровья, жизни близких) потребует их дальнейшего совершенствования не только с целью обеспечения доступности, прозрачности, понятности для граждан, но и для признания (учета) их гражданами (своевременного информирования). Поиск и выстраивание определенной модели гражданской солидарности как возможности преодоления угроз безопасности для личности, общества и публичной власти позволят обеспечить баланс интересов общества и государства, построенный на взаимных ответственности и доверии.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В Кыргызской Республике (как в Российской Федерации и Республике Казахстан) формируется реестр персональных сведений о лицах, освобожденных с государственной или муниципальной службы по отрицательным основаниям. В такой реестр включаются служащие, грубо нарушившие трудовую дисциплину, например совершившие прогул, хищение по месту службы, появившиеся на работе в состоянии опьянения, разгласившие охраняемую законом тайну, неудовлетворительно исполнявшие служебные обязанности, любым способом оказавшие не предусмотренное законом содействие политическим партиям или религиозным организациям, принявшие участие в несанкционированных митингах и забастовках <205>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В Кыргызской Республике (как в Российской Федерации и Республике Казахстан) формируется реестр персональных сведений о лицах, освобожденных с государственной или муниципальной службы по отрицательным основаниям. В такой реестр включаются служащие, грубо нарушившие трудовую дисциплину, например совершившие прогул, хищение по месту службы, появившиеся на работе в состоянии опьянения, разгласившие охраняемую законом тайну, неудовлетворительно исполнявшие служебные обязанности, любым способом оказавшие не предусмотренное законом содействие политическим партиям или религиозным организациям, принявшие участие в несанкционированных митингах и забастовках <205>.
Статья: Об уголовно-правовой оценке использования информационно-коммуникационных технологий как средств организации массовых беспорядков и призывов к ним в Республике Казахстан и Российской Федерации
(Алимпиев А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 5)В сборе протестной массы усматривалось умелое оперирование организаторами массовых беспорядков таких взаимодополняющих медийных сегментов, как аккаунты в социальной сети "Фейсбук", благодаря которым через час после призыва двумя тысячами "несогласных" была наводнена площадь <5>, и интернет-телевидения, интерпретировавшего ход событий в выгодном для деструктивных сил свете, сковавшем действия сил правопорядка по прекращению несанкционированного митинга.
(Алимпиев А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 5)В сборе протестной массы усматривалось умелое оперирование организаторами массовых беспорядков таких взаимодополняющих медийных сегментов, как аккаунты в социальной сети "Фейсбук", благодаря которым через час после призыва двумя тысячами "несогласных" была наводнена площадь <5>, и интернет-телевидения, интерпретировавшего ход событий в выгодном для деструктивных сил свете, сковавшем действия сил правопорядка по прекращению несанкционированного митинга.