Недостатки протокола об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостатки протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении" КоАП РФТаким образом, возможность устранения обозначенного выше недостатка протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков со стадии нового рассмотрения недопустимо. Судья районного суда на стадии пересмотра постановления мирового судьи был лишен возможности возвратить дело на новое рассмотрение."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Переквалификация административного правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Неверная квалификация деяния при отсутствии иных недостатков протокола является основанием для переквалификации административного правонарушения, а не возврата протокола
(КонсультантПлюс, 2025)Неверная квалификация деяния при отсутствии иных недостатков протокола является основанием для переквалификации административного правонарушения, а не возврата протокола
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 28.2 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)15. Какие недостатки протокола об административном правонарушении считаются существенными?
(КонсультантПлюс, 2025)15. Какие недостатки протокола об административном правонарушении считаются существенными?
Статья: К вопросу о закреплении приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В представленной статье авторами доказывается необходимость закрепления приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении. Делается акцент на том, что протоколом об административном правонарушении в случае его неправильного составления нарушаются права граждан, связанные с эмоциональными страданиями, вызванными ущемлением такого нематериального блага, как достоинство личности, и репутационными потерями, а также право указанных лиц на судебную защиту. Обосновывается, что при наличии существенных недостатков протокола об административном правонарушении гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд для признания протокола незаконным.
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В представленной статье авторами доказывается необходимость закрепления приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении. Делается акцент на том, что протоколом об административном правонарушении в случае его неправильного составления нарушаются права граждан, связанные с эмоциональными страданиями, вызванными ущемлением такого нематериального блага, как достоинство личности, и репутационными потерями, а также право указанных лиц на судебную защиту. Обосновывается, что при наличии существенных недостатков протокола об административном правонарушении гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд для признания протокола незаконным.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2021 года"Конституционный Суд отметил, что при оценке дефектов (недостатков), допущенных при составлении протокола об административном правонарушении и оформлении иных материалов дела, надлежит иметь в виду, что само по себе их наличие не может служить безусловным основанием для прекращения производства по делу на стадии его рассмотрения.
Готовое решение: Что делать, если вы получили постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, если прокурор вынес постановление с нарушением указанных сроков, это не будет основанием для возвращения постановления прокурору на этапе принятия его судьей, органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело. Также это не является основанием для прекращения производства по делу, если они примут его к рассмотрению. Это связано с тем, что согласно разъяснению Верховного Суда РФ само по себе несоблюдение срока составления является несущественным недостатком протокола об административном правонарушении. С учетом того, что сроки составления постановления идентичны срокам составления протокола, можно сделать вывод о применимости разъяснений Верховного Суда РФ и к постановлению прокурора (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, если прокурор вынес постановление с нарушением указанных сроков, это не будет основанием для возвращения постановления прокурору на этапе принятия его судьей, органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело. Также это не является основанием для прекращения производства по делу, если они примут его к рассмотрению. Это связано с тем, что согласно разъяснению Верховного Суда РФ само по себе несоблюдение срока составления является несущественным недостатком протокола об административном правонарушении. С учетом того, что сроки составления постановления идентичны срокам составления протокола, можно сделать вывод о применимости разъяснений Верховного Суда РФ и к постановлению прокурора (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, что нарушение срока составления протокола об административном правонарушении - это несущественный недостаток протокола, поскольку такой срок не является пресекательным и его нарушение не исключает производство по делу при составлении протокола в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, что нарушение срока составления протокола об административном правонарушении - это несущественный недостаток протокола, поскольку такой срок не является пресекательным и его нарушение не исключает производство по делу при составлении протокола в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
Статья: К вопросу о привлечении к административной ответственности депутатов Государственной Думы Российской Федерации
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В них указано, что орган дознания или следователь в течение 3 дней после выявления правонарушения обязан уведомить Генерального прокурора РФ. Однако существует серьезный недостаток, поскольку ни следователь, ни дознаватель не правомочны возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. В течение недели Генеральный прокурор РФ должен подготовить представление о лишении статуса неприкосновенности для соответствующей палаты. Это также является недостатком, так как протокол об административном правонарушении должен быть составлен незамедлительно либо в течение 2 дней с момента совершения деяния, если требуются дополнительные проверки. Еще один существенный недостаток выявлен в ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Дело в суд нельзя передать, пока не будет получено согласие ГД РФ. А для этой процедуры необходимо дополнительное время, которое в законе не предусмотрено. Кроме этого, согласимся с мнением С.А. Авакьяна, что палата берет на себя ответственность давать оценку фактическим обстоятельствам совершенного деяния и имеет возможность не допустить передачи дела в суд <7>. То есть возлагает на себя обязанности судьи, при этом правомочно определить, виновен депутат или нет? Например, правонарушение совершено, дело об административном правонарушении правомочен рассматривать судья, но материал судье не направляется. Дело в том, что в случае отказа палаты Федерального Собрания на лишение депутата статуса неприкосновенности решение считается окончательным и производство по делу об административном правонарушении прекращается. Дальнейшее производство может быть возобновлено только при вновь открывшихся обстоятельствах.
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В них указано, что орган дознания или следователь в течение 3 дней после выявления правонарушения обязан уведомить Генерального прокурора РФ. Однако существует серьезный недостаток, поскольку ни следователь, ни дознаватель не правомочны возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. В течение недели Генеральный прокурор РФ должен подготовить представление о лишении статуса неприкосновенности для соответствующей палаты. Это также является недостатком, так как протокол об административном правонарушении должен быть составлен незамедлительно либо в течение 2 дней с момента совершения деяния, если требуются дополнительные проверки. Еще один существенный недостаток выявлен в ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Дело в суд нельзя передать, пока не будет получено согласие ГД РФ. А для этой процедуры необходимо дополнительное время, которое в законе не предусмотрено. Кроме этого, согласимся с мнением С.А. Авакьяна, что палата берет на себя ответственность давать оценку фактическим обстоятельствам совершенного деяния и имеет возможность не допустить передачи дела в суд <7>. То есть возлагает на себя обязанности судьи, при этом правомочно определить, виновен депутат или нет? Например, правонарушение совершено, дело об административном правонарушении правомочен рассматривать судья, но материал судье не направляется. Дело в том, что в случае отказа палаты Федерального Собрания на лишение депутата статуса неприкосновенности решение считается окончательным и производство по делу об административном правонарушении прекращается. Дальнейшее производство может быть возобновлено только при вновь открывшихся обстоятельствах.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Отмеченные недостатки протокола об административном правонарушении являются существенными, так как не позволяют установить событие правонарушения и вследствие этого всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому в данном случае материалы дела подлежат возвращению административному органу на доработку.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Отмеченные недостатки протокола об административном правонарушении являются существенными, так как не позволяют установить событие правонарушения и вследствие этого всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому в данном случае материалы дела подлежат возвращению административному органу на доработку.