Нецелевое использование участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"1.2.4. Строение, которое возведено в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, но используется не по целевому назначению, не признается самовольной постройкой (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какие иные последствия может повлечь нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какие иные последствия может повлечь нецелевое использование земельного участка
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Отойдем от предположений и обратимся к документации, приложенной к законопроекту. Как следует из стенограммы заседания Государственной Думы РФ от 07.07.2015, П.В. Крашенинников, поясняя причину внесения изменений, отметил, что первоначально законопроект был призван урегулировать вопрос самовольных построек на территории вновь образованных субъектов РФ, а именно в Республике Крым и в городе федерального значения Севастополе: "Мы знаем огромное количество случаев, когда на шести сотках строили гостиницы или заводы" <1>. Вряд ли законодателю, исходя из этих целей регулирования, важно, насколько прочно эта гостиница или завод связаны с землей, поскольку основная цель регулирования в данном случае - исключить нецелевое использование земельных участков. Кроме того, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ относительно законопроекта прямо сказано: "В предлагаемой проектом федерального закона редакции пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение самовольной постройки, согласно которому такая постройка может не относиться к недвижимому имуществу. Тем самым положения проектируемой статьи будут распространяться на постройки, не обладающие признаками недвижимого имущества" <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Отойдем от предположений и обратимся к документации, приложенной к законопроекту. Как следует из стенограммы заседания Государственной Думы РФ от 07.07.2015, П.В. Крашенинников, поясняя причину внесения изменений, отметил, что первоначально законопроект был призван урегулировать вопрос самовольных построек на территории вновь образованных субъектов РФ, а именно в Республике Крым и в городе федерального значения Севастополе: "Мы знаем огромное количество случаев, когда на шести сотках строили гостиницы или заводы" <1>. Вряд ли законодателю, исходя из этих целей регулирования, важно, насколько прочно эта гостиница или завод связаны с землей, поскольку основная цель регулирования в данном случае - исключить нецелевое использование земельных участков. Кроме того, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ относительно законопроекта прямо сказано: "В предлагаемой проектом федерального закона редакции пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение самовольной постройки, согласно которому такая постройка может не относиться к недвижимому имуществу. Тем самым положения проектируемой статьи будут распространяться на постройки, не обладающие признаками недвижимого имущества" <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вносятся также в качестве дополнительных сведения о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации. В данном случае речь идет о том, что нецелевое использование участка из земель сельскохозяйственного назначения стало причиной судебного разбирательства, и это обстоятельство должно быть известно органам регистрации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вносятся также в качестве дополнительных сведения о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации. В данном случае речь идет о том, что нецелевое использование участка из земель сельскохозяйственного назначения стало причиной судебного разбирательства, и это обстоятельство должно быть известно органам регистрации.
Готовое решение: Особенности расторжения договора аренды публичного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Если участок передан в аренду для имущественной поддержки СМСП, а также организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Это требование может быть предъявлено, когда участок используется не по целевому назначению и (или) нарушены запреты, установленные ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Такой участок должен быть включен в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренный ч. 4 ст. 18 данного Закона (п. 2.3 ст. 46 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если участок передан в аренду для имущественной поддержки СМСП, а также организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Это требование может быть предъявлено, когда участок используется не по целевому назначению и (или) нарушены запреты, установленные ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Такой участок должен быть включен в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренный ч. 4 ст. 18 данного Закона (п. 2.3 ст. 46 ЗК РФ).
Готовое решение: Что рекомендуется проверить покупателю перед покупкой земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого в первую очередь оцените, соответствуют ли предполагаемой цели категория земель, к которой относится земельный участок, и виды разрешенного использования, установленные для него. Это важно, поскольку правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, несоответствие разрешенному использованию земельного участка документов, представленных для получения разрешения на строительство, является одним из оснований для отказа в выдаче такого разрешения (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ). А за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого в первую очередь оцените, соответствуют ли предполагаемой цели категория земель, к которой относится земельный участок, и виды разрешенного использования, установленные для него. Это важно, поскольку правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, несоответствие разрешенному использованию земельного участка документов, представленных для получения разрешения на строительство, является одним из оснований для отказа в выдаче такого разрешения (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ). А за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность.
Готовое решение: Что такое целевое назначение нежилого помещения и как его изменить
(КонсультантПлюс, 2025)Так, если использование нежилого помещения не соответствует целевому назначению не самого помещения, а земельного участка под зданием, в котором находится помещение, то ответственность может наступить за нецелевое использование земельного участка. Например, по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - в виде административного штрафа. В судебной практике можно встретить позицию, что здание, частью которого является помещение, прочно связано с землей. А нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок (п. 1 ст. 130 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-10562).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, если использование нежилого помещения не соответствует целевому назначению не самого помещения, а земельного участка под зданием, в котором находится помещение, то ответственность может наступить за нецелевое использование земельного участка. Например, по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - в виде административного штрафа. В судебной практике можно встретить позицию, что здание, частью которого является помещение, прочно связано с землей. А нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок (п. 1 ст. 130 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-10562).
Статья: Изменения-2025 для организаций в части имущественных налогов (комментарий к Законам от 12.07.2024 N 176-ФЗ, от 08.08.2024 N 259-ФЗ, от 29.10.2024 N 362-ФЗ, от 29.11.2024 N 416-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 2)Поправка 2. Расширен состав сведений о выявленных нарушениях, влияющих на определение ставки. К примеру, если земельный участок, предназначенный для сельхозпроизводства, не используется по целевому назначению, то инспекция может исчислить за него налог по повышенной ставке (в размере не более 1,5% вместо не более 0,3%). Для этого налоговики должны располагать соответствующими сведениями, полученными от органов земельного контроля (надзора) <8>. По правилам НК РФ до 2025 г. надзорным органам следовало сообщать в ИФНС о выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений (а также о том, что нарушения устранены) <9>. А если налоговики в качестве источника сведений о нецелевом использовании участка брали, скажем, результаты выездных обследований органами муниципального земельного контроля или постановление о назначении административного наказания, то это приводило к спору с налогоплательщиками. С этого года состав сведений, которые являются основанием для повышенного налогообложения неправильно используемого участка, расширен <10>. Перечень документов, влияющих на определение ставки, утвержден Приказом ФНС <11>. Помимо выданных предписаний, это могут быть, в частности, постановления по делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу решения судов, результаты контрольных (надзорных) мероприятий и т.п.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 2)Поправка 2. Расширен состав сведений о выявленных нарушениях, влияющих на определение ставки. К примеру, если земельный участок, предназначенный для сельхозпроизводства, не используется по целевому назначению, то инспекция может исчислить за него налог по повышенной ставке (в размере не более 1,5% вместо не более 0,3%). Для этого налоговики должны располагать соответствующими сведениями, полученными от органов земельного контроля (надзора) <8>. По правилам НК РФ до 2025 г. надзорным органам следовало сообщать в ИФНС о выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений (а также о том, что нарушения устранены) <9>. А если налоговики в качестве источника сведений о нецелевом использовании участка брали, скажем, результаты выездных обследований органами муниципального земельного контроля или постановление о назначении административного наказания, то это приводило к спору с налогоплательщиками. С этого года состав сведений, которые являются основанием для повышенного налогообложения неправильно используемого участка, расширен <10>. Перечень документов, влияющих на определение ставки, утвержден Приказом ФНС <11>. Помимо выданных предписаний, это могут быть, в частности, постановления по делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу решения судов, результаты контрольных (надзорных) мероприятий и т.п.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)К примеру, общество с ограниченной ответственностью является собственником коммерческой недвижимости - здания, которое было построено много лет назад для того, чтобы в нем размещался склад или производственный цех. При этом земельный участок, на котором расположено это здание, также имеет свое целевое назначение - размещение зданий, в которых организованы склады или какое-либо производство. Представим ситуацию, когда директор юридического лица принял решение о том, что теперь в этом большом и просторном здании будет размещен, например, спортивный центр. С точки зрения контролирующих государственных органов, в данном случае Росреестра, такие действия компании являются административным правонарушением. В этой ситуации к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка будут привлечены общество с ограниченной ответственностью, которое заплатит в бюджет внушительный штраф, а также единоличный исполнительный орган этого юридического лица.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)К примеру, общество с ограниченной ответственностью является собственником коммерческой недвижимости - здания, которое было построено много лет назад для того, чтобы в нем размещался склад или производственный цех. При этом земельный участок, на котором расположено это здание, также имеет свое целевое назначение - размещение зданий, в которых организованы склады или какое-либо производство. Представим ситуацию, когда директор юридического лица принял решение о том, что теперь в этом большом и просторном здании будет размещен, например, спортивный центр. С точки зрения контролирующих государственных органов, в данном случае Росреестра, такие действия компании являются административным правонарушением. В этой ситуации к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка будут привлечены общество с ограниченной ответственностью, которое заплатит в бюджет внушительный штраф, а также единоличный исполнительный орган этого юридического лица.