Неразграниченная собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Неразграниченная собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"1.3.15. Не может быть признано недействительным условие договора об определении размера арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, если эта плата не соответствует правилам определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 1102 ГК РФ "Обязанность возвратить неосновательное обогащение"2.1.6.12. Сумма неосновательного обогащения, возникшего в результате переплаты за пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, исчисляется на основании установленных субъектом РФ правил определения размера арендной платы за такие участки (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На территории Санкт-Петербурга размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или неразграниченной собственности, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", а также принятым во исполнение данного Закона постановлением N 1379, которым утверждено Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы. Согласно пунктам 2.7, 2.8 данного Положения арендная плата рассчитывается с применением кода функционального использования территории Кн - 18,0, а иные коды Кн применяются при предоставлении ведомости инвентаризации земельного участка или при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Для уточнения функционального использования земельного участка используются: документы бухгалтерской отчетности за истекший отчетный период, лицензии на виды деятельности, требующие лицензирования, учредительные документы (для некоммерческих организаций); справки федерального органа государственной власти, уполномоченного на осуществление деятельности в сфере государственной статистики, по присвоенным кодам ОКВЭД, ОКП, ОКДП, ОКУН..."
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На территории Санкт-Петербурга размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или неразграниченной собственности, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", а также принятым во исполнение данного Закона постановлением N 1379, которым утверждено Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы. Согласно пунктам 2.7, 2.8 данного Положения арендная плата рассчитывается с применением кода функционального использования территории Кн - 18,0, а иные коды Кн применяются при предоставлении ведомости инвентаризации земельного участка или при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Для уточнения функционального использования земельного участка используются: документы бухгалтерской отчетности за истекший отчетный период, лицензии на виды деятельности, требующие лицензирования, учредительные документы (для некоммерческих организаций); справки федерального органа государственной власти, уполномоченного на осуществление деятельности в сфере государственной статистики, по присвоенным кодам ОКВЭД, ОКП, ОКДП, ОКУН..."
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)1) в реестре прав на недвижимое имущества имеется запись о праве на вещь, которая в действительности не обладает свойствами недвижимой вещи; 2) двойная регистрация одного объекта недвижимости за двумя лицами из-за ошибки при индивидуализации; 3) существование записи в реестре об обременении, которое в реальности было прекращено; 4) наличие регистрационной записи на вещь, которая в действительности уже перестала существовать как физический объект гражданских прав; 5) оспаривание зарегистрированного права, когда не разграничена собственность между публичными субъектами.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)1) в реестре прав на недвижимое имущества имеется запись о праве на вещь, которая в действительности не обладает свойствами недвижимой вещи; 2) двойная регистрация одного объекта недвижимости за двумя лицами из-за ошибки при индивидуализации; 3) существование записи в реестре об обременении, которое в реальности было прекращено; 4) наличие регистрационной записи на вещь, которая в действительности уже перестала существовать как физический объект гражданских прав; 5) оспаривание зарегистрированного права, когда не разграничена собственность между публичными субъектами.
Статья: Передача земельного участка с неразграниченным правом пользования в собственность
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)2.9. На практике реконструкция объектов производится не только их собственниками. Весьма распространенным является передача собственником (как правило, публичным образованием) зданий и сооружений юридическим и физическим лицам на условиях реконструкции. В таких случаях вопрос о правах на землю должен решаться в зависимости от формы передачи объекта. Если объект передается в собственность на основании сделки отчуждения с условием его реконструкции, то с момента регистрации права собственности на него по этому договору вопрос о правах на земельный участок может специально не ставиться. Если право собственности на участок, на котором расположен объект, отчужденный на условиях реконструкции, принадлежало тому же публичному образованию, что и отчужденный объект, то право на этот земельный участок автоматически переходит к застройщику (ст. 273 ГК). Если собственники земельного участка и объекта разные (например, участок принадлежит субъекту РФ либо относится к неразграниченной собственности, а здание является федеральной собственностью), то в действие вступает ст. 271 ГК.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)2.9. На практике реконструкция объектов производится не только их собственниками. Весьма распространенным является передача собственником (как правило, публичным образованием) зданий и сооружений юридическим и физическим лицам на условиях реконструкции. В таких случаях вопрос о правах на землю должен решаться в зависимости от формы передачи объекта. Если объект передается в собственность на основании сделки отчуждения с условием его реконструкции, то с момента регистрации права собственности на него по этому договору вопрос о правах на земельный участок может специально не ставиться. Если право собственности на участок, на котором расположен объект, отчужденный на условиях реконструкции, принадлежало тому же публичному образованию, что и отчужденный объект, то право на этот земельный участок автоматически переходит к застройщику (ст. 273 ГК). Если собственники земельного участка и объекта разные (например, участок принадлежит субъекту РФ либо относится к неразграниченной собственности, а здание является федеральной собственностью), то в действие вступает ст. 271 ГК.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
Готовое решение: Как организациям и ИП заполнять декларацию по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Тогда организации или ИП - пользователи сервитута исчисляют НДС как налоговые агенты в порядке п. 3 ст. 161 НК РФ. Обязанности налоговых агентов возникают у них во всех случаях, кроме ситуаций, когда сервитут является публичным или государственная собственность на участок не разграничена (Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719). Налоговый агент отражает соответствующую операцию:
(КонсультантПлюс, 2025)Тогда организации или ИП - пользователи сервитута исчисляют НДС как налоговые агенты в порядке п. 3 ст. 161 НК РФ. Обязанности налоговых агентов возникают у них во всех случаях, кроме ситуаций, когда сервитут является публичным или государственная собственность на участок не разграничена (Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719). Налоговый агент отражает соответствующую операцию:
Вопрос: Об органах, осуществляющих полномочия по передаче в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и отражении в учете операций по доходам от арендной платы.
(Письмо Минфина России от 28.03.2024 N 02-06-09/28168)Вопрос: Об органах, осуществляющих полномочия по передаче в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и отражении в учете операций по доходам от арендной платы.
(Письмо Минфина России от 28.03.2024 N 02-06-09/28168)Вопрос: Об органах, осуществляющих полномочия по передаче в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и отражении в учете операций по доходам от арендной платы.
Статья: Административная деятельность в сфере туризма
(Калинина Л.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Еще одной административно-организационной функцией является управление государственным имуществом, связанным со сферой туризма. Для данной функции стоит отметить специфическую реализацию. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" регулируются отношения между единым институтом развития, организацией по развитию туризма и органами публичной власти и организациями по поводу земельных участков, находящихся в федеральной и неразграниченной собственности <20>. Единый институт развития и организация по развитию туризма в соответствии с данным Законом являются юридическими лицами в форме акционерного общества. То есть публичными полномочиями в рамках переданных полномочий наделяются субъекты частного права. Наличие у частного субъекта публичных полномочий приводит на практике к вопросу их легитимности <21>. Отдельного анализа требует и совмещение статуса агента РФ и выполнения переданных полномочий (распоряжение федеральными земельными участками) <22>.
(Калинина Л.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Еще одной административно-организационной функцией является управление государственным имуществом, связанным со сферой туризма. Для данной функции стоит отметить специфическую реализацию. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" регулируются отношения между единым институтом развития, организацией по развитию туризма и органами публичной власти и организациями по поводу земельных участков, находящихся в федеральной и неразграниченной собственности <20>. Единый институт развития и организация по развитию туризма в соответствии с данным Законом являются юридическими лицами в форме акционерного общества. То есть публичными полномочиями в рамках переданных полномочий наделяются субъекты частного права. Наличие у частного субъекта публичных полномочий приводит на практике к вопросу их легитимности <21>. Отдельного анализа требует и совмещение статуса агента РФ и выполнения переданных полномочий (распоряжение федеральными земельными участками) <22>.
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12