Неисполнение требований следователя
Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение требований следователя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деятельность следователя по применению меры принуждения в виде денежного взыскания к участникам уголовного судопроизводства
(Есина А.С., Макеева Н.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)4) неисполнение требований следователя, которые были предъявлены им при выполнении действий, предусмотренных ст. 144 УПК РФ;
(Есина А.С., Макеева Н.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)4) неисполнение требований следователя, которые были предъявлены им при выполнении действий, предусмотренных ст. 144 УПК РФ;
Статья: Наложение ареста на имущество в уголовном судопроизводстве: эволюция продолжается
(Тутынин И.Б., Химичева О.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Также есть возможность отправить запросы в электронном виде через системы электронного документооборота, если это технически возможно. В этом случае запросы должны быть выполнены в течение 24 часов после их поступления, если иное не предусмотрено федеральными законами. Возникает вопрос, насколько возможно урегулировать взаимодействие операторов (по переводу денежных средств, электронных денежных средств, связи) с правоохранительными органами при исполнении вышеуказанных запросов? В пояснительной записке утверждается, что это должно устанавливаться Правительством Российской Федерации. Предполагаем, что при выборе действий коммерческие организации без особого желания будут применять ускоренный вариант из-за больших финансовых затрат и правовых рисков. Тем более юридической ответственности за неисполнение (незамедлительное исполнение) рассматриваемой обязанности ожидать не приходится. Перспектива привлечения к ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение законных требований следователя, дознавателя нивелируется строгостью, вернее нестрогостью, наказания и маловероятностью привлечения к ответственности.
(Тутынин И.Б., Химичева О.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Также есть возможность отправить запросы в электронном виде через системы электронного документооборота, если это технически возможно. В этом случае запросы должны быть выполнены в течение 24 часов после их поступления, если иное не предусмотрено федеральными законами. Возникает вопрос, насколько возможно урегулировать взаимодействие операторов (по переводу денежных средств, электронных денежных средств, связи) с правоохранительными органами при исполнении вышеуказанных запросов? В пояснительной записке утверждается, что это должно устанавливаться Правительством Российской Федерации. Предполагаем, что при выборе действий коммерческие организации без особого желания будут применять ускоренный вариант из-за больших финансовых затрат и правовых рисков. Тем более юридической ответственности за неисполнение (незамедлительное исполнение) рассматриваемой обязанности ожидать не приходится. Перспектива привлечения к ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение законных требований следователя, дознавателя нивелируется строгостью, вернее нестрогостью, наказания и маловероятностью привлечения к ответственности.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Таким образом, глава администрации сельского поселения Н. умышленно не выполнил требование следователя, вытекающее из его полномочий, установленных УПК РФ, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Таким образом, глава администрации сельского поселения Н. умышленно не выполнил требование следователя, вытекающее из его полномочий, установленных УПК РФ, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ.
Статья: Сущность и особенности ответственности юридических лиц по законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Анализ норм Особенной части действующего КоАП РФ, как и проекта нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11>, не позволяет прийти к такому же выводу о характере правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц и мотивах ее установления за некоторые их виды. Нормы, устанавливающие административную ответственность юридических лиц, содержатся во всех главах Особенной части КоАП РФ (как и во всех главах соответствующих частей кодексов Российской Федерации), т.е. административная ответственность юридических лиц установлена за нарушения, посягающие на все группы общественных отношений, находящихся под защитой административно-деликтного законодательства. Причем некоторые из этих правонарушений никоим образом не связаны с уставной деятельностью организаций (например, участие в несанкционированном публичном мероприятии - ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ). Кроме того, за существенно не отличающиеся по признакам объективной стороны и по характеру возможных негативных последствий правонарушения в одних нормах установлена, а в других отсутствует административная ответственность юридических лиц. Например, выброс в атмосферный воздух вредных веществ влечет административную ответственность юридических лиц (ст. 8.21 КоАП РФ), а за выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах такой ответственности не предусмотрено (ст. 8.22 КоАП РФ); за невыполнение требования прокурора, следователя, дознавателя, лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, установлена административная ответственность юридического лица (ст. 17.7 КоАП РФ), а за невыполнение требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ч. 2 ст. 17.2 КоАП РФ) такая ответственность отсутствует.
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Анализ норм Особенной части действующего КоАП РФ, как и проекта нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11>, не позволяет прийти к такому же выводу о характере правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц и мотивах ее установления за некоторые их виды. Нормы, устанавливающие административную ответственность юридических лиц, содержатся во всех главах Особенной части КоАП РФ (как и во всех главах соответствующих частей кодексов Российской Федерации), т.е. административная ответственность юридических лиц установлена за нарушения, посягающие на все группы общественных отношений, находящихся под защитой административно-деликтного законодательства. Причем некоторые из этих правонарушений никоим образом не связаны с уставной деятельностью организаций (например, участие в несанкционированном публичном мероприятии - ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ). Кроме того, за существенно не отличающиеся по признакам объективной стороны и по характеру возможных негативных последствий правонарушения в одних нормах установлена, а в других отсутствует административная ответственность юридических лиц. Например, выброс в атмосферный воздух вредных веществ влечет административную ответственность юридических лиц (ст. 8.21 КоАП РФ), а за выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах такой ответственности не предусмотрено (ст. 8.22 КоАП РФ); за невыполнение требования прокурора, следователя, дознавателя, лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, установлена административная ответственность юридического лица (ст. 17.7 КоАП РФ), а за невыполнение требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ч. 2 ст. 17.2 КоАП РФ) такая ответственность отсутствует.
Статья: Наложение судом денежного взыскания как иной меры процессуального принуждения
(Орлова Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 8)Применение денежного штрафа как вида административного наказания ст. 17.7 КоАП РФ предполагается за умышленное невыполнение законных требований следователя. Между тем согласно примечанию к ст. 17.7 КоАП РФ положения данной нормы не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
(Орлова Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 8)Применение денежного штрафа как вида административного наказания ст. 17.7 КоАП РФ предполагается за умышленное невыполнение законных требований следователя. Между тем согласно примечанию к ст. 17.7 КоАП РФ положения данной нормы не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.