Неисполнение предписания Роспотребнадзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение предписания Роспотребнадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роспотребнадзора и его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным привлечение лица к ответственности в виде штрафа за невыполнение предписания Роспотребнадзора, если им установлен неразумный срок для исполнения изложенных в нем требований
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным привлечение лица к ответственности в виде штрафа за невыполнение предписания Роспотребнадзора, если им установлен неразумный срок для исполнения изложенных в нем требований
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Участие в долевом строительстве: Участник долевого строительства хочет обязать Застройщика передать объект долевого строительства, срок передачи которого по договору наступил
(КонсультантПлюс, 2025)письмом Роспотребнадзора о выдаче предписания в связи с неисполнением Застройщиком обязанности уведомить Участника долевого строительства о готовности объекта >>>
(КонсультантПлюс, 2025)письмом Роспотребнадзора о выдаче предписания в связи с неисполнением Застройщиком обязанности уведомить Участника долевого строительства о готовности объекта >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что делать, если вы получили предписание Роспотребнадзора по результатам контрольного (надзорного) мероприятия
(КонсультантПлюс, 2025)5. Что будет, если не исполнить предписание Роспотребнадзора по результатам контрольного (надзорного) мероприятия
(КонсультантПлюс, 2025)5. Что будет, если не исполнить предписание Роспотребнадзора по результатам контрольного (надзорного) мероприятия
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Вправе ли банк безакцептно списать со счетов заемщика суммы, подлежащие уплате по кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что включение в пункт 4.5 вышеприведенных Правил условия, предусматривающего право банка в рамках кредитного договора на распоряжение без согласия заемщика (физического лица) его денежными средствами, находящимися на любых открытых в банке счетах, в счет погашения задолженности по кредитному договору, в том числе в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по договору, является нарушением статьи 854 ГК РФ и права потребителя, тем самым обоснованно признали предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 17.05.2017 N 558 в обжалуемой части законным.
Вправе ли банк безакцептно списать со счетов заемщика суммы, подлежащие уплате по кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что включение в пункт 4.5 вышеприведенных Правил условия, предусматривающего право банка в рамках кредитного договора на распоряжение без согласия заемщика (физического лица) его денежными средствами, находящимися на любых открытых в банке счетах, в счет погашения задолженности по кредитному договору, в том числе в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по договору, является нарушением статьи 854 ГК РФ и права потребителя, тем самым обоснованно признали предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 17.05.2017 N 558 в обжалуемой части законным.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Статья: Штрафы за нарушение требований Роспотребнадзора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа Роспотребнадзора (должностного лица указанного органа) об устранении нарушений законодательства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 4, 6, 8 ст. 14.39 и ч. 12, 14, 19, 21 ст. 14.51 КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа Роспотребнадзора (должностного лица указанного органа) об устранении нарушений законодательства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 4, 6, 8 ст. 14.39 и ч. 12, 14, 19, 21 ст. 14.51 КоАП РФ
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Проблемы при квалификации деяний по ч. 2 ст. 6.3 КоАП могут возникнуть при установлении признаков еще одного деяния, предусмотренного указанной частью, - невыполнение в установленный срок выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Указанный состав правонарушения, новый для нашего законодательства, по содержанию является специальным по отношению к составам, предусмотренным ч. 1 ст. 19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) и ч. 1 ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства). Правильное разграничение в судебной практике названных конкурирующих составов также требует внимания прокуроров.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Проблемы при квалификации деяний по ч. 2 ст. 6.3 КоАП могут возникнуть при установлении признаков еще одного деяния, предусмотренного указанной частью, - невыполнение в установленный срок выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Указанный состав правонарушения, новый для нашего законодательства, по содержанию является специальным по отношению к составам, предусмотренным ч. 1 ст. 19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) и ч. 1 ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства). Правильное разграничение в судебной практике названных конкурирующих составов также требует внимания прокуроров.
Справка: Проверки и другие контрольные (надзорные) мероприятия Роспотребнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Что делать, если вы не согласны с предписанием Роспотребнадзора по результатам контрольного (надзорного) мероприятия или не успеваете его исполнить
(КонсультантПлюс, 2025)Что делать, если вы не согласны с предписанием Роспотребнадзора по результатам контрольного (надзорного) мероприятия или не успеваете его исполнить
Статья: За неисполнение санитарных требований учреждение уплатит штраф!
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12)Больница осуществляет медицинскую деятельность в здании, которому более 100 лет и которое является объектом культурного наследия. Роспотребнадзором вынесено предписание, для выполнения которого необходимы наличие дополнительных площадей, перепланировка, а также финансирование, которые у больницы отсутствуют. Кто должен нести административную ответственность за неисполнение предписания: учредитель или организация? Приведем ответ на вопрос, опираясь на нормы законодательства РФ и материалы судебной практики.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12)Больница осуществляет медицинскую деятельность в здании, которому более 100 лет и которое является объектом культурного наследия. Роспотребнадзором вынесено предписание, для выполнения которого необходимы наличие дополнительных площадей, перепланировка, а также финансирование, которые у больницы отсутствуют. Кто должен нести административную ответственность за неисполнение предписания: учредитель или организация? Приведем ответ на вопрос, опираясь на нормы законодательства РФ и материалы судебной практики.
Готовое решение: Какие штрафы (иные административные наказания) могут назначить за нарушение требований, которые проверяет Роспотребнадзор
(КонсультантПлюс, 2025)Вы не исполнили предписание об устранении нарушений, выданное органом Роспотребнадзора по итогам проведенной проверки, в указанный в нем срок
(КонсультантПлюс, 2025)Вы не исполнили предписание об устранении нарушений, выданное органом Роспотребнадзора по итогам проведенной проверки, в указанный в нем срок
Вопрос: Можно ли привлечь к ответственности организацию, осуществляющую загрузку товаров в магазин со стороны двора жилого дома, под окнами жилых квартир?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правило, в случае выявления нарушения, указанного в вопросе, надзорный орган (Роспотребнадзор) выносит предписание об устранении допущенного нарушения. В случае неисполнения предписания лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Есть вероятность привлечения к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 14.06.2019 N 31-АД19-5, Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2024 N 88-2915/2024 (УИД 66RS0001-01-2022-005524-59)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правило, в случае выявления нарушения, указанного в вопросе, надзорный орган (Роспотребнадзор) выносит предписание об устранении допущенного нарушения. В случае неисполнения предписания лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Есть вероятность привлечения к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 14.06.2019 N 31-АД19-5, Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2024 N 88-2915/2024 (УИД 66RS0001-01-2022-005524-59)).
Статья: Система анализа опасных факторов и критических точек контроля (HACCP) (ХАССП)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее изготовления и производства ведет к применению мер административной ответственности. Если при осуществлении процессов изготовления и производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах HACCP, то это становится основанием привлечения к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления и хранения пищевой продукции - основные типичные нарушения ст. ст. 10 - 15 ТР ТС 021/2011 (п. 2.3 разд. III Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 2016 год).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее изготовления и производства ведет к применению мер административной ответственности. Если при осуществлении процессов изготовления и производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах HACCP, то это становится основанием привлечения к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления и хранения пищевой продукции - основные типичные нарушения ст. ст. 10 - 15 ТР ТС 021/2011 (п. 2.3 разд. III Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 2016 год).
Статья: Смягчение административной ответственности: практика применения
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. В ходе проверки магазина Роспотребнадзор установил нарушение температурного режима хранения реализуемых продуктов. Ведомство составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, и обратилось в суд, который наложил штраф в размере 700 000 руб. Однако магазин обжаловал это решение на основании того, что Роспотребнадзор по итогам одной проверки составил сразу несколько протоколов - и все по указанной норме. По одному из этих протоколов уже был оплачен штраф, и, следовательно, по другим протоколам штрафы не должны были быть уплачены. В связи с этим суд кассационной инстанции предписал не исполнять решение нижестоящего суда о наложении штрафа. Новые нормы улучшали положение общества, поэтому решение не подлежало применению, хотя и было оставлено без изменений (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2022 по делу N А03-11071/2021).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. В ходе проверки магазина Роспотребнадзор установил нарушение температурного режима хранения реализуемых продуктов. Ведомство составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, и обратилось в суд, который наложил штраф в размере 700 000 руб. Однако магазин обжаловал это решение на основании того, что Роспотребнадзор по итогам одной проверки составил сразу несколько протоколов - и все по указанной норме. По одному из этих протоколов уже был оплачен штраф, и, следовательно, по другим протоколам штрафы не должны были быть уплачены. В связи с этим суд кассационной инстанции предписал не исполнять решение нижестоящего суда о наложении штрафа. Новые нормы улучшали положение общества, поэтому решение не подлежало применению, хотя и было оставлено без изменений (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2022 по делу N А03-11071/2021).
Ситуация: Какова ответственность застройщика по договору участия в долевом строительстве?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Роспотребнадзор также не разделил индикативные показатели на две группы. Перечни показателей двух федеральных органов исполнительной власти совпадают дословно, за одним исключением: Роскомнадзор учитывает количество мероприятий, проведенных без взаимодействия в форме мониторинга безопасности, Роспотребнадзор не учитывает данный показатель. Несколько иной перечень индикативных показателей пожарного надзора утвержден МЧС России. Он включает в себя такие данные, как количество: привлеченных экспертов и экспертных организаций; принятых решений об устранении нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения (видимо, имеются в виду выданные предписания); рассмотренных вопросов о неисполнении решений по результатам проверок; предложений о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внесенных в органы местного самоуправления; устраненных нарушений; отмененных вышестоящими должностными лицами необоснованных решений инспекторов пожарного надзора; предписаний прокуроров об устранении нарушений, допущенных инспекторами; судебных заседаний с участием инспекторов <1>. В этом перечне имеется один довольно экзотический показатель - количество принятых (и обоснованных) решений об отказе в утверждении проведенных расчетов пожарного риска. Не ясно, какие аспекты деятельности органов пожарного надзора этот показатель характеризует. Возможно, уровень взаимодействия или взаимопонимания инспекторов с контролируемыми лицами.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Роспотребнадзор также не разделил индикативные показатели на две группы. Перечни показателей двух федеральных органов исполнительной власти совпадают дословно, за одним исключением: Роскомнадзор учитывает количество мероприятий, проведенных без взаимодействия в форме мониторинга безопасности, Роспотребнадзор не учитывает данный показатель. Несколько иной перечень индикативных показателей пожарного надзора утвержден МЧС России. Он включает в себя такие данные, как количество: привлеченных экспертов и экспертных организаций; принятых решений об устранении нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения (видимо, имеются в виду выданные предписания); рассмотренных вопросов о неисполнении решений по результатам проверок; предложений о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внесенных в органы местного самоуправления; устраненных нарушений; отмененных вышестоящими должностными лицами необоснованных решений инспекторов пожарного надзора; предписаний прокуроров об устранении нарушений, допущенных инспекторами; судебных заседаний с участием инспекторов <1>. В этом перечне имеется один довольно экзотический показатель - количество принятых (и обоснованных) решений об отказе в утверждении проведенных расчетов пожарного риска. Не ясно, какие аспекты деятельности органов пожарного надзора этот показатель характеризует. Возможно, уровень взаимодействия или взаимопонимания инспекторов с контролируемыми лицами.