Недопущение, ограничение, устранение конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Недопущение, ограничение, устранение конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.4.2. Злоупотреблением доминирующим положением признается поведение субъекта, выражающееся в определенных формах, в том числе: недопущение, ограничение, устранение конкуренции; причинение вреда иным участникам рынка, включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)"...Признать часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не противоречащей Конституции... в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу... не предполагает возможности установить факт нарушения органом местного самоуправления запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в случае принятия им правового акта о предоставлении субсидий учрежденным таким органом... муниципальным унитарным предприятиям в целях возмещения затрат на содержание и ремонт закрепленного за ними муниципального имущества лишь по мотиву того, что поддержание конкуренции требует от органа... избирать в качестве способа обеспечения муниципальных нужд проведение торгов... если не установлено, что закрепление за муниципальным унитарным предприятием соответствующего... имущества и предоставление ему субсидии на содержание и ремонт... повлекли недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо угрозу наступления таких последствий на конкретном товарном рынке... нарушение прав и законных интересов участников..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Признать часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не противоречащей Конституции... в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу... не предполагает возможности установить факт нарушения органом местного самоуправления запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в случае принятия им правового акта о предоставлении субсидий учрежденным таким органом... муниципальным унитарным предприятиям в целях возмещения затрат на содержание и ремонт закрепленного за ними муниципального имущества лишь по мотиву того, что поддержание конкуренции требует от органа... избирать в качестве способа обеспечения муниципальных нужд проведение торгов... если не установлено, что закрепление за муниципальным унитарным предприятием соответствующего... имущества и предоставление ему субсидии на содержание и ремонт... повлекли недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо угрозу наступления таких последствий на конкретном товарном рынке... нарушение прав и законных интересов участников..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам обжалования решений по делам о нарушениях антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)2. При формировании условий аукциона объединение лотов
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)2. При формировании условий аукциона объединение лотов
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 63. Об установлении угрозы наступления неблагоприятных
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 63. Об установлении угрозы наступления неблагоприятных
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
(ред. от 31.07.2025)2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основным актом антимонопольного законодательства РФ является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <136>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основным актом антимонопольного законодательства РФ является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <136>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением. В соответствии с ч. 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. При этом перечень конкретных форм данного нарушения не является исчерпывающим.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением. В соответствии с ч. 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. При этом перечень конкретных форм данного нарушения не является исчерпывающим.
Статья: Положения о закупках: требования законодательства и проблемы применения
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Таким образом, комитет был признан нарушившим п. 2 ч. 2.3 ст. 2 Закона о закупках и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3> в части принятия акта и (или) осуществления действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Таким образом, комитет был признан нарушившим п. 2 ч. 2.3 ст. 2 Закона о закупках и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3> в части принятия акта и (или) осуществления действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: пролонгацию договора могут расценить как нарушение, которое заключается в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Поэтому, определяя в положении о закупке порядок пролонгации договора, учитывайте также нормы Закона N 135-ФЗ о запрете действий, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: пролонгацию договора могут расценить как нарушение, которое заключается в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Поэтому, определяя в положении о закупке порядок пролонгации договора, учитывайте также нормы Закона N 135-ФЗ о запрете действий, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Статья: Как банки проиграли антимонопольный спор с операторами связи
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Статья 10 Закона "О защите конкуренции" прямо запрещает доминантам совершать действия (бездействие), результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара, создание дискриминационных условий.
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Статья 10 Закона "О защите конкуренции" прямо запрещает доминантам совершать действия (бездействие), результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара, создание дискриминационных условий.
Готовое решение: В каком порядке обжаловать результаты закупки (в том числе электронного конкурса) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в иске вы ссылаетесь на нарушения ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, обоснуйте, что такие нарушения привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Также отразите в иске в том числе сведения о том, каким образом нарушены ваши права как участника соответствующего рынка и как признание закупки недействительной будет способствовать восстановлению этих прав. Эти факты суды будут оценивать при принятии решения по делу (п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2);
(КонсультантПлюс, 2025)Если в иске вы ссылаетесь на нарушения ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, обоснуйте, что такие нарушения привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Также отразите в иске в том числе сведения о том, каким образом нарушены ваши права как участника соответствующего рынка и как признание закупки недействительной будет способствовать восстановлению этих прав. Эти факты суды будут оценивать при принятии решения по делу (п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2);
Статья: Выявление различных нарушений, ограничивающих или устраняющих конкуренцию в сфере закупок
(Кузнецов Г.Д.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона при процедуре определения поставщика запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
(Кузнецов Г.Д.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона при процедуре определения поставщика запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.