Некоммерческие организации выполняющие функции иностранного агента
Подборка наиболее важных документов по запросу Некоммерческие организации выполняющие функции иностранного агента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каким образом получить сведения из реестров некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и реестра НКО - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России, доступна ли самостоятельная выгрузка сведений из указанных реестров с сайта Минюста России, если да, то в каком формате?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции рассматриваемого пункта указывалось на некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <73> реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции рассматриваемого пункта указывалось на некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <73> реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2014 года"Предметом рассмотрения являлись законоположения, на основании которых решается вопрос о признании некоммерческой организации, в том числе общественного объединения, в качестве выполняющей функции иностранного агента и устанавливается обязанность некоммерческой организации, намеревающейся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в указанном качестве, подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр). Конституционный Суд проверял также конституционность положений КоАП Российской Федерации, предусматривающих за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в Реестр, административную ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2014 года"Предметом рассмотрения являлись законоположения, на основании которых решается вопрос о признании некоммерческой организации, в том числе общественного объединения, в качестве выполняющей функции иностранного агента и устанавливается обязанность некоммерческой организации, намеревающейся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в указанном качестве, подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр). Конституционный Суд проверял также конституционность положений КоАП Российской Федерации, предусматривающих за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в Реестр, административную ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья: Правовой статус иностранных агентов в России - новация или осознанная традиция
(Цыганов Р.Л., Белянская Л.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)<3> Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4172.
(Цыганов Р.Л., Белянская Л.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)<3> Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4172.
Статья: Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности
(Королев Ю.А.)
("Российский следователь", 2021, N 10)20 июля 2012 г. был принят федеральный закон <11>, в немалой степени направленный на дискредитацию и усложнение деятельности общественных организаций, в том числе занимающихся правозащитной проблематикой и организацией контроля за избирательным процессом. Уголовный закон был дополнен ст. 330.1, предусматривающей ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Санкция названной статьи, в числе прочих видов наказания, предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
(Королев Ю.А.)
("Российский следователь", 2021, N 10)20 июля 2012 г. был принят федеральный закон <11>, в немалой степени направленный на дискредитацию и усложнение деятельности общественных организаций, в том числе занимающихся правозащитной проблематикой и организацией контроля за избирательным процессом. Уголовный закон был дополнен ст. 330.1, предусматривающей ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Санкция названной статьи, в числе прочих видов наказания, предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
Статья: Международный опыт борьбы с агрессивными методами налогового планирования путем указания на отмывание денег на примере Российской Федерации и Республики Индия
(Гисматуллина А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)Ключевой точкой соприкосновения Российской Федерации и другой международной организации - ООН в контексте противодействия коррупции выступает ратификация нашей страной Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., отметившая свой 20-летний юбилей. Несмотря на существенное влияние, которое данный документ оказал на внутреннее законодательство нашей страны, до сих пор остаются некоторые практические сложности по имплементации положений, к примеру, в уголовное законодательство. Связано это во многом с реализацией положения, закрепленного в ст. 20 Конвенции и посвященного критерию незаконного обогащения. Дискуссия, развернувшаяся в отношении указанной статьи, сводится к вопросу ее противоречия национальному законодательству Российской Федерации. Так, позиция Министерства юстиции относительно статуса статьи заключается в том, что Российская Федерация уже располагает целым арсеналом антикоррупционных законов, в том числе и для борьбы с незаконным обогащением, среди которых, к примеру, Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ <10>, Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ <11>, а, в частности, перечисленные в ст. 20 положения нашли реализацию посредством принятия Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ <12> (далее - Закон N 230-ФЗ). Вместе с тем несмотря на то, что отдельной статьи, посвященной незаконному обогащению, в отечественном законодательстве действительно нет, нормы, регулирующие этот вид преступлений, распределены по разным документам и прекрасно работают. Однако позиция авторов заключается в том, что уже разработанные механизмы все же нуждаются в частичной модернизации и повышении своей эффективности. Например, некоторые вопросы вызывает упомянутый выше Закон N 230-ФЗ, на который активно ссылается Министерство юстиции, в части, касающейся перечня лиц, на которых согласно ст. 1 распространяется контроль за соответствием их расходов и доходов, ограничивающийся лишь супругом или супругой, а также несовершеннолетними детьми. Предлагается изменить круг таких субъектов на "ближайших родственников", под которыми на основании закона традиционно понимаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки. Таким образом, на наш взгляд, будет обеспечиваться выполнение принципа равенства перед законом, когда в случае совершения коррупционного преступления должны преследоваться по закону даже чиновники высшего звена и их ближайшие родственники. Наряду с другими данная мера представляет собой базис эффективной национальной антикоррупционной политики.
(Гисматуллина А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)Ключевой точкой соприкосновения Российской Федерации и другой международной организации - ООН в контексте противодействия коррупции выступает ратификация нашей страной Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., отметившая свой 20-летний юбилей. Несмотря на существенное влияние, которое данный документ оказал на внутреннее законодательство нашей страны, до сих пор остаются некоторые практические сложности по имплементации положений, к примеру, в уголовное законодательство. Связано это во многом с реализацией положения, закрепленного в ст. 20 Конвенции и посвященного критерию незаконного обогащения. Дискуссия, развернувшаяся в отношении указанной статьи, сводится к вопросу ее противоречия национальному законодательству Российской Федерации. Так, позиция Министерства юстиции относительно статуса статьи заключается в том, что Российская Федерация уже располагает целым арсеналом антикоррупционных законов, в том числе и для борьбы с незаконным обогащением, среди которых, к примеру, Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ <10>, Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ <11>, а, в частности, перечисленные в ст. 20 положения нашли реализацию посредством принятия Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ <12> (далее - Закон N 230-ФЗ). Вместе с тем несмотря на то, что отдельной статьи, посвященной незаконному обогащению, в отечественном законодательстве действительно нет, нормы, регулирующие этот вид преступлений, распределены по разным документам и прекрасно работают. Однако позиция авторов заключается в том, что уже разработанные механизмы все же нуждаются в частичной модернизации и повышении своей эффективности. Например, некоторые вопросы вызывает упомянутый выше Закон N 230-ФЗ, на который активно ссылается Министерство юстиции, в части, касающейся перечня лиц, на которых согласно ст. 1 распространяется контроль за соответствием их расходов и доходов, ограничивающийся лишь супругом или супругой, а также несовершеннолетними детьми. Предлагается изменить круг таких субъектов на "ближайших родственников", под которыми на основании закона традиционно понимаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки. Таким образом, на наш взгляд, будет обеспечиваться выполнение принципа равенства перед законом, когда в случае совершения коррупционного преступления должны преследоваться по закону даже чиновники высшего звена и их ближайшие родственники. Наряду с другими данная мера представляет собой базис эффективной национальной антикоррупционной политики.
Статья: К вопросу о финансово-правовом статусе негосударственных судебно-экспертных организаций
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)<9> Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012; Приказ Минюста России от 29 ноября 2022 г. N 304 "Об утверждении Порядка и форм представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", и Порядка и сроков размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" (зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71235) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 01.12.2022.
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)<9> Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012; Приказ Минюста России от 29 ноября 2022 г. N 304 "Об утверждении Порядка и форм представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", и Порядка и сроков размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" (зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71235) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 01.12.2022.
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Статья: Теоретико-правовые основы борьбы с манипулированием массовым сознанием в сети Интернет на примере Российской Федерации
(Нечкин А.В., Истомин М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает также произошедшее в конце 2020 г. выделение в российском законодательстве (помимо уже существовавшей ранее особой категории некоммерческих организаций - некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) <41> еще и незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента <42>, а также физических лиц, выполняющих функции иностранного агента <43>.
(Нечкин А.В., Истомин М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает также произошедшее в конце 2020 г. выделение в российском законодательстве (помимо уже существовавшей ранее особой категории некоммерческих организаций - некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) <41> еще и незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента <42>, а также физических лиц, выполняющих функции иностранного агента <43>.
Статья: Тенденции конституционного развития России в контексте конституционной реформы 2020 года
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)<29> Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4172.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)<29> Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4172.
Статья: Проблемы имплементации в национальное банковское законодательство международных требований в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов на примере деятельности НКО в России и США
(Амельков А.Н., Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)- документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества (в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение);
(Амельков А.Н., Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)- документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества (в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение);
Статья: Категория интереса в налоговом праве
(Щекин Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Например, актуальным является деление интересов на национальные и иностранные в зависимости от их направленности на развитие той или иной страны. Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>, под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Законодатель в данном случае использует не более широкий и правильный термин "иностранные интересы", а термин "интересы иностранных источников", указывая на интересы лиц, предоставивших финансирование, но принципиальных различий в этом нет, в любом случае эти интересы противопоставляются российским национальным интересам <3>. Сами национальные интересы Российской Федерации в законодательстве <4> определены как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Данное определение играет важную роль потому, что подчеркивает устойчивость развития социальных субъектов. Это существенный признак конструктивных интересов.
(Щекин Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Например, актуальным является деление интересов на национальные и иностранные в зависимости от их направленности на развитие той или иной страны. Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>, под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Законодатель в данном случае использует не более широкий и правильный термин "иностранные интересы", а термин "интересы иностранных источников", указывая на интересы лиц, предоставивших финансирование, но принципиальных различий в этом нет, в любом случае эти интересы противопоставляются российским национальным интересам <3>. Сами национальные интересы Российской Федерации в законодательстве <4> определены как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Данное определение играет важную роль потому, что подчеркивает устойчивость развития социальных субъектов. Это существенный признак конструктивных интересов.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;