Нецелевое использование ук РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование ук РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2024 по делу N 33-21514/2024 (УИД 77RS0018-02-2023-011888-30)
Категория спора: Заем.
Требования займодавца: 1) О взыскании основного долга по договору займа; 2) О взыскании процентов за пользование займом.
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по уплате долга, обеспеченных поручительством.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Отклоняя доводы представителей ответчиков о том, что договор займа прикрывал инвестиционный договор, суд пришел к выводу, что не нашли своего подтверждения на основе представленных доказательств. При этом суд отметил, что волеизъявление сторон на заключение инвестиционного договора ничем не подтверждается, К. никогда не оспаривал договор займа по указанному основанию, регулярно подтверждал заемные отношения вплоть до 19.09.2022, в т.ч. выдачей рукописной расписки истцу фио А.Г., согласно пояснениям представителя истца и представленным письменным возражениям ответчик использовал заемные средства не по целевому назначению (вносил в уставные капиталы иных компаний, предоставлял физическим лицам), указанному в договоре займа. Кроме того, материалами дела не доказано, что доля 8% уставного капитала в ООО адрес "Алексинский" и ООО "Тепличный комплекс "Алексинский" стоит сумма и более.
Категория спора: Заем.
Требования займодавца: 1) О взыскании основного долга по договору займа; 2) О взыскании процентов за пользование займом.
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по уплате долга, обеспеченных поручительством.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Отклоняя доводы представителей ответчиков о том, что договор займа прикрывал инвестиционный договор, суд пришел к выводу, что не нашли своего подтверждения на основе представленных доказательств. При этом суд отметил, что волеизъявление сторон на заключение инвестиционного договора ничем не подтверждается, К. никогда не оспаривал договор займа по указанному основанию, регулярно подтверждал заемные отношения вплоть до 19.09.2022, в т.ч. выдачей рукописной расписки истцу фио А.Г., согласно пояснениям представителя истца и представленным письменным возражениям ответчик использовал заемные средства не по целевому назначению (вносил в уставные капиталы иных компаний, предоставлял физическим лицам), указанному в договоре займа. Кроме того, материалами дела не доказано, что доля 8% уставного капитала в ООО адрес "Алексинский" и ООО "Тепличный комплекс "Алексинский" стоит сумма и более.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2024 N 88-20450/2024 (УИД 22RS0013-01-2022-007873-72)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: 1) О признании недействительным решения общего собрания; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что при проведении собрания отсутствовал кворум, нарушены правила оформления протокола и порядка проведения собрания.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Ведение отчетности расходов одной отдельной строкой, а также фактически удержание сумм частично в составе платы за содержание жилья и по строке "прочие расходы", не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств управляющей компанией, поскольку выплата вознаграждения осуществляется по решению общего собрания, тогда как ООО "УК "Алтай" лишь выполняет возложенные на нее обязанности по перечислению денежных средств, поступивших от собственников помещений МКД и такие расходы подлежат отнесению за счет собственников многоквартирного дома.
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: 1) О признании недействительным решения общего собрания; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что при проведении собрания отсутствовал кворум, нарушены правила оформления протокола и порядка проведения собрания.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Ведение отчетности расходов одной отдельной строкой, а также фактически удержание сумм частично в составе платы за содержание жилья и по строке "прочие расходы", не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств управляющей компанией, поскольку выплата вознаграждения осуществляется по решению общего собрания, тогда как ООО "УК "Алтай" лишь выполняет возложенные на нее обязанности по перечислению денежных средств, поступивших от собственников помещений МКД и такие расходы подлежат отнесению за счет собственников многоквартирного дома.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Данное нарушение отличается не только большими штрафами и сроками дисквалификации, но и тем, что за него могут привлечь и к уголовной ответственности, если размер нецелевого использования составит больше 1,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Данное нарушение отличается не только большими штрафами и сроками дисквалификации, но и тем, что за него могут привлечь и к уголовной ответственности, если размер нецелевого использования составит больше 1,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).
Статья: Сравнительный анализ субъективных признаков мошенничества с использованием электронных средств платежа в уголовном законодательстве России и Китая
(Лютов В.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 4)При наличии в УК КНР целого ряда смежных с мошенничеством с использованием электронных средств платежа уголовно-правовых запретов становится возможным уголовное преследование лиц, мошеннические действия которых были сопряжены с проведением расчетов по аккредитиву, оборотом ценных бумаг или государственных облигаций, нецелевым использованием денежных средств. Фактически положения специальных норм УК КНР (ст. ст. 195, 197, 273) позволяют выделить наиболее опасные случаи, когда требуется самостоятельная квалификация тех действий, которые осуществлялись для оптимизации распоряжения денежными средствами, похищенными мошенническим путем с использованием электронных средств платежа.
(Лютов В.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 4)При наличии в УК КНР целого ряда смежных с мошенничеством с использованием электронных средств платежа уголовно-правовых запретов становится возможным уголовное преследование лиц, мошеннические действия которых были сопряжены с проведением расчетов по аккредитиву, оборотом ценных бумаг или государственных облигаций, нецелевым использованием денежных средств. Фактически положения специальных норм УК КНР (ст. ст. 195, 197, 273) позволяют выделить наиболее опасные случаи, когда требуется самостоятельная квалификация тех действий, которые осуществлялись для оптимизации распоряжения денежными средствами, похищенными мошенническим путем с использованием электронных средств платежа.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"11. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории и местные администрации, оказавшие имущественную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования социально ориентированными некоммерческими организациями предоставленным им государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов и ограничений, установленных настоящей статьей.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"11. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории и местные администрации, оказавшие имущественную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования социально ориентированными некоммерческими организациями предоставленным им государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов и ограничений, установленных настоящей статьей.
"Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса"
(Извлечения)
(утв. Минпромнаукой РФ 26.12.2002)14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;
(Извлечения)
(утв. Минпромнаукой РФ 26.12.2002)14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;
Статья: Вопросы квалификации незаконного оборота древесины
(Винокуров В.Н., Ступина С.А., Швецова М.А.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Рассмотрим возможность квалификации действий предпринимателя по ст. 191.1 УК РФ. Согласно ст. 702 ГК РФ одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со ст. 704 ГК работа выполняется силами и средствами подрядчика. Поскольку рубка лесных насаждений и заготовка древесины, например, для строительства или ремонта помещения, возможна только при наличии специальной техники (автомобиля, погрузчика), гражданин (заказчик), получивший право на заготовку древесины, заключает договор с предпринимателем (подрядчиком) и на заготовку древесины. В этом случае древесина будет считаться заготовленной законно, и если гражданин за вознаграждение ее передает предпринимателю, а не использует на цели, которые были указаны в договоре купли-продажи лесных насаждений, то речь идет не о незаконном приобретении древесины предпринимателем, а о ее нецелевом использовании гражданином. Ни административная, ни уголовная ответственность для гражданина за такие действия не предусмотрена.
(Винокуров В.Н., Ступина С.А., Швецова М.А.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Рассмотрим возможность квалификации действий предпринимателя по ст. 191.1 УК РФ. Согласно ст. 702 ГК РФ одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со ст. 704 ГК работа выполняется силами и средствами подрядчика. Поскольку рубка лесных насаждений и заготовка древесины, например, для строительства или ремонта помещения, возможна только при наличии специальной техники (автомобиля, погрузчика), гражданин (заказчик), получивший право на заготовку древесины, заключает договор с предпринимателем (подрядчиком) и на заготовку древесины. В этом случае древесина будет считаться заготовленной законно, и если гражданин за вознаграждение ее передает предпринимателю, а не использует на цели, которые были указаны в договоре купли-продажи лесных насаждений, то речь идет не о незаконном приобретении древесины предпринимателем, а о ее нецелевом использовании гражданином. Ни административная, ни уголовная ответственность для гражданина за такие действия не предусмотрена.
Статья: Конструирование санкций за квалифицированные составы нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов
(Карагина Д.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<12> См.: Иванчин А.В. О необходимости реконструкции основного и квалифицированного составов нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств (ст. 285.1, 285.2 УК РФ) // Вестник Академии экономический безопасности МВД России. 2009. N 6. С. 81 - 82.
(Карагина Д.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<12> См.: Иванчин А.В. О необходимости реконструкции основного и квалифицированного составов нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств (ст. 285.1, 285.2 УК РФ) // Вестник Академии экономический безопасности МВД России. 2009. N 6. С. 81 - 82.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Впрочем, если расходование средств резервного фонда не соответствует целям их предоставления, то возможно применение ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ <10> и УК РФ <11>. Это положение распространяется на фонды любого уровня бюджетной системы и любого субъекта, имеющего право формировать фонд и расходовать его средства, хотя в качестве нарушения выделяется нецелевое использование средств резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти (местных администраций). Следует оговориться: в документе отсутствует отдельное упоминание нецелевого использования средств резервных фондов публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации или муниципальных образований <12>).
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Впрочем, если расходование средств резервного фонда не соответствует целям их предоставления, то возможно применение ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ <10> и УК РФ <11>. Это положение распространяется на фонды любого уровня бюджетной системы и любого субъекта, имеющего право формировать фонд и расходовать его средства, хотя в качестве нарушения выделяется нецелевое использование средств резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти (местных администраций). Следует оговориться: в документе отсутствует отдельное упоминание нецелевого использования средств резервных фондов публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации или муниципальных образований <12>).
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Средства самообложения и инициативные платежи являются альтернативными источниками доходов местных бюджетов, относятся к неналоговым доходам <35>. От иных видов неналоговых доходов и безвозмездных поступлений они отличаются строго целевым характером, поэтому не подпадают под действие принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета. В местных бюджетах данные платежи отражаются отдельными позициями от других доходов и расходов. В их отношении наиболее отчетливо проявляется действие принципа адресности и целевого характера бюджетных средств <36>. Нецелевое использование денежных средств влечет финансовую, административную или уголовную ответственность <37>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Средства самообложения и инициативные платежи являются альтернативными источниками доходов местных бюджетов, относятся к неналоговым доходам <35>. От иных видов неналоговых доходов и безвозмездных поступлений они отличаются строго целевым характером, поэтому не подпадают под действие принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета. В местных бюджетах данные платежи отражаются отдельными позициями от других доходов и расходов. В их отношении наиболее отчетливо проявляется действие принципа адресности и целевого характера бюджетных средств <36>. Нецелевое использование денежных средств влечет финансовую, административную или уголовную ответственность <37>.
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Так, за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 285.1 и 285.2 УК РФ), а за неэффективное их использование специальной такой ответственности нет. Различная правовая охрана схожих отношений противоречит конституционным требованиям равной защиты при схожих нарушениях.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Так, за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 285.1 и 285.2 УК РФ), а за неэффективное их использование специальной такой ответственности нет. Различная правовая охрана схожих отношений противоречит конституционным требованиям равной защиты при схожих нарушениях.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Кроме этого, Уголовный кодекс Азербайджанской Республики финансовые отношения в области государственных расходов и имущества определил в качестве дополнительного основного объекта коррупционных преступлений в публичном секторе. Например, в ст. 308-1 <1> криминализировано нецелевое использование средств государственного бюджета, целевых бюджетных или внебюджетных государственных фондов. В ст. 314-1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики определена общественная опасность принятия должностным лицом незаконного решения о передаче земельных участков, находящихся в исключительной государственной собственности (в том числе под 20 - 50-метровой прибрежной полосой принадлежащей Азербайджанской Республике части Каспийского моря), в собственность, пользование или аренду муниципалитетам, физическим или юридическим лицам.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Кроме этого, Уголовный кодекс Азербайджанской Республики финансовые отношения в области государственных расходов и имущества определил в качестве дополнительного основного объекта коррупционных преступлений в публичном секторе. Например, в ст. 308-1 <1> криминализировано нецелевое использование средств государственного бюджета, целевых бюджетных или внебюджетных государственных фондов. В ст. 314-1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики определена общественная опасность принятия должностным лицом незаконного решения о передаче земельных участков, находящихся в исключительной государственной собственности (в том числе под 20 - 50-метровой прибрежной полосой принадлежащей Азербайджанской Республике части Каспийского моря), в собственность, пользование или аренду муниципалитетам, физическим или юридическим лицам.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве одного из видов уголовного наказания за такие преступления предусмотрено лишение права занимать определенные должности, в том числе государственной или муниципальной службы, или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ, ч. 2 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве одного из видов уголовного наказания за такие преступления предусмотрено лишение права занимать определенные должности, в том числе государственной или муниципальной службы, или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ, ч. 2 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Пробелы в уголовном законодательстве на примере статьи 176 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Чесноков М.В.)
("Российский следователь", 2025, N 9)2. В сфере бюджетного кредитования при его незаконном получении или нецелевом использовании. Указанный пробел должен быть исправлен путем внесения соответствующих изменений в уголовный закон. При этом с целью соблюдения ст. 8 Конституции РФ отношения, основанные на бюджетном кредите при его незаконном получении, должны охраняться ч. 1 ст. 176 УК РФ, тем более, что они относятся к сфере кредитования. Нецелевое использование бюджетного кредита, при причинении соответствующего ущерба, в связи с его повышенной общественной опасностью должно быть выделено в отдельную статью УК РФ.
(Чесноков М.В.)
("Российский следователь", 2025, N 9)2. В сфере бюджетного кредитования при его незаконном получении или нецелевом использовании. Указанный пробел должен быть исправлен путем внесения соответствующих изменений в уголовный закон. При этом с целью соблюдения ст. 8 Конституции РФ отношения, основанные на бюджетном кредите при его незаконном получении, должны охраняться ч. 1 ст. 176 УК РФ, тем более, что они относятся к сфере кредитования. Нецелевое использование бюджетного кредита, при причинении соответствующего ущерба, в связи с его повышенной общественной опасностью должно быть выделено в отдельную статью УК РФ.
Статья: Блокчейн-технологии и персональные данные граждан: перспективы правового регулирования
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)В случае администрирования реестра (назначения ответственного за включение/исключение из него лица, полноту, достоверность и порядок использования информации, например в СРО) такой реестр перестает быть распределенным. Если же речь идет о классическом одноранговом блокчейне со свободным потоком данных, предотвратить нецелевое использование в том числе персональных данных не представляется возможным. Вышеперечисленное влечет за собой однозначные правовые риски для юридического лица - оператора данных (держателя реестра), в частности штрафные санкции в порядке уголовной ответственности (ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" Уголовного кодекса РФ), административной ответственности (ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также гражданско-правовой (ст. 15 "Возмещение убытков", 151 "Компенсация морального вреда" Гражданского кодекса РФ, ст. 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона N 152-ФЗ) и дисциплинарной ответственности (ст. 90 "Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника", 192 "Дисциплинарные взыскания", подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя" Трудового кодекса РФ).
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)В случае администрирования реестра (назначения ответственного за включение/исключение из него лица, полноту, достоверность и порядок использования информации, например в СРО) такой реестр перестает быть распределенным. Если же речь идет о классическом одноранговом блокчейне со свободным потоком данных, предотвратить нецелевое использование в том числе персональных данных не представляется возможным. Вышеперечисленное влечет за собой однозначные правовые риски для юридического лица - оператора данных (держателя реестра), в частности штрафные санкции в порядке уголовной ответственности (ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" Уголовного кодекса РФ), административной ответственности (ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также гражданско-правовой (ст. 15 "Возмещение убытков", 151 "Компенсация морального вреда" Гражданского кодекса РФ, ст. 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона N 152-ФЗ) и дисциплинарной ответственности (ст. 90 "Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника", 192 "Дисциплинарные взыскания", подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя" Трудового кодекса РФ).
Статья: Криминалистическая характеристика специальных коррупционных преступлений против интересов службы в органах государственной власти и местного самоуправления
(Клещенко Ю.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Для раскрытия сущности предмета настоящего исследования будет правильным сослаться на положения статей 285.1 и 285.2 УК РФ, охраняющих бюджетные отношения от преступных посягательств <13>. Таким образом, если принять во внимание упомянутый причинно-следственный комплекс нецелевого использования бюджетных ресурсов, уместно оговорить, что условия, направленные на удовлетворение и реализацию криминогенных потребностей и интересов конкретного должностного лица, становятся основой преступной мотивации, создаются благоприятные условия для реализации преступного умысла и другое <14>.
(Клещенко Ю.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Для раскрытия сущности предмета настоящего исследования будет правильным сослаться на положения статей 285.1 и 285.2 УК РФ, охраняющих бюджетные отношения от преступных посягательств <13>. Таким образом, если принять во внимание упомянутый причинно-следственный комплекс нецелевого использования бюджетных ресурсов, уместно оговорить, что условия, направленные на удовлетворение и реализацию криминогенных потребностей и интересов конкретного должностного лица, становятся основой преступной мотивации, создаются благоприятные условия для реализации преступного умысла и другое <14>.