Недопустимость ухудшения положения налогоплательщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Недопустимость ухудшения положения налогоплательщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"Принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342.5 "Порядок определения показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм)" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что ретроспективный перерасчет НДПИ за прошлые периоды в сторону его увеличения нарушает нормы Конституции РФ, налогового законодательства и принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что ретроспективный перерасчет НДПИ за прошлые периоды в сторону его увеличения нарушает нормы Конституции РФ, налогового законодательства и принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Заключение договоров купли-продажи оборудования не обусловлено разумными экономическими причинами
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по НДПИ за май и июнь 2021 г. Удовлетворяя требование, суд исходил из того, что требование налогового органа произвести ретроспективный перерасчет НДПИ за май и июнь 2021 г. в сторону его увеличения нарушает нормы Конституции РФ, налогового законодательства и принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика. Законом РФ от 02.07.2021 N 305-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в НК РФ (НДПИ в части порядка определения коэффициента Кабдт), и действие этих положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021. Декларация по НДПИ предоставляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым является месяц. В декларации по НДПИ учтены коэффициенты, показатели, компоненты и значения, в том числе и значение коэффициента Кабдт, действующие на момент ее представления. У общества в тот период не было оснований производить расчет НДПИ по измененным значениям. Для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушений прав заявителя в спорный период при применении нового правового регулирования определения коэффициента Кабдт при исчислении НДПИ необходимо установить, улучшили или ухудшили его положение изменения, внесенные Законом в НК РФ. Внесенные Законом изменения ухудшили положение нефтедобывающих компаний, не имеющих нефтепереработки (к которым относится налогоплательщик), за счет увеличения НДПИ. В рассматриваемом случае Закон ухудшил положение общества, увеличив налоговые обязательства по НДПИ (в результате неверного применения коэффициента Кабдт сумма НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, по мнению инспекции, занижена за май 2021 г. и июнь 2021 г.). Специальные правила об обратной силе закона к спорным обстоятельствам неприменимы. Те положения Закона, которые увеличили ставку НДПИ для нефти, должны вступить в силу в порядке, установленном п. 1 ст. 5 НК РФ. Поскольку Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 02.07.2021, месяц после его публикации истек 03.08.2021. Соответственно, с учетом положений п. 1 ст. 5 НК РФ он не может применяться в части ухудшения положений заявителя к налоговым отношениям мая и июня 2021 г.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по НДПИ за май и июнь 2021 г. Удовлетворяя требование, суд исходил из того, что требование налогового органа произвести ретроспективный перерасчет НДПИ за май и июнь 2021 г. в сторону его увеличения нарушает нормы Конституции РФ, налогового законодательства и принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика. Законом РФ от 02.07.2021 N 305-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в НК РФ (НДПИ в части порядка определения коэффициента Кабдт), и действие этих положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021. Декларация по НДПИ предоставляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым является месяц. В декларации по НДПИ учтены коэффициенты, показатели, компоненты и значения, в том числе и значение коэффициента Кабдт, действующие на момент ее представления. У общества в тот период не было оснований производить расчет НДПИ по измененным значениям. Для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушений прав заявителя в спорный период при применении нового правового регулирования определения коэффициента Кабдт при исчислении НДПИ необходимо установить, улучшили или ухудшили его положение изменения, внесенные Законом в НК РФ. Внесенные Законом изменения ухудшили положение нефтедобывающих компаний, не имеющих нефтепереработки (к которым относится налогоплательщик), за счет увеличения НДПИ. В рассматриваемом случае Закон ухудшил положение общества, увеличив налоговые обязательства по НДПИ (в результате неверного применения коэффициента Кабдт сумма НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, по мнению инспекции, занижена за май 2021 г. и июнь 2021 г.). Специальные правила об обратной силе закона к спорным обстоятельствам неприменимы. Те положения Закона, которые увеличили ставку НДПИ для нефти, должны вступить в силу в порядке, установленном п. 1 ст. 5 НК РФ. Поскольку Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 02.07.2021, месяц после его публикации истек 03.08.2021. Соответственно, с учетом положений п. 1 ст. 5 НК РФ он не может применяться в части ухудшения положений заявителя к налоговым отношениям мая и июня 2021 г.
Статья: Статья 57 Конституции Российской Федерации как основа российского налогового права
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Развернутое определение конституционного положения о недопустимости обратного действия закона, ухудшающего положение налогоплательщиков путем придания закону обратной силы, содержится в п. 2 ст. 5 НК РФ "Действие актов о налогах и сборах во времени".
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Развернутое определение конституционного положения о недопустимости обратного действия закона, ухудшающего положение налогоплательщиков путем придания закону обратной силы, содержится в п. 2 ст. 5 НК РФ "Действие актов о налогах и сборах во времени".
Статья: Инновационные полномочия налоговых органов по урегулированию задолженности физических лиц и ее взысканию
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Таким образом, иное истолкование приведенной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации. Доказательством придания обратной силы Закону N 263-ФЗ является то, что нормы этого Закона, касающиеся правоотношений, возникших до 1 января 2023 года, входит в противоречие со статьями 54 и 57 Конституции Российской Федерации и статьей 5 НК РФ. С учетом изложенного целесообразно обратиться в КС РФ с предложением о проверке конституционности части 9 статьи 4 и статьи 5 Закона N 263-ФЗ ввиду следующего. Закон N 263-ФЗ вступил в силу с 1 января 2023 года, следовательно, он может распространяться на правоотношения, возникшие только с этой даты. Следует отметить, что с 1 января 2023 года у каждого налогоплательщика появилась новая обязанность - совокупная обязанность. Содержание (фактически структура) совокупной обязанности отличается от конституционной обязанности, существовавшей ранее, то есть до дня вступления в силу Закона N 263-ФЗ. Таким образом, фактически налоговый орган по состоянию на 1 января 2023 года пересмотрел всем налогоплательщикам налоговую обязанность, в результате которой в соответствии со статьями 69 и 70 НК РФ направил им новое единое требование в рамках новой совокупной обязанности на имеющуюся у них верифицированную задолженность. Введение совокупной обязанности фактически привело к появлению новой обязанности, к обнулению ранее существовавших сроков для исполнения налоговой обязанности (фактически к их продлению). Выставление нового требования после 1 января 2023 года с новыми сроками его исполнения и отсчета привело к появлению новых сроков уплаты, невозможности соотнесения новых сроков уплаты по новому требованию и прошедших, оконченных налоговых периодов, за которые образовалось отрицательное сальдо ЕНС, ранее по которым уже были выставлены требования, но не были применены меры, поскольку требование выставлено за пределами отдельных налоговых периодов, по которым применяется судебный порядок взыскания задолженности по новому порядку, установленному нормой пункта 3 статьи 48 НК РФ в редакции Закона N 263-ФЗ. Итак, именно после 1 января 2023 года стало формироваться отрицательное сальдо на ранее сформированную и существующую фактически старую задолженность (образованную до 1 января 2023 года). При этом с следует учитывать, что у названной задолженности свои сроки образования и уплаты, оконченные соответствующие налоговые периоды, сформированные в определенной хронологии. Несмотря на это, налоговый орган фактически обнуляет налоговые периоды, за которые образовалась задолженность, и тем самым пролонгирует сроки взыскания отрицательного сальдо ЕНС посредством повторного выставления нового требования.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Таким образом, иное истолкование приведенной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации. Доказательством придания обратной силы Закону N 263-ФЗ является то, что нормы этого Закона, касающиеся правоотношений, возникших до 1 января 2023 года, входит в противоречие со статьями 54 и 57 Конституции Российской Федерации и статьей 5 НК РФ. С учетом изложенного целесообразно обратиться в КС РФ с предложением о проверке конституционности части 9 статьи 4 и статьи 5 Закона N 263-ФЗ ввиду следующего. Закон N 263-ФЗ вступил в силу с 1 января 2023 года, следовательно, он может распространяться на правоотношения, возникшие только с этой даты. Следует отметить, что с 1 января 2023 года у каждого налогоплательщика появилась новая обязанность - совокупная обязанность. Содержание (фактически структура) совокупной обязанности отличается от конституционной обязанности, существовавшей ранее, то есть до дня вступления в силу Закона N 263-ФЗ. Таким образом, фактически налоговый орган по состоянию на 1 января 2023 года пересмотрел всем налогоплательщикам налоговую обязанность, в результате которой в соответствии со статьями 69 и 70 НК РФ направил им новое единое требование в рамках новой совокупной обязанности на имеющуюся у них верифицированную задолженность. Введение совокупной обязанности фактически привело к появлению новой обязанности, к обнулению ранее существовавших сроков для исполнения налоговой обязанности (фактически к их продлению). Выставление нового требования после 1 января 2023 года с новыми сроками его исполнения и отсчета привело к появлению новых сроков уплаты, невозможности соотнесения новых сроков уплаты по новому требованию и прошедших, оконченных налоговых периодов, за которые образовалось отрицательное сальдо ЕНС, ранее по которым уже были выставлены требования, но не были применены меры, поскольку требование выставлено за пределами отдельных налоговых периодов, по которым применяется судебный порядок взыскания задолженности по новому порядку, установленному нормой пункта 3 статьи 48 НК РФ в редакции Закона N 263-ФЗ. Итак, именно после 1 января 2023 года стало формироваться отрицательное сальдо на ранее сформированную и существующую фактически старую задолженность (образованную до 1 января 2023 года). При этом с следует учитывать, что у названной задолженности свои сроки образования и уплаты, оконченные соответствующие налоговые периоды, сформированные в определенной хронологии. Несмотря на это, налоговый орган фактически обнуляет налоговые периоды, за которые образовалась задолженность, и тем самым пролонгирует сроки взыскания отрицательного сальдо ЕНС посредством повторного выставления нового требования.