Нефтепродукты в почве

Подборка наиболее важных документов по запросу Нефтепродукты в почве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФ"По результатам проведенного осмотра государственный инспектор Усть-Ордынского МРО Л.В. Дархаева пришла к выводу о том, что земельный участок используется с нарушением земельного законодательства, просмотренного п. 2 ч. 2 ст. 13, абз. 2, 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 49 ФЗ от 10.01.2002, N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", в связи с чем, возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, выразившейся в загрязнении земель нефтепродуктами. Захламление земельного участка, площадью 9213 кв. м может привести к снижению почвенного плодородия, к истощению и деградации почвы, к пожароопасной ситуации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Совершенствование системы землеустройства в контексте пространственного развития России
(Аверьянова Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)
Между тем ученые отмечают, что "постановка (описание) экологических проблем в Стратегии пространственного развития носит точечный характер и заключается лишь в констатации негативного влияния глобальных климатических изменений на социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации <8>. То есть экологические проблемы Стратегией пространственного развития недооценены, в том числе в отношении и загрязненных городских земель, и истощенных сельскохозяйственных угодий. По данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации за 2020 г., загрязнение почв нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами выявляется практически на всей территории Российской Федерации. Кроме того, во всех федеральных округах отмечено распространение негативных процессов в отношении земель: эрозии почв, их деградация, переувлажнение и т.д. <9>
Статья: Правовое обеспечение производственного экологического контроля от инвестиционного проекта до эксплуатации
(Исакова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 7)
При изучении судебной практики в части производственного экологического контроля фиксируются нарушения. выразившиеся в превышении нормативов в пределах погрешности измерений. К примеру, при осуществлении производственного экологического контроля за загрязнением почв на производственной площадке и фоновым содержанием нефтепродуктов в почве были зафиксированы превышения по нефтепродуктам в 1,01 раза (0,8%), в 1,03 раза (3,3%) <20> при погрешности методики <21> измерения 25%. Суд не учел данного довода и привлек хозяйствующий субъект к административной ответственности за загрязнение почв. Получается, что все зафиксированные превышения находились в диапазоне погрешности измерений, что, по существу, не может являться превышением. Отсюда следует, что привлечение к административной ответственности по причине превышения загрязнений компонентов окружающей среды по результатам инструментальных измерений в диапазоне погрешностей методик в настоящее время никак не урегулировано, что говорит о необходимости создать оговорку или внести уточнения о нормативах допустимых диапазонов превышений/непревышений при инструментальных замерах.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)
В связи с тем, что разлив нефтепродуктов на лесных почвах земель лесного фонда является загрязнением леса как экосистемы, действия лица, допустившего разлив нефтепродуктов, правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Решение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2015 года"
Впредь до введения нового регулирования признанные неконституционными положения подлежат применению в части определения объема (структуры) и размеров возмещения вреда, причиненного лесам вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Суды вправе учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).