Нерегулируемая некоммерческая деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Нерегулируемая некоммерческая деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деятельность некоммерческих организаций: влияние на определение компетенции судов
(Кожухова А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Отчасти такое положение дел связано с тем, что п. 6 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ) оставляет деятельность некоммерческих организаций за рамками предмета гражданского законодательства (ст. 2 ГК РФ), которое в силу этого и не регулирует подавляющее большинство отношений с их участием. В доктрине указывается, что некоммерческие организации создаются и функционируют для выполнения задач социально-культурного, управленческого и тому подобного неимущественного характера, решение которых само по себе не требует их участия в гражданском обороте <8>.
(Кожухова А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Отчасти такое положение дел связано с тем, что п. 6 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ) оставляет деятельность некоммерческих организаций за рамками предмета гражданского законодательства (ст. 2 ГК РФ), которое в силу этого и не регулирует подавляющее большинство отношений с их участием. В доктрине указывается, что некоммерческие организации создаются и функционируют для выполнения задач социально-культурного, управленческого и тому подобного неимущественного характера, решение которых само по себе не требует их участия в гражданском обороте <8>.
Статья: Компетенция арбитражного суда по делам с участием органов, осуществляющих публичные полномочия
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Между тем споры между государственными органами и юридическими лицами не относятся к компетенции арбитражного суда, если подлежащее применению при их разрешении законодательство не регулирует правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Так, ТСЖ и ЖСК как некоммерческие организации создаются собственниками жилых помещений, прежде всего, физическими лицами и действуют в их некоммерческих интересах. Поэтому споры о привлечении к административной ответственности, об обжаловании решений о привлечении к административной ответственности ТСЖ и ЖСК за правонарушения, совершенные в процессе управления многоквартирными домами, относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Аналогичным образом решается вопрос о подсудности заявления коммерческой организации об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку предмет спора не связан с предпринимательской деятельностью.
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Между тем споры между государственными органами и юридическими лицами не относятся к компетенции арбитражного суда, если подлежащее применению при их разрешении законодательство не регулирует правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Так, ТСЖ и ЖСК как некоммерческие организации создаются собственниками жилых помещений, прежде всего, физическими лицами и действуют в их некоммерческих интересах. Поэтому споры о привлечении к административной ответственности, об обжаловании решений о привлечении к административной ответственности ТСЖ и ЖСК за правонарушения, совершенные в процессе управления многоквартирными домами, относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Аналогичным образом решается вопрос о подсудности заявления коммерческой организации об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку предмет спора не связан с предпринимательской деятельностью.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева"Принцип деления земель по целевому назначению на категории - один из основных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления гражданам и их объединениям земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения, каковыми Земельный кодекс Российской Федерации признает земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), устанавливается данным Кодексом и Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. При этом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пользование земельным участком, отнесенным на основании закона и в установленном им порядке к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2 статьи 260).
"По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева"Принцип деления земель по целевому назначению на категории - один из основных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления гражданам и их объединениям земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения, каковыми Земельный кодекс Российской Федерации признает земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), устанавливается данным Кодексом и Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. При этом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пользование земельным участком, отнесенным на основании закона и в установленном им порядке к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2 статьи 260).
Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.
(ред. от 24.07.2023)
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль пожертвований в виде исключительного права, полученных на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 03-03-05/4543)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль пожертвований в виде исключительного права, полученных на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 03-03-05/4543)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль пожертвований в виде исключительного права, полученных на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что целесообразно придание большей системности законодательству, определяющему правовой статус унитарных организаций, создаваемых государством, и прежде всего Российской Федерацией. В Гражданском кодексе РФ требуется закрепить общие положения об унитарных организациях, так же как это сделано в отношении корпоративных организаций. Проведенная систематизация позволила бы добиться большой четкости и в построении адекватной системы управления этими юридическими лицами, что должно сказаться на эффективности их дальнейшей деятельности. Представляется, что использование термина "фонд" возможно только применительно к организациям, полностью соответствующим всем признакам этой организационно-правовой формы. Относительно дальнейшего совершенствования законодательства применительно ко всем видам унитарных некоммерческих организаций следует отметить важность внесения изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", направленных на его приведение в соответствие с ГК РФ и определение его места в системе нормативных актов, закрепляющих правовое положение и структуру управления некоммерческими организациями. Согласно п. 1.1 Концепции положения Федерального закона "О некоммерческих организациях", по мнению разработчиков, с одной стороны, во многом текстуально воспроизводят нормы ГК РФ, а с другой - в действительности не регулируют статус ряда некоммерческих организаций (например, большинства госбюджетных учреждений). Следует согласиться и с их выводом о том, что как самостоятельный законодательный акт этот Закон мог бы регулировать вопросы статуса различных некоммерческих организаций, не связанного с их выступлением в гражданском обороте, формы экономической и другой государственной поддержки, осуществления контроля за их деятельностью и иные вопросы, не связанные с их участием в гражданско-правовых отношениях.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что целесообразно придание большей системности законодательству, определяющему правовой статус унитарных организаций, создаваемых государством, и прежде всего Российской Федерацией. В Гражданском кодексе РФ требуется закрепить общие положения об унитарных организациях, так же как это сделано в отношении корпоративных организаций. Проведенная систематизация позволила бы добиться большой четкости и в построении адекватной системы управления этими юридическими лицами, что должно сказаться на эффективности их дальнейшей деятельности. Представляется, что использование термина "фонд" возможно только применительно к организациям, полностью соответствующим всем признакам этой организационно-правовой формы. Относительно дальнейшего совершенствования законодательства применительно ко всем видам унитарных некоммерческих организаций следует отметить важность внесения изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", направленных на его приведение в соответствие с ГК РФ и определение его места в системе нормативных актов, закрепляющих правовое положение и структуру управления некоммерческими организациями. Согласно п. 1.1 Концепции положения Федерального закона "О некоммерческих организациях", по мнению разработчиков, с одной стороны, во многом текстуально воспроизводят нормы ГК РФ, а с другой - в действительности не регулируют статус ряда некоммерческих организаций (например, большинства госбюджетных учреждений). Следует согласиться и с их выводом о том, что как самостоятельный законодательный акт этот Закон мог бы регулировать вопросы статуса различных некоммерческих организаций, не связанного с их выступлением в гражданском обороте, формы экономической и другой государственной поддержки, осуществления контроля за их деятельностью и иные вопросы, не связанные с их участием в гражданско-правовых отношениях.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Отмеченное обстоятельство относительно имущественного характера договора прямо отражено в законодательстве. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Участниками договорных обязательственных отношений, регулируемых нормами гражданского права, являются как профессиональные участники экономической деятельности: коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и иные лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, неправосубъектные образования, некоммерческие юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. При этом гражданское законодательство не регулирует имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, и не применяется к отношениям, возникшим из налоговых, финансовых или административных отношений (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Отмеченное обстоятельство относительно имущественного характера договора прямо отражено в законодательстве. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Участниками договорных обязательственных отношений, регулируемых нормами гражданского права, являются как профессиональные участники экономической деятельности: коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и иные лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, неправосубъектные образования, некоммерческие юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. При этом гражданское законодательство не регулирует имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, и не применяется к отношениям, возникшим из налоговых, финансовых или административных отношений (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Статья: Рекомендация Р-167/202Х-НКО "Транзитные ценности"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Отраслевым комитетом по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях (ОК НКО) 14.11.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Ценности, полученные или приобретенные специально для их последующей передачи, какое-то время находятся у некоммерческой организации. Это время может широко варьироваться в зависимости от их характера и характера деятельности некоммерческой организации. В любом случае по состоянию на отчетную дату некоторое количество ценностей, подлежащих передаче другим лицам, находится у некоммерческой организации.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Отраслевым комитетом по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях (ОК НКО) 14.11.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Ценности, полученные или приобретенные специально для их последующей передачи, какое-то время находятся у некоммерческой организации. Это время может широко варьироваться в зависимости от их характера и характера деятельности некоммерческой организации. В любом случае по состоянию на отчетную дату некоторое количество ценностей, подлежащих передаче другим лицам, находится у некоммерческой организации.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Специфическая особенность договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами по этому договору, при отсутствии в тексте договора соответствующих условий сначала подлежат применению правила о договоре поставки и лишь при отсутствии там соответствующих правил - общие положения о купле-продаже.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Специфическая особенность договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами по этому договору, при отсутствии в тексте договора соответствующих условий сначала подлежат применению правила о договоре поставки и лишь при отсутствии там соответствующих правил - общие положения о купле-продаже.
Вопрос: О налоге на прибыль при получении некоммерческой организацией взносов участников; о применении УСН некоммерческой организацией.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-03-06/3/50292)При этом предусмотренные пунктом 2 статьи 251 Кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-03-06/3/50292)При этом предусмотренные пунктом 2 статьи 251 Кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.
Статья: Сколько хранить госконтракты и договоры, связанные с закупками
(Юсипова Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Поэтому возникает вопрос, какие закупки регулирует данная статья. Если все-таки предположить, что ст. 225 Перечня УД 2019 г. регулирует закупки только по Закону N 223-ФЗ, то возникает резонный вопрос: что делать обычным коммерческим компаниям, деятельность которых не регулируется этим Законом, но закупки они осуществляют, какой статьей им руководствоваться при определении срока хранения договоров, заключенных по результатам закупок?
(Юсипова Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Поэтому возникает вопрос, какие закупки регулирует данная статья. Если все-таки предположить, что ст. 225 Перечня УД 2019 г. регулирует закупки только по Закону N 223-ФЗ, то возникает резонный вопрос: что делать обычным коммерческим компаниям, деятельность которых не регулируется этим Законом, но закупки они осуществляют, какой статьей им руководствоваться при определении срока хранения договоров, заключенных по результатам закупок?
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Судебный порядок рассмотрения административных дел означает, что органом, разрешающим такое дело по существу и выносящим итоговое административно-процессуальное решение, является суд. Как уже отмечалось, не все виды производств, которые указаны в КАС РФ, АПК РФ относятся к стадии рассмотрения административного дела. Также стоит еще раз обратить внимание, что некоторые виды производств в суде по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, не урегулированы КАС РФ или АПК РФ. По нашему мнению, к видам судопроизводств, которые осуществляются на рассматриваемой стадии административного процесса, будут относиться такие виды судопроизводства, как:
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Судебный порядок рассмотрения административных дел означает, что органом, разрешающим такое дело по существу и выносящим итоговое административно-процессуальное решение, является суд. Как уже отмечалось, не все виды производств, которые указаны в КАС РФ, АПК РФ относятся к стадии рассмотрения административного дела. Также стоит еще раз обратить внимание, что некоторые виды производств в суде по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, не урегулированы КАС РФ или АПК РФ. По нашему мнению, к видам судопроизводств, которые осуществляются на рассматриваемой стадии административного процесса, будут относиться такие виды судопроизводства, как:
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В отношении некоммерческих организаций эти уровни составляют ГК РФ, федеральные законы о некоммерческих организациях и об общественных объединениях, специальные законы по конкретной организационно-правовой форме (например, потребительские кооперативы, публично-правовые компании, государственные корпорации) и по виду деятельности некоммерческой организации (например, о кредитных, сельскохозяйственных, жилищных потребительских кооперативах, об адвокатской деятельности, о нотариате).
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В отношении некоммерческих организаций эти уровни составляют ГК РФ, федеральные законы о некоммерческих организациях и об общественных объединениях, специальные законы по конкретной организационно-правовой форме (например, потребительские кооперативы, публично-правовые компании, государственные корпорации) и по виду деятельности некоммерческой организации (например, о кредитных, сельскохозяйственных, жилищных потребительских кооперативах, об адвокатской деятельности, о нотариате).
Статья: Особенности законодательного регулирования деятельности политических партий в Российской Федерации
(Ермак Д.А., Харламова А.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)Исходя из изложенного можно сделать вывод, что после значительного изменения существовавшего до сентября 2014 г. порядка создания и деятельности некоммерческих организаций применение на практике положений ГК РФ к определенным организационно-правовым формам некоммерческих организаций столкнулось с существенными затруднениями, в связи с чем отдельные положения законодательства потребовали корректировки.
(Ермак Д.А., Харламова А.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)Исходя из изложенного можно сделать вывод, что после значительного изменения существовавшего до сентября 2014 г. порядка создания и деятельности некоммерческих организаций применение на практике положений ГК РФ к определенным организационно-правовым формам некоммерческих организаций столкнулось с существенными затруднениями, в связи с чем отдельные положения законодательства потребовали корректировки.