Неделимый груз
Подборка наиболее важных документов по запросу Неделимый груз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2024 N 04АП-1530/2024 по делу N А58-10343/2023
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче специального разрешения.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылка Центра мониторинга на то, что указание в заявлении на перевозку груза - "Спецтехника" имеет множественное значение достоверно означающее, что груз является делимым, судом первой инстанции верно отклонена, поскольку в состав специальной техники входят самоходные машины (прицепы самоходных машин), специализированные транспортные средства, которые предназначены для перевозки определенных видов грузов (например, нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов и т.д.), специальные транспортные средства, что не исключает, что данная специальная техника не может быть неделима.
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче специального разрешения.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылка Центра мониторинга на то, что указание в заявлении на перевозку груза - "Спецтехника" имеет множественное значение достоверно означающее, что груз является делимым, судом первой инстанции верно отклонена, поскольку в состав специальной техники входят самоходные машины (прицепы самоходных машин), специализированные транспортные средства, которые предназначены для перевозки определенных видов грузов (например, нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов и т.д.), специальные транспортные средства, что не исключает, что данная специальная техника не может быть неделима.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 N 20АП-6253/2022 по делу N А68-8296/2020
Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по недействительному договору купли-продажи.
Встречное требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам подателя жалобы, возможность физического отделения ворот, шлагбаума, вентиляционной системы, работ по ремонту грузового лифа и кран-балок от помещения, в котором они были установлены, не свидетельствует об их отделимом характере в том смысле, который придается данному понятию положениями статьи 623 ГК РФ. Данной правовой нормой не конкретизирован вред, который должен учитываться при оценке возможности отнесения улучшений к отделимым либо неотделимым.
Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по недействительному договору купли-продажи.
Встречное требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам подателя жалобы, возможность физического отделения ворот, шлагбаума, вентиляционной системы, работ по ремонту грузового лифа и кран-балок от помещения, в котором они были установлены, не свидетельствует об их отделимом характере в том смысле, который придается данному понятию положениями статьи 623 ГК РФ. Данной правовой нормой не конкретизирован вред, который должен учитываться при оценке возможности отнесения улучшений к отделимым либо неотделимым.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о юридической конструкции договора транспортной экспедиции
(Сапега В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 3)М.А. Тарасов в качестве общего цементирующего начала всех договоров транспортной экспедиции, позволяющего сформулировать общее определение договора транспортной экспедиции, называл призвание экспедиторов "совершать юридические и технические действия, связанные с доставкой людей, корреспонденции, грузов, товаров" <9>. С.Ю. Морозов отмечает: "Именно связь экспедиционной услуги с перевозкой груза, ее неотделимость от процесса перевозки определяет правовую природу договора транспортной экспедиции" <10>. Акцентировал внимание на связи с перевозкой и Х.И. Шварц <11>. Как верно отмечал В.Т. Смирнов, говоря о договоре транспортной экспедиции: "Цель его (а природа договора определяется его целью) - оказание услуг, связанных с отправкой и получением грузов, включая транспортные услуги в их комплексе" <12>. И сегодня данное высказывание представляется актуальным. Например, В.А. Вайпан отмечает, что критерием самостоятельности договора транспортной экспедиции является его цель, состоящая в возложении на экспедитора обязанностей выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза <13>. С.Ю. Морозов обоснованно полагает, что данная цель позволяет, в частности, отграничить данный договор от договоров, направленных на представление интересов другого лица (поручения, комиссии, агентского договора) <14>. Целевая направленность действий субъектов свидетельствует в пользу признания договора транспортной экспедиции самостоятельным гражданско-правовым договором.
(Сапега В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 3)М.А. Тарасов в качестве общего цементирующего начала всех договоров транспортной экспедиции, позволяющего сформулировать общее определение договора транспортной экспедиции, называл призвание экспедиторов "совершать юридические и технические действия, связанные с доставкой людей, корреспонденции, грузов, товаров" <9>. С.Ю. Морозов отмечает: "Именно связь экспедиционной услуги с перевозкой груза, ее неотделимость от процесса перевозки определяет правовую природу договора транспортной экспедиции" <10>. Акцентировал внимание на связи с перевозкой и Х.И. Шварц <11>. Как верно отмечал В.Т. Смирнов, говоря о договоре транспортной экспедиции: "Цель его (а природа договора определяется его целью) - оказание услуг, связанных с отправкой и получением грузов, включая транспортные услуги в их комплексе" <12>. И сегодня данное высказывание представляется актуальным. Например, В.А. Вайпан отмечает, что критерием самостоятельности договора транспортной экспедиции является его цель, состоящая в возложении на экспедитора обязанностей выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза <13>. С.Ю. Морозов обоснованно полагает, что данная цель позволяет, в частности, отграничить данный договор от договоров, направленных на представление интересов другого лица (поручения, комиссии, агентского договора) <14>. Целевая направленность действий субъектов свидетельствует в пользу признания договора транспортной экспедиции самостоятельным гражданско-правовым договором.
Статья: О дихотомии конструкции смешанного договора
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Однако цель - не единственное условие, отличающее сложный договор от смешанного. В сложном договоре вспомогательное обязательство находится в прямой зависимости от основного. Если основное не возникает - не возникает и вспомогательное, если основное прекращается - прекращается и дополнительное. В смешанном договоре обязательства равнозначны. Они, как и в сложном договоре, могут быть подчинены достижению одной цели, например строительство объекта, но существуют самостоятельно. При этом каждая из структурных частей смешанного договора решает свою конкретную задачу и имеет промежуточную цель, достижение которой позволит достичь основную. В сложном договоре такого нет. Так, хранение перевозимого груза в процессе транспортировки неотделимо от самой перевозки груза, существовать отдельно не может и его исполнение, как, впрочем, и само существование, зависит, как мы уже написали выше, от основного обязательства.
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Однако цель - не единственное условие, отличающее сложный договор от смешанного. В сложном договоре вспомогательное обязательство находится в прямой зависимости от основного. Если основное не возникает - не возникает и вспомогательное, если основное прекращается - прекращается и дополнительное. В смешанном договоре обязательства равнозначны. Они, как и в сложном договоре, могут быть подчинены достижению одной цели, например строительство объекта, но существуют самостоятельно. При этом каждая из структурных частей смешанного договора решает свою конкретную задачу и имеет промежуточную цель, достижение которой позволит достичь основную. В сложном договоре такого нет. Так, хранение перевозимого груза в процессе транспортировки неотделимо от самой перевозки груза, существовать отдельно не может и его исполнение, как, впрочем, и само существование, зависит, как мы уже написали выше, от основного обязательства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)19) неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)19) неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200
(ред. от 27.05.2025)
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"На крупногабаритное транспортное средство с неделимым грузом допускается догружать аналогичные грузы при одновременном выполнении следующих условий:
(ред. от 27.05.2025)
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"На крупногабаритное транспортное средство с неделимым грузом допускается догружать аналогичные грузы при одновременном выполнении следующих условий:
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)а) в долевом обязательстве каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной с другими доле, если из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное (ст. 321 ГК РФ). Например, при перевозке груза в прямом смешанном сообщении каждый из перевозчиков обязан доставлять груз в сохранности и в срок только на своем участке пути;
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)а) в долевом обязательстве каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной с другими доле, если из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное (ст. 321 ГК РФ). Например, при перевозке груза в прямом смешанном сообщении каждый из перевозчиков обязан доставлять груз в сохранности и в срок только на своем участке пути;
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Вопрос: Как осуществляется перевозка делимого груза по автомобильным дорогам в Российской Федерации?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлены следующие понятия: тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации; крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации; неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза. В соответствии со статьей 31 Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения. Следует отметить, что Федеральный закон запрещает (статья 29) осуществление движения по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего перевозку делимого груза. В этой связи для движения тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего перевозку делимого груза, специальное разрешение не выдается. Приложениями N 1, 2 и 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 (далее - Правила), установлены допустимые габариты транспортных средств, допустимые массы транспортных средств, допустимые осевые нагрузки транспортных средств, которые являются обязательными нормами для соблюдения всеми участниками дорожного движения. Пунктом 77 Правил предусмотрено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы габариты, масса и нагрузки на оси транспортного средства с таким грузом не превышали допустимых весогабаритных параметров, установленных приложениями N 1, N 2 и N 3 к Правилам, или значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Экономический эффект от проезда тяжеловесного транспортного средства несоизмерим с затратами на ремонт автомобильных дорог, покрываемыми за счет бюджетов различных уровней, а также с затратами на ремонт транспортных средств из-за ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги. При разрушении конструкций автомобильных дорог требуются значительные бюджетные средства на проведение работ по их восстановлению, и в период проведения ремонтных работ дальнейшая перевозка грузов ограничивается или прекращается, нанося тем самым убытки самим грузоперевозчикам, а также ограничивая право пользования автомобильной дорогой другим участникам дорожного движения. Таким образом, перевозку делимого груза возможно осуществлять транспортными средствами, не превышающими допустимые габариты, массу и осевые нагрузки, установленные Правилами.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлены следующие понятия: тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации; крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации; неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза. В соответствии со статьей 31 Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения. Следует отметить, что Федеральный закон запрещает (статья 29) осуществление движения по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего перевозку делимого груза. В этой связи для движения тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего перевозку делимого груза, специальное разрешение не выдается. Приложениями N 1, 2 и 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 (далее - Правила), установлены допустимые габариты транспортных средств, допустимые массы транспортных средств, допустимые осевые нагрузки транспортных средств, которые являются обязательными нормами для соблюдения всеми участниками дорожного движения. Пунктом 77 Правил предусмотрено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы габариты, масса и нагрузки на оси транспортного средства с таким грузом не превышали допустимых весогабаритных параметров, установленных приложениями N 1, N 2 и N 3 к Правилам, или значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Экономический эффект от проезда тяжеловесного транспортного средства несоизмерим с затратами на ремонт автомобильных дорог, покрываемыми за счет бюджетов различных уровней, а также с затратами на ремонт транспортных средств из-за ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги. При разрушении конструкций автомобильных дорог требуются значительные бюджетные средства на проведение работ по их восстановлению, и в период проведения ремонтных работ дальнейшая перевозка грузов ограничивается или прекращается, нанося тем самым убытки самим грузоперевозчикам, а также ограничивая право пользования автомобильной дорогой другим участникам дорожного движения. Таким образом, перевозку делимого груза возможно осуществлять транспортными средствами, не превышающими допустимые габариты, массу и осевые нагрузки, установленные Правилами.
Вопрос: Как получить разрешение на перевозку крупногабаритных грузов?
(Консультация эксперта, 2025)характеристику груза (при наличии груза) (габариты (длина, ширина, высота)), масса, делимость (делимый, неделимый, делимый в контейнере (при международной перевозке));
(Консультация эксперта, 2025)характеристику груза (при наличии груза) (габариты (длина, ширина, высота)), масса, делимость (делимый, неделимый, делимый в контейнере (при международной перевозке));
Вопрос: Разрешено ли перевозить технику (трактора, экскаваторы и другие), не соответствующую указанной в специальном разрешении, но с такими же или с наименьшими весовыми и габаритными параметрами? Что значит "аналогичный груз"?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Обращаем внимание, что неоднозначное наименование груза, например, строительная техника, может привести к отказу в выдаче специального разрешения на основании подпункта 2 пункта 30 Порядка из-за несоблюдения требований к перевозке груза, не являющегося неделимым.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Обращаем внимание, что неоднозначное наименование груза, например, строительная техника, может привести к отказу в выдаче специального разрешения на основании подпункта 2 пункта 30 Порядка из-за несоблюдения требований к перевозке груза, не являющегося неделимым.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)С согласия арендодателя организация за свой счет устанавливает в здании грузовой лифт. Расходы, связанные с установкой лифта (включая стоимость самого лифта), квалифицируются как расходы на производство неотделимых улучшений арендованного здания.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)С согласия арендодателя организация за свой счет устанавливает в здании грузовой лифт. Расходы, связанные с установкой лифта (включая стоимость самого лифта), квалифицируются как расходы на производство неотделимых улучшений арендованного здания.
"Личные и имущественные правоотношения супругов: учебное пособие"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Не соответствует требованиям закона позиция, когда при имеющейся возможности раздела имущества в натуре, т.е. при наличии делимого имущества, выделяется одному из спорящих сторон все спорное имущество, а в пользу другого взыскивается денежная компенсация в размере 1/2 части его стоимости, поскольку положения ст. 38 и ст. 39 СК РФ и ст. 252, 254 ГК РФ предусматривают возможность взыскания денежной компенсации лишь при неделимости объекта имущества либо при превышении стоимости имущества, выделенного одной стороне в споре.
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Не соответствует требованиям закона позиция, когда при имеющейся возможности раздела имущества в натуре, т.е. при наличии делимого имущества, выделяется одному из спорящих сторон все спорное имущество, а в пользу другого взыскивается денежная компенсация в размере 1/2 части его стоимости, поскольку положения ст. 38 и ст. 39 СК РФ и ст. 252, 254 ГК РФ предусматривают возможность взыскания денежной компенсации лишь при неделимости объекта имущества либо при превышении стоимости имущества, выделенного одной стороне в споре.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 01.07.2024 N 03-11-11/60991 <Доход от продажи транспорта при УСН включаем в налогооблагаемую базу>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Споры с инспекторами могут возникнуть, если ИП продает личное транспортное средство, так как имущество ИП не разделено на "личное" и "предпринимательское". А вот при продаже личного автомобиля ИП должен доказать, что не использовал его в предпринимательской деятельности. Например, сложно будет доказать, что грузовой автомобиль по своим характеристикам не использовали в предпринимательской деятельности. Ведь он не предназначено для других целей.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Споры с инспекторами могут возникнуть, если ИП продает личное транспортное средство, так как имущество ИП не разделено на "личное" и "предпринимательское". А вот при продаже личного автомобиля ИП должен доказать, что не использовал его в предпринимательской деятельности. Например, сложно будет доказать, что грузовой автомобиль по своим характеристикам не использовали в предпринимательской деятельности. Ведь он не предназначено для других целей.