Недостатки товара за пределами гарантийного срока
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостатки товара за пределами гарантийного срока (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гарантийный срок на товар
(КонсультантПлюс, 2025)4. Особенности предъявления требований в связи с обнаружением недостатков товара в пределах гарантийного срока
(КонсультантПлюс, 2025)4. Особенности предъявления требований в связи с обнаружением недостатков товара в пределах гарантийного срока
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Скрытые недостатки товара
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу продавец отвечает за скрытые недостатки товара, обнаруженные в пределах гарантийного срока, и не отвечает за скрытые недостатки, обнаруженные за пределами гарантийного срока
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу продавец отвечает за скрытые недостатки товара, обнаруженные в пределах гарантийного срока, и не отвечает за скрытые недостатки, обнаруженные за пределами гарантийного срока
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация-производитель в ряде случаев для постоянных клиентов устраняет недостатки продукции за пределами гарантийного срока. Можно ли учесть расходы на такой негарантийный ремонт в целях налога на прибыль? Если да, то достаточно ли приказа руководителя по каждому случаю?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Вопрос: Организация-производитель в ряде случаев для постоянных клиентов устраняет недостатки продукции за пределами гарантийного срока. Можно ли учесть расходы на такой негарантийный ремонт в целях налога на прибыль? Если да, то достаточно ли приказа руководителя по каждому случаю?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Вопрос: Организация-производитель в ряде случаев для постоянных клиентов устраняет недостатки продукции за пределами гарантийного срока. Можно ли учесть расходы на такой негарантийный ремонт в целях налога на прибыль? Если да, то достаточно ли приказа руководителя по каждому случаю?
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное правовое регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара. В этом случае потребитель, обращаясь к импортеру, имеет право на заявление последовательных требований, первым из которых является требование о безвозмездном устранении существенных недостатков.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное правовое регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара. В этом случае потребитель, обращаясь к импортеру, имеет право на заявление последовательных требований, первым из которых является требование о безвозмездном устранении существенных недостатков.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции, который, указав, что недостаток ноутбука выявлен в пределах установленного производителем гарантийного срока на товар, пришел к выводу о том, что положения п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, устанавливающие специальное правовое регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, не подлежали применению по данному делу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции, который, указав, что недостаток ноутбука выявлен в пределах установленного производителем гарантийного срока на товар, пришел к выводу о том, что положения п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, устанавливающие специальное правовое регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, не подлежали применению по данному делу.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)2. В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, только если его требование о безвозмездном устранении недостатков не было удовлетворено изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в двадцатидневный срок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)2. В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, только если его требование о безвозмездном устранении недостатков не было удовлетворено изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в двадцатидневный срок.
Готовое решение: Как исчисляются сроки при работе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу если в пределах гарантийного срока обнаружены недостатки и поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставил товар (результат работ, оказания услуг) взамен, гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на первоначальные товары (работы, услуги) (п. 4 ст. 471, п. 6 ст. 724, ст. 783 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу если в пределах гарантийного срока обнаружены недостатки и поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставил товар (результат работ, оказания услуг) взамен, гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на первоначальные товары (работы, услуги) (п. 4 ст. 471, п. 6 ст. 724, ст. 783 ГК РФ).
Ситуация: Как расторгнуть договор купли-продажи мобильного телефона?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае требования, связанные с недостатками товара (мобильного телефона), можно предъявить при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок составляет менее двух лет и потребитель обнаружил недостатки товара по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, он вправе предъявить продавцу (изготовителю) указанные требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. п. 3, 5 ст. 477 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 18, п. п. 1, 5 ст. 19 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае требования, связанные с недостатками товара (мобильного телефона), можно предъявить при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок составляет менее двух лет и потребитель обнаружил недостатки товара по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, он вправе предъявить продавцу (изготовителю) указанные требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. п. 3, 5 ст. 477 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 18, п. п. 1, 5 ст. 19 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)3) дата уведомления потребителем продавца о недостатке товара (в пределах гарантийного срока товара);
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)3) дата уведомления потребителем продавца о недостатке товара (в пределах гарантийного срока товара);
Ситуация: Как вернуть некачественный товар продавцу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае обнаружения покупателем недостатков в товаре (в том числе если недостатки выявлены в процессе эксплуатации товара в пределах гарантийного срока или срока годности) он вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать от продавца возврата уплаченных за товар денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками (п. п. 4, 5 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае обнаружения покупателем недостатков в товаре (в том числе если недостатки выявлены в процессе эксплуатации товара в пределах гарантийного срока или срока годности) он вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать от продавца возврата уплаченных за товар денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками (п. п. 4, 5 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Готовое решение: Как согласовать условие о качестве товара в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Да, покупатель может обратиться в суд за защитой своих прав в пределах срока исковой давности. Такой вывод можно сделать из анализа ст. 195 ГК РФ. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Полагаем, что если речь о требованиях в связи с некачественным товаром, то в рассматриваемой ситуации это момент, когда покупатель обнаружил или должен был обнаружить недостатки товара (узнать о недостатках товара). Если недостатки выявлены в пределах гарантийного срока, но на момент обращения в суд гарантийный срок уже истек, это никак не влияет на возможность защиты покупателем своих прав.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, покупатель может обратиться в суд за защитой своих прав в пределах срока исковой давности. Такой вывод можно сделать из анализа ст. 195 ГК РФ. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Полагаем, что если речь о требованиях в связи с некачественным товаром, то в рассматриваемой ситуации это момент, когда покупатель обнаружил или должен был обнаружить недостатки товара (узнать о недостатках товара). Если недостатки выявлены в пределах гарантийного срока, но на момент обращения в суд гарантийный срок уже истек, это никак не влияет на возможность защиты покупателем своих прав.
Статья: Гражданско-правовые презумпции, возлагающие обязанность доказывания на ответчика
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Распространенный пример такой презумпции - презумпция возникновения недостатков товара, результата работ до передачи покупателю (заказчику) или по причинам, возникшим до этого момента, которая "включается" при выявлении недостатков товара, результата работ в пределах гарантийного срока (п. 2 ст. 476, п. 4 ст. 724 ГК РФ). Ее предпосылкой является принятие соответствующего обязательства самим продавцом (поставщиком). По сути, именно эта презумпция проявляет практическое значение договорной гарантии. Действительно, отсутствие согласованного сторонами гарантийного срока не препятствует применению установленных законом способов защиты нарушенного права покупателя (заказчика), однако лишает покупателя (заказчика) процессуального преимущества. В то же время выявление недостатков товара (результата работ) в пределах гарантийного срока позволяет покупателю (заказчику) ограничиться указанием на само наличие недостатка. После этого продавец (исполнитель) под страхом реализации контрагентом предусмотренных законом способов защиты обязан доказать, что недостатки возникли после передачи товара (результата) покупателю (заказчику).
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Распространенный пример такой презумпции - презумпция возникновения недостатков товара, результата работ до передачи покупателю (заказчику) или по причинам, возникшим до этого момента, которая "включается" при выявлении недостатков товара, результата работ в пределах гарантийного срока (п. 2 ст. 476, п. 4 ст. 724 ГК РФ). Ее предпосылкой является принятие соответствующего обязательства самим продавцом (поставщиком). По сути, именно эта презумпция проявляет практическое значение договорной гарантии. Действительно, отсутствие согласованного сторонами гарантийного срока не препятствует применению установленных законом способов защиты нарушенного права покупателя (заказчика), однако лишает покупателя (заказчика) процессуального преимущества. В то же время выявление недостатков товара (результата работ) в пределах гарантийного срока позволяет покупателю (заказчику) ограничиться указанием на само наличие недостатка. После этого продавец (исполнитель) под страхом реализации контрагентом предусмотренных законом способов защиты обязан доказать, что недостатки возникли после передачи товара (результата) покупателю (заказчику).