Недостоверная информация потребитель
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостоверная информация потребитель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Кроме того, как верно установлено судом Услуга по подключению к Сервис-Пакету "Управляй кредитом Б" осуществлена за счет кредитных средств. Таким образом потребителю был предоставлен кредит, в том числе для целей оплаты услуги по подключению к Сервис-Пакету "Управляй кредитом Б", а именно на сумму большую чем фактически необходима потребителю, и не зависело от воли потребителя на дату подписания кредитного договора. При этом в заявлении на подключение указанной услуги имеются сноски информирующие потребителя о том, что дополнительные услуги не являются обязательными для выдачи кредита, а также что от их получения потребитель может отказаться в течение 14 дней с даты подписания и получения кредита. При этом Услуга по подключению к Сервис-Пакету "Управляй кредитом Б" не влияет на размер процентной ставки по кредиту. Вместе с тем подключение данной услуги напрямую влечет повышенные процентов за пользование кредитом, так как услуга оказывается за счет кредитных денежных средств. Увеличивая желаемую к получению потребителем сумму кредита, на сумму указываемой услуги при пересчете суммы процентов на период использования кредита, прослеживается скрытое повышение процентной ставки по кредиту за тот же период пользования кредитом. Таким образом до потребителя доведена недостоверная информация о полной процентной ставке по кредиту, что применительно к ст. ст. 10, 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставляет право потребителю на отказ от исполнения конкретного вида услуг с возмещением понесенных убытков."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Вопреки доводам кассационной жалобы указанные обществом обстоятельства не исключают обязанность заявителя по указанию в платежном документе достоверных сведений в соответствии с требованиями пункта 69 Правил N 354 и части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей. Допустив использование недостоверных сведений, заявитель не принял должных мер для их проверки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какая информация о товарах, работах, услугах должна быть предоставлена потребителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Владелец агрегатора информации о товарах (услугах), предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления такой информации. Исключение составляют случаи, когда владелец агрегатора не изменял информацию, предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении вышеуказанного договора (преамбула, п. 2.1 ст. 12 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Владелец агрегатора информации о товарах (услугах), предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления такой информации. Исключение составляют случаи, когда владелец агрегатора не изменял информацию, предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении вышеуказанного договора (преамбула, п. 2.1 ст. 12 Закона N 2300-1).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Общественная организация обратилась в суд с иском к обществу о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что от Т. в данную организацию поступило обращение о совершении ответчиком противоправных действий, выразившихся в массовом обмане потребителей при начислении миль (баллов) в рамках бонусной программы и предоставлении потребителям недостоверной информации о количестве миль, полагающихся за совершенные покупки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Общественная организация обратилась в суд с иском к обществу о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что от Т. в данную организацию поступило обращение о совершении ответчиком противоправных действий, выразившихся в массовом обмане потребителей при начислении миль (баллов) в рамках бонусной программы и предоставлении потребителям недостоверной информации о количестве миль, полагающихся за совершенные покупки.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров>Кредитная организация была привлечена органом Роспотребнадзора к административной ответственности за нарушение прав потребителей (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ), выразившееся в доведении до потребителей недостоверной информации, касающейся возможности уступки банком права требования просроченной задолженности по кредитному договору третьим лицам без согласия должника. Данная информация была включена банком в типовые условия предоставления и обслуживания кредита и в текст типового заявления о предоставлении кредита. По мнению органа Роспотребнадзора, указанная информация не соответствует положениям пункта 2 статьи 388 ГК РФ, так как уступка права требования без согласия должника в договоре потребительного кредитования невозможна, поскольку личность кредитора имеет существенное значение для должника.
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров>Кредитная организация была привлечена органом Роспотребнадзора к административной ответственности за нарушение прав потребителей (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ), выразившееся в доведении до потребителей недостоверной информации, касающейся возможности уступки банком права требования просроченной задолженности по кредитному договору третьим лицам без согласия должника. Данная информация была включена банком в типовые условия предоставления и обслуживания кредита и в текст типового заявления о предоставлении кредита. По мнению органа Роспотребнадзора, указанная информация не соответствует положениям пункта 2 статьи 388 ГК РФ, так как уступка права требования без согласия должника в договоре потребительного кредитования невозможна, поскольку личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Ситуация: Что такое обман потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;
Ситуация: Каковы правила продажи товаров дистанционным способом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи с продавцом, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации, за исключением случая, когда владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре, предоставленную продавцом и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (п. 2.1 ст. 12 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи с продавцом, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации, за исключением случая, когда владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре, предоставленную продавцом и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (п. 2.1 ст. 12 Закона N 2300-1).
Статья: Использование института заверений об обстоятельствах при информировании потребителей
(Тишкевич А.А.)
("Цивилист", 2024, N 6)Во-вторых, положения Закона о защите прав потребителей не служат препятствием для применения норм о заверениях тогда, когда из обстоятельств дела и существа отношений между потребителем и его контрагентом следует, что последний дал потребителю недостоверные сведения о товаре в виде заверения. В таких случаях суды считают возможным применять правила ст. 431.2 ГК РФ о заверениях в качестве дополнительного обоснования в своих решениях, когда рассматривают споры с участием потребителей <22>.
(Тишкевич А.А.)
("Цивилист", 2024, N 6)Во-вторых, положения Закона о защите прав потребителей не служат препятствием для применения норм о заверениях тогда, когда из обстоятельств дела и существа отношений между потребителем и его контрагентом следует, что последний дал потребителю недостоверные сведения о товаре в виде заверения. В таких случаях суды считают возможным применять правила ст. 431.2 ГК РФ о заверениях в качестве дополнительного обоснования в своих решениях, когда рассматривают споры с участием потребителей <22>.
Статья: Цифровой торговый оборот и дистанционный способ продажи товаров в парадигме теории и правоприменительной практике
(Левушкин А.Н., Морозов С.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)В связи с большей популяризацией покупок в интернет-пространстве возрастает риск столкновения потребителя с товаром ненадлежащего качества, иначе говоря, он будет введен в заблуждение предоставлением недостоверной информации. Так, потребителя следует расценивать как самое уязвимое звено, так как, приобретая товар, в значительной степени он рассчитывает на добросовестность продавца. В связи с чем Правительство РФ утвердило распоряжение от 28.08.2017 N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года" в целях урегулирования данной сферы гражданских правоотношений. В данном распоряжении обозначены цели, достижение которых будет обеспечивать достойный уровень защиты всех необходимых прав потребителей.
(Левушкин А.Н., Морозов С.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)В связи с большей популяризацией покупок в интернет-пространстве возрастает риск столкновения потребителя с товаром ненадлежащего качества, иначе говоря, он будет введен в заблуждение предоставлением недостоверной информации. Так, потребителя следует расценивать как самое уязвимое звено, так как, приобретая товар, в значительной степени он рассчитывает на добросовестность продавца. В связи с чем Правительство РФ утвердило распоряжение от 28.08.2017 N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года" в целях урегулирования данной сферы гражданских правоотношений. В данном распоряжении обозначены цели, достижение которых будет обеспечивать достойный уровень защиты всех необходимых прав потребителей.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)На практике к владельцам агрегаторов иногда ошибочно предъявляются и даже удовлетворяются иски в связи с нарушениями условий договоров по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Между тем владельцы агрегаторов не являются стороной по договору. Они предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги). Какие-либо нарушения прав потребителя со стороны владельцев агрегатора в части предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен соответствующий договор с продавцом (исполнителем), судами в ходе рассмотрения дела не устанавливаются. Таким образом, в этих случаях иски предъявляются к ненадлежащим ответчикам <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)На практике к владельцам агрегаторов иногда ошибочно предъявляются и даже удовлетворяются иски в связи с нарушениями условий договоров по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Между тем владельцы агрегаторов не являются стороной по договору. Они предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги). Какие-либо нарушения прав потребителя со стороны владельцев агрегатора в части предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен соответствующий договор с продавцом (исполнителем), судами в ходе рассмотрения дела не устанавливаются. Таким образом, в этих случаях иски предъявляются к ненадлежащим ответчикам <1>.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, Закон о защите прав потребителей определяет основание и пределы ответственности агрегатора, предоставившего потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), который несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, Закон о защите прав потребителей определяет основание и пределы ответственности агрегатора, предоставившего потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), который несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).